Папки-передвижки

Экологическое воспитание в детском саду. Открытое интегрированное занятие в средней группе «Уголь»

НАТАЛЬЯ КОТЕНКОВА
Экологическое воспитание в детском саду. Открытое интегрированное занятие в средней группе «Уголь»

Цель: Развитие познавательной активности детей методом детского экспериментирования в процессе знакомства с камнями, углем.

Программное содержание:

1. Развивать интерес к камням. Закрепить умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др). Закрепить представление о том, что камни бывают речными и морскими, драгоценными, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог, а также делают украшения.

2. Познакомить со свойствами каменного угля и мела, с тем, как их добывают и

Публикация «Экологическое воспитание в детском саду, Открытое интегрированное занятие в средней группе „Уголь“» размещена в разделах

используют. Закреплять умение обследовать предметы, называть их свойства и особенности. Поддерживать интерес к экспериментированию.

3. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

4. Формирование речевой активности у детей, обогащение словаря.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. ребята посмотрите к нам в гости кто-то пришел. Кто это….

-. Фея экология.

- фея экология слышала, что мы с вами много знаем о природе, вот она решила с нами поиграть….

- А какая бывает природа (живая, неживая).

А какие признаки живого вы знаете (все дышит, размножается, растет, двигается, питается)

Игра – живое- неживое (картинки- небо, солнце, цветы, деревья, животные, камень)

2. посылка.

- Как поверить, действительно ли посылка предназначена нам.

- по адресу….

- кто знает как наш детский сад называется…какая наша группа. а адрес….

(дети называют)

- значит посылка для нас.

- смотрите здесь написано….чтоб посылку вам открыть- вам надо отгадать загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий —

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?

Воспитатель достает большой камень : на нем нарисованы глаза, рот.

- 3. Голос (за дверью) : .здравствуйте друзья….я профессор камень глыбовия…я очень рад…что вы сумели отгадать загадку…я слышал что вы начали изучать камни… ведь камни играют большую роль в нашей жизни. вот я вам и прислал своих маленьких друзей- различных камней для изучения в лаборатории. Но сначала вы должны их узнать.

-1. из этих камней делают различные украшения: бусы, сережки, кольца, браслеты,

- драгоценные…

А где их добывают….в горах….

Вот и драгоценные камни- давайте отнесем их к горе- самоцветов (макет).

В посылке еще что-то есть. Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка. (Деты слушают)

Что вы услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы.) Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели? (картинка)

Дети. На берегу моря много камушков, море красивое.

Камень Глыбович прислал нам морских камушков…. Посмотрите на камни и скажите: какой они формы - разные….

А по размеру- большие и маленькие…

- потрогайте камни руками- какая поверхность и ….есть гладкая…. есть шершавая….

- Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый)

- давайте вспомним…если положим камень в воду, что с ним случиться (утонет…почему…. тяжелый»….)

- а какие камни- холодные или теплые…. но камень можно согреть….

4. дыхательная гимнастика. (дети берут камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

- воспитатель : Из-за того. что камни прочные, твердые, люди используют их в строительстве….зданий, дорог, мостов…из камней делают памятники, скульптуры. (картинки)

5. и я предлагаю вам сделать мост из наших камушков…для феи экологии, чтобы она смогла прийти к горе с самоцветами….

6. физ-ка….(в поле выросли цветы)

7. У нас в посылке еще остались камешки…что это а камень мы узнаем….если отгадаем загадку….

- С виду неприглядный камень.

Он в земле лежит ластами.

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.

Под землею огоньки –

Это в шахте горняки

Отбивают молотками

Этот, очень нужный, камень. (Уголь)

Камень глыбович прислал нам уголь, чтобы мы изучили его свойства в лаборатории, проделали с ним опыты

Уголь- не просто камень, это камень который когда –то был растением….во послушайте про него сказку…Сказка с картинками (деревья древние, болото, деревья в болоте, деревья под землей, уголь).

