Открытый просмотр занятия по познавательно-речевому развитию «Подводное царство»

Людмила Кандаурова
Открытый просмотр занятия по познавательно-речевому развитию «Подводное царство»

Программные задачи: Актуализация по теме «Животный мир морей и океанов». Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи простых и сложных предложений). Развитие связной речи. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Развитие общих речевых навыков (длительности речевого выдоха, звучности и подвижности голоса, четкости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи). Развитие творческого воображения. Воспитание любви к природе.

Наглядный материал: Картинки с изображением морских обитателей, голубая ширма, шапочки с изображением морских животных, ракушки, камушки, магнитная доска, костюм «золотая рыбка» (взрослый, 2 костюма для гномиков (детские, картина «Обитатели моря», мольберт, предметные картинки с названием предметов начинающих на твердые и мягкие согласные звуки.

Предварительная работа: Подборка и выставка в группе литературы, иллюстрации о морях и океанах; проведение познавательных занятий, бесед о подводном мире; рассматривание иллюстрированной энциклопедии интеллекта; заучивании стихов и чтение произведений; выставка работ детей и родителей по теме: «В подводном царстве».

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в зал. Звучит музыка.

Воспитатель: Послушайте музыку. Что вам оно напоминает?

Дети: Шум моря, крики чаек и т. д.

Воспитатель предлагает одному ребёнку рассказать стихотворение о море.

На всех морях бывал моряк.

И удивился говоря:

Зовут по разному моря -

Белое море и Черное море,

Красное море и Жёлтое море,

Название, конечно же очень красивые

Но только повсюду, врать вам не буду,

Моря одинаково синие.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать какие чудеса хранят моря и океаны в своих глубинах!

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда нам надо обратиться за помощью к героям знакомых сказок. А каких вы знаете героев, которые обладали волшебной силой?

Дети: Щука, волшебная палочка, фея, джим, золотая рыбка.

Воспитатель: Ребята, так как мы находимся на берегу моря, давайте позовем золотую рыбку.

Дети зовут «золотую рыбку». (Звучит музыка, входит «Золотая рыбка»)

Золотая рыбка: Здравствуйте, ребята! Я — «Золотая рыбка». Слышала вы хотите пос-мотреть моё подводное царство. Приглашаю Вас в моё подводное царство. (Раздает детям медальки с изображением морских животных)

Предлагает детям закрыть глаза. Занавес открывается. Дети открывают глаза и оказываются в подводном царстве.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво! Морское дно, похоже на волшебное сказочное царство.

Золотая рыбка: Слышала, что вы многое умеете и решила проверить, так ли это! Я бу-ду давать вам задания. Если справитесь с ними, награжу Вас!

Первое задание: Каких морских обитателей вы знаете?

Дети: Рыба — пила, акула, морская звезда, медуза, скат, рыба — шар, рыба — клоун, рыба — карась, рыба — попугай, дельфин и т. д.

Второе задание: Каких только удивительных рыб не водится в морях! Расскажите мне о них.

Дети:

1-й ребёнок: Рыба — пила: Её так называют, потому что у неё множество маленьких, зубов, расположенных, как зубы у пилы на носу! Ими она буквально прочесывает песочное дно в поисках добычи.

2-й ребёнок: Электрический скат: Он электрическим током отгоняет врагов, у него сильно сплюснутое тело; из — за этого создается впечатление, что он не плавает, а летает в воде.

3-й ребёнок: Морская звезда — это животное, обитающее на морском дне. Большинства их них имеется пять «рук» - лучей, расходящихся наподобие колесных спиц. Морские звезды умеют раскрывать ракушки и доставать оттуда моллюсков, которыми питается.

Золотая рыбка: В моём царстве живут осьминожки.

Воспитатель: Про осьминожек наши дети знают стихотворение.

Предлагает ребёнку рассказать, а другим перечислить по порядку, какого цвета были осьминожки. Упражнение на внимание.

Ребёнок: Жил осьминог со своей осьминожкой.

Было у них осьминожков немножко.

Все они были разного цвета:

Первый — зелёный, второй — фиолетовый,

Третий — как зебра, весь полосатый,

Белые оба — четвертый и пятый,

Шестой — темно — синий от носа до пяток,

Желто — при желтый седьмой осьминожек.

Восьмой — словно спелая ягода красный

Словом, не дети, а тюбика с краской.

Воспитатель убирает иллюстрации.

Воспитатель: Сколько было всего маленьких осьминожков.

Дети: Их было восемь.

Воспитатель: Каким был первый осьминожек!

Дети: Первый — зелёный и т. д.

Золотая рыбка: Молодцы! С этим заданием вы тоже справились. Садитесь на ковёр. Сейчас мы послушаем произведение композитора Камила Сан — Санса «Аквариум».

Звучит мелодия. Дети слушают музыку передвигаясь по залу.

Воспитатель: Это необычная музыка. Что вы представляете себе, когда слушаете эту музыку?

Дети:

Музыка плавная и булькающая, как будто вокруг воздушные пузырьки.

Музыка нежная, солнечная. Я представляю, как рыбки плавают, резвятся в океане, догоняют друг друга.

В музыке вода переливается на солнце, рыбки светятся в лучах солнышка им весело на дне морском.

Золотая рыбка: Всем понравилась музыка. Я приглашаю Вас на танец.

Танец рыбок.

Воспитатель: После танца нам надо отрегулировать дыхание. Встаньте в кружек. Вдох, задержка дыхания, выдох (повторить 3 раза). Сейчас мы сделаем выдох, задержите дыхание, а потом по моей команде на выдох, скажите чистоговорку:

На мели мы лениво, налима ловили.

Золотая рыбка хвалит детей и предлагает следующее задание — загадку.

Оно может быть ласковыми, может быть грубым.

Оно может обидеть, может рассмешить.

Его можно сказать, а можно взять и написать,

Но для этого надо буквы знать?

Дети: Это слово.

Золотая рыбка: Хорошо! Теперь ответьте на следующие вопросы. Слова бывают ко-роткие, а бывают длинные. Как же их отличить?

Дети: Их можно измерить.

Золотая рыбка: А чем? Линейкой?

Дети: Нет слогами.

Ребёнок: Измерить длиннющее слово -

Да это проще простого!

Сколько слогов в нём, надо узнать -

Хлопать в ладоши пора начинать!

Золотая рыбка: Сейчас поиграем в игру «Собери игрушки по количеству слогов». Иг-рают два ребёнка. Первый будет собирать игрушки, название которых состоит из одного слога, а второй — игрушки, название которых состоит из двух слогов.

Воспитатель: Давайте покажем золотой рыбке: как это хлопая в ладоши измерить слово? Вот, например, краб.

Показывает схему слоговую краб и кра — бик.

Воспитатель: Сколько слогов в слове краб? Давайте прохлопаем вместе. (Дети прихлопывают 1 раз)А если назвать его ласково - «крабик». Сколько будет слогов. (Дети при-хлопывают 2 раза)

После окончания игры анализируют выполнение заданий.

Золотая рыбка: Молодцы! Слушайте следующее задание: когда мы произносим слово, что мы слышим? Правильно звуки. А какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Золотая рыбка: Гласные звуки дружат с согласными. Поэтому их и называют - «согласные». А как вы думаете кому живется легче: гласным или согласным.

Дети: Конечно гласным.

Ребёнок: Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Воспитатель: А что можно сказать о согласных?

Ребёнок: А согласные звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Золотая рыбка: А какие бывают согласные звуки.

Дети: Твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Золотая рыбка: Послушайте, какую я вам расскажу историю. Живут в одной сказочной стране два гномика со смешным именем Динь — и — Дон. Весёлый гномик Динь любит все мягкие звуки: ль, мь, дь, а серьезный Дон — твердые: р,ж,д. Живут они в одном доме, и окружают их разные звуки. Динь любит играть с мягкими звуками, а Дон с твердыми. Комната Диня — зеленая: он выбирает предметы, которые начинаются на мягкий звук. Комната Дона — синяя: он выбирает предметы с начальным твердым звуком. Ой! Кто — то к нам в гости спешит. Давайте послушаем.

Под музыку появляются дети — гномики.

Динь: Я — Динь, веселый гномик,

Люблю зеленый цвет.

Люблю я звуки мягкие,

А брат мой старший — нет.

Дон: Я — Дон, люблю звук твердый,

Люблю и синий цвет.

Сегодня мы проснулись

А наших звуков нет.

Гномики отдают воспитателю картинки, изображающие разные предметы, название которых начинается на твердые и мягкие звуки.

Воспитатель: Давайте поможем гномикам разобрать картинки. Садитесь, гномики на стульчики и проверяйте, правильно ли ребята подберут для вас картинки. Дону нужны предметы, название которых начинаются на звуки. Какие?

Дети: На твердые.

Воспитатель: А Диню?

Дети: На мягкие.

Воспитатель раскладывает картинки на ковре. Для игры выбирает двух детей: один собирает картинки для Дона, другой — для Дина.

После окончания игры воспитатель показывает всем детям по одной картинке. Дети выделяют звук на который начинается название предмета, изображенного на картинке. Характеризуют этот звук — твердый он или мягкий, анализируют правильно ли разделены картинки, исправляют ошибки.

Воспитатель: Название этих предметов начинаются на мягкие звуки — они для Диня. А эти начинаются на твердые звуки — они для Дона. Гномики, правильно ребята разделили для вас картинки? Не ошиблись?

Игра «Звук заблудился.»

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

(Чайки)

Гномики благодарят детей и под музыку уходят.

Воспитатель: Золотая рыбка, ребята загадки отгадывали, в игры играли, стихи читали, танцевали. Как ты считаешь, справились мы с твоими заданиями?

Золотая рыбка: Справились. Молодцы ребята! Вы меня не подвели. А вот и обещанный сюрприз! (Подает раковину с конфетами «Морские камешки» и волшебную палочку.) Закрывайте глаза и вы окажетесь на берегу.

Звучит музыка. Закрывается занавес.

Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и на берегу моря. Сегодня мы узнали очень многое о жизни морских обитателей. Давайте сочиним сказку, которую нам подсказала музыка, игры, стихи, рассказы и покажем спектакль. Итак садитесь на ковер в круг, вместе будем придумывать сказку. Я начинаю:

Жил — был молодой рыбак, который больше всего на свете любит море. Утром и вечером, зимой и летом он не переставал любоваться морем. Каждый день он ловил рыбу. Но поскольку был влюблен в море и добр от природы, он всегда выпускал пойманную рыбу обратно в море.

Предлагает продолжить дальше детям.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Индивидуальный план коррекционной работы на учебный год Индивидуальный план коррекционной работы ФИО ребенка___ на ___ учебный годЗадачи:Вызвать интерес к.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Наша армия
Автор публикации:
Открытый просмотр занятия по познавательно-речевому развитию «Подводное царство»
Опубликовано: 18 марта 2014 в 11:47
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Мастер-класс «Гиацинт»
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для малыша ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...