Вот так образовался уголь… Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы. (картинка)

Ребята слово шахта для вас новое, давайте повторим его несколько раз, все вместе, (дети повторяют вместе с воспитателем).

Закройте глаза. Вот так - темно, ничего не видно - и в шахтах. От стволов шахт по направлению к залежам каменного угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, проводят освещение. Шахтеры добывают уголь с помощью отбойных молотков, потом его грузят в вагонетки и на них перевозят до ствола шахты.

Затем специальные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Труд шахтеров очень тяжелый.

Игра. -давай-те представим что мы шахтеры….давайте закроем глаза и представим. что мы спускаемся в шахту….берем в руки молоток и долбим уголь….смотрите сколько мы добыли угля…каждому хватит…давайте возьмем по каменному углю и пройдем в лабораторию.

8. лаборатория…

- чтобы наши пальчики стали послушными, сделаем пальчиковую гимнастику…

Опыт. 1. какого цвета уголь…а еще он моет быть бурым….блестящим и матовым…

Опыт. 2. Воспитатель. Уголь твёрдый или мягкий? Давайте попробуем надавить на него или сжать в руке. Значит твердый…

Опыт. 2. Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт (ударяю по куску каменного угля молотком - он рассыпался на несколько мелких кусочков). -Какой вывод можно сделать?

Дети. - Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень.

Опыт. 3. Воспитатель. Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается. Положите уголь и вытрите руки салфеткой.

Опыт. 4. Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите (ответы детей).

Воспитатель- Уголь- бугристый как дерево…давайте скажем это слово…

Опыт. 5- Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит (появляются пузырьки). Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул.

Воспитатель. Почему?

Дети. Он тяжёлый.

Вывод: Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? Дети. Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, он пачкается.

Ребята фея экология очень любит этот камень – ведь уголь- великий помошник человека. Она ласково называет его жар-камень. Он хорошо горит и дает много тепла. Не найди человек этот камень пришлось бы вырубать на дрова все деревья. А без лесов страшно подумать… что произошло бы….это его аром рожден металл, который выплавляется на огромных печах на зводах. А из металла сделаны все машины и др. полезные вещи.. Из каменного угля получают краски и лаки и дае лекарственные вещества. Вот такой интересный камень прислал нам Камень Глыбович…. Но фея экология предупредает…. Земные ресурсы не бесконечны, люди должны бережно относиться к тому, что им даёт природа. (картинки)

- давайте скажем спасибо нашему угольку.

9. фея экология предлагает вспомнить о чем мы сегодня говорили…. и поиграть в игру Дидактическая игра: «Про что я говорю».

этот предмет добывают глубоко в земле, в шахте (уголь)

-эти камни в сережках и бусах у мамы (драгоценные камни)

- их можно встретить на речке, в море дороге….они твердые…разные (камни)

- он черный (уголь)

10. вот наша работа в лаборатории и закончилась…смотрите камень глыбович еще сюрприз нам приготовил…смотрите оказывается на камнях можно рисовать, лепить и сделать из них сувениры- талисманы. …давайте тоже попробуем…и сделаем себе камень- талисман…вылепим веселое лицо…

11. - ну вот какие мы молодцы….фея экология нами очень довольна…она приготовила нам сюрприз. давайте закроем глаза….смотрите у нас появилась целая коллекция камней…и микроскоп …. ну вот занятие наше подошло к концу. Вы молодцы….

Публикации по теме:

План по самообразованию на тему «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Проведение опытов с объектами живой и неживой природы (растения, молоко, хлеб, вода, свет, воздух, рукотворного мира (ткани). Развитие.

Презентация исследовательско-творческого проектаПрезентация исследовательско-творческого проекта Проект:Формирование познавательной активности с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами. Ежедневно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание в детском саду. Открытое интегрированное занятие в средней группе «Уголь»
Опубликовано: 16 января 2014 в 16:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД