Лучший педагог года

Открытый урок по географии для учащихся 7 класса «Австралия» (1 фото)

Мордовкина Наталья Анатольевна
Открытый урок по географии для учащихся 7 класса «Австралия»

Разработка открытого урока

Тема урока : Австралия : образ материка.

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления системы знаний и формирования информационной компетенции в процессе изучения темы.

Образовательная: создать условия для знакомства с историей открытия материка; особенностями ГП Австралии и его влияния на основные черты природы, тектоническое строение материка и соответствующие ему формы рельефа.

Публикация «Открытый урок по географии для учащихся 7 класса „Австралия“» размещена в разделах

Развивающая цель: формировать информационную компетентность учащихся через организацию работы с различными источниками географической информации (картами, учебником, дополнительными материалами); выявлять причинно-следственные связи; сравнивать природу Австралии и Африки.

Воспитательная цель:

Воспитывать культуру умственного труда: умение аргументировано выражать свое мнение, умение выслушать собеседника; развивать интерес к предмету.

Тип урока : урок «открытия» новых знаний.

Методы:

• частично-поисковый

• проблемный

Приемы:

• беседа

• работа с картой, учебником

• самостоятельная работа

• практическая работа в группах, работа в парах

• индивидуальные задания

• решение логической задачи

Оборудование: фильм «Природа Австралии», учебник, атлас, физическая карта, контурные карты, интерактивная доска, проектор, электронное приложение к учебнику, презентация, маршрутные листы.

Универсальные учебные действия

Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Самоопределение: формирование картины мира, географической культуры Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка Познавательные мотивы, способы решения поставленных задач, считывание информации, анализ, сравнение, выделение причинно-следственных связей Учебное сотрудничество; согласование действий с партнером; постановка вопросов; построение речевых высказываний; умение слушать и слышать.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке. Сегодня мы с вами проведем обычный урок географии, а необычность урока в том, что у нас присутствуют гости, это учителя школ нашего района.

- Все готовы к уроку? Мы с Вами закончили изучение материка Африка и переходим к изучению нового материка, а какого, вы сейчас узнаете.

II. Мотивация учебной деятельности.

Просмотр фильма об Австралии

-Встречали ли мы эти объекты при изучении Африки?

- Где можно их встретить? Австралии)

- Как убедиться в том, что вы правы? (изучить материк Австралия)

- Сегодня мы с вами заочно побываем на материке, где всё наоборот, где самые холодные места расположены не на севере, а на юге. Новый год здесь встречают не у камина, а на пляже. «Страна кенгуру», «пятый континент», «музей живых ископаемых». «Терра инкогнита» - «Неизвестная земля»», как только не называли раньше этот континент, который и сейчас остаётся для нас землёй полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Итак, отправляемся в путешествие.

III. Формулирование темы урока и целеполагание, определение путей достижения цели.

- С чего мы начинаем изучение каждого материка.

(С определения его образа).

- Следовательно, как будет звучать тема нашего урока?

(Австралия : образ материка) (Слайд 1)

- Из чего складывается образ материка?

(ГП, особенности природы, рельефа, климата, истории открытия материка, населения)

- Т. е. самых ярких образов, которые отличают Австралию от других материков.

- Следовательно, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?

( - Знать: историю открытия материка; особенности ГП Австралии, рельефа, климата)

(Слайд 2)

- Сегодня мы познакомимся с ГП, историей открытия и рельефом Австралии.

IV. Актуализация знаний.

1. Создание ситуации затруднения. (Слайд 3)

- Послушайте отрывок из стихотворения Галины Усовой “Австралия – страна наоборот”. Стихотворение поможет нам определить особенности природы Австралии. Итак,

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненье,

Спасает юг от северной жары,

Столица не имеет населенья.

Австралия — страна наоборот.

Ее исток — на лондонском причале:

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

Австралия — страна наоборот.

- Изучив Австралию, мы с вами попробуем объяснить строки стихотворения. К нему мы вернемся чуть позже.

2. Особенности ГП. (Слайд 4)

- Чтобы попасть в Австралию, мы должны определить её местоположение.

- Посмотрите на физическую карту мира. Что вы можете сказать о размерах материка Австралия? (самый маленький материк)

- Чтобы узнать точную площадь материка, откройте учебник на с. 120.

- Какова площадь Австралии? (7млн. 700 тыс. кв. км)

- От чего зависят особенности природы материка? (От ГП)

- Мы уже умеем определять ГП материка. Поэтому усложняем прием ---характеризуем ГП Австралии в сравнении с уже изученным материком Африкой.

Будем выполнять практическую работу в группах.

- У вас на партах лежат дневники исследователя с заданием. Записи будете делать в них.

- По окончании работы нужно дать отчет о проделанной работе.

Практическая работа № 4. Сравнение ГП Австралии и Африки. (Слайд 5)

Цель: сравнение ГП Австралии и Африки.

Задачи:

Определить ГП Австралии.

Сравнить ГП Австралии и Африки : выявить черты сходства и различия.

Работа ПО КАРТОЧКАМ:

1-я КАРТОЧКА (Слайды 6)

Определить положение Австралии относительно линий градусной сетки (экватора, нулевого меридиана, тропиков и полярных кругов).

Сравнить с Африкой.

Используемые материалы:

• Физическая карта Австралии стр. 247 в учебнике (или карта атласа).

• Контурная карта.

• Учебник на стр. 122 рис. 91

(Австралия расположена в южном и восточном полушариях, южный тропик пересекает её почти посередине, южный полярный круг не пересекает;

Африка, в отличие от Австралии, расположена во всех четырех полушариях, южный тропик пересекает Австралию почти посередине, а Африку её в южной части).

2-я (Слайд 7,8)

Определить и подписать на контурной карте крайние точки материка и определить их координаты.

Используемые материалы:

• Физическая карта Австралии стр. 247 в учебнике (или карта атласа).

( Крайние точки материка:

С. – м. Йорк 10° ю. ш. 142° в. д.

Ю. – м. Саут-Ист – Пойнт 39° ю. ш. 147° в. д.

З. – м. Стип – Поинт 26° ю. ш. 113° в. д.

В. – м. Байрон 28° ю. ш. 153°в. д.)

3-я (Слайд 9,10)

Определить положение Австралии относительно других объектов (океанов, морей, заливов, проливов). Охарактеризовать береговую линию Австралии. Найти ближайшие острова.

Сравнить с Африкой.

Используемые материалы:

• Физическая карта Австралии стр. 247 в учебнике (или карта атласа).

• Контурная карта.

• Учебник на стр. 120, рис. 90.

(Австралия омывается Индийским и Тихим океанами, Африка – Индийским и Атлантическим.

Береговая линия Австралии и Африки слабо изрезанна;

острова – Тасмания, Новая Гвинея; п-ва – Арнем-Ленд, Кейп-Йорк; моря – Тиморское, Арафурское, Коралловое, Тасманово; заливы – Карпентария, Большой Австралийский, Географа, Спенсер; проливы – Торресов, Бассов;)

4-я (Слайд 11)

Насколько удалена Австралия от других материков и частей света.

Определить протяженность Австралии с севера на юг и с запада на восток.

Сравнить с Африкой.

Используемые материалы:

• Физическая карта Австралии стр. 247 в учебнике (или карта атласа).

• Контурная карта.

• Учебник на стр. 120, рис. 90.

• (Австралия удалена от других материков, ближайшие материки - Антарктида и Евразия расположены на расстоянии 3000 км;

• Африка расположена ближе всего к Евразии.

• ( Протяженность материка с запада на восток: 4000 км.

Протяженность материка с севера на юг: 3000 км

Африка более вытянута с севера на юг)

(Слайд 12)

- Подведем итог нашей работы.

- Почему много общего в ГП этих материков? (В одних широтах. Время развития, в древности это был единый материк)

3. История открытия. (Слайд 13)

- Отправляемся в дальнейшее путешествие. Определив ГП, мы наконец-то, достигли берегов Австралии, но до нас здесь кто-то уже побывал.

- Теперь нам предстоит познакомиться с историей открытия и исследования Австралии.

- История открытия и исследования материка очень интересна. Австралия была открыта европейцами гораздо позднее остальных материков.

После открытия морского пути в Индию экспедициями Васко да Гамы и Ф. Магеллана, Испания и Португалия безраздельно господствовали на морских просторах. В середине XVII в. им на смену пришли другие морские державы Европы – Голландия, а затем – Англия.

- Сейчас мы послушаем сообщения, которые подготовили ребята. Всех прошу слушать внимательно. На основании прослушанных сообщений сформулируйте ответ, какой вклад в открытие материка внес каждый путешественник. Выводы записываем в дневник исследователя.

(Слайды 14,15,16,17,18)

Записать в тетради

1. Виллем Янсзон совершил первую документально подтвержденную высадку на берег Австралии

2Луи с Ва эс де То ррес о. Новая Гвинея, Торресов пролив

3Абель Тасман доказал, что Австралия – материк.

4Джеймс Кук открыл Австралию для колонизации европейцами

5Метью Флиндерс Большой Барьефный риф, название материка

-Успели сделать записи в маршрутных листах? Проверьте себя. (Слайд 19)

- Кто же из путешественников внес наибольший вклад в открытие Австралии?

Вывод: все названные путешественники внесли свой вклад в открытие и изучение материка.

- Не только голландцы и англичане изучали материк. Там побывали и русские путешественники – Николай Николаевич Миклухо-Маклай – совершил величайшее открытие — открыл папуасов - народ северо-восточного берега Новой Гвинеи (Слайд 20)

4. Решение логической задачи:

- Если вы обратили внимание, открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго – восточного побережья, а не с восточного? А ведь именно с восточной стороны проходили важные морские пути.

- Какое препятствие могли встретить мореплаватели? Ответ на вопрос вы найдете на карте. (На пути моряков встречался Большой Барьерный риф). (Слайд 21)

- Найдите на карте Большой Барьерный риф- главную достопримечательность Австралии, настоящее чудо природы. Он виден из космоса. Это уникальный природный комплекс биологического происхождения Кораллы – колонии небольших морских животных. (Слайд 22)

Отмирающие кораллы оставляют известковые скелеты, из которых и состоят многочисленные острова и выступы рифа. 900 островов растянулись на огромную территорию – более 3000 километров. Своеобразна красота коралловых колоний. Они окрашены в нежные цвета с удивительными сочетаниями розовых, голубых и др. оттенков. Все они напоминают кустарники, поэтому их называют коралловыми садами.

В Большом Барьерном рифе поселяются морские звёзды, морские ежи, улитки, моллюски. Среди моллюсков самые ценные жемчужницы, достигающие размера 1м и более. В их стенках образуются драгоценные жемчужины. (Слайд 23)

Физкультминутка

5. Особенности рельефа материка

- Продолжаем наше исследование. Поработаем - изучим рельеф и полезные ископаемые Австралии.

- Какие карты необходимо использовать для характеристики рельефа и тектонического строения материка? (тектоническая, физическая)

- Открываем нужные карты. (Слайд 24)

- Какая тектоническая структура лежит в основании большей части материка?

(Австралия лежит на древней платформе).

- Сделай предположение, какие формы рельефа будут преобладать на поверхности материка? (равнины, низменности, плоскогорья)

- Соотнеси карту «Строение земной коры» стр 4-5 с физической картой Австралии стр 17 и проверь свои предположения. (Слайд 25).

-Кто хочет поработать у доски? … поможет нам находить нужные объекты.

- Какое плоскогорье находится в западной части материка? (Западно-Австралийское плоскогорье).

- Какие пустыни расположены в центральной части плоскогорья? (Большая Песчаная, Гибсона, Большая пустыня Виктория).

- Какая низменность находится в восточной части материка? (Центральная низменность)

-Есть ли в Австралии высокие горы? (нет)

- Почему горы Австралии низкие? (Смотри карту «Строение земной коры») (это горы древней складчатости)

-Австралия - самый плоский материк в мире!

- Назовите самую высшую точку Австралии. (г. Косцюшко)

- Как называется хребет, где она расположена? (Большой Водораздельный хребет)

- Высочайшую горную система материка называют Австралийские Альпы. (Слайд 26)

- Это единственное место на материке где можно увидеть снегопады. Горные вершины прекрасное место для занятий горнолыжным спортом.

- Можно ли встретить в Австралии сейсмически активные места? Почему? (нет, границы литосферных плит проходят далеко от материка) (Слайд 27)

- Действительно, Австралия самый спокойный в геологическом отношении материк.

- Там нет ни одного действующего вулкана и области землетрясений. Материк, где нет современного оледенения.

- Почему в Африке есть высокие горы, много вулканов, а в Австралии нет? (В Африке есть горы новой складчатости).

- Какими полезными ископаемыми богата Австралия? (Слайд 28) (стр учебника 150, атлас стр 17) (каменным углем, железными и алюминиевыми рудами, свинцом, титаном, ураном, золотом, алмазами).

(Слайд 29)

- С 1851 году австралийский континент является английской колонией. Англия использовала отдаленный континент для ссылки каторжников (люди, которые отбывают срок за какое-то преступление).

-Предположите, что влекло сюда колонистов? (пастбища, золото)

- За последние 200 лет на территорию континента прибыло 160 тыс. заключенных. Интересный факт, что в Австралии меньше всех нарушают законы.

- Там были найдены месторождения золота - и началась «золотая лихорадка»- период активной золотодобычи, которая способствовала притоку переселенцев. Именно здесь находится самый большой в мире карьер по добыче золота. Австралия занимает третье место в мире по его добыче. Самый большой в мире самородок золота - «Желанный незнакомец» весом 70 кг найден в штате Виктория в 1869 г. (Слайд 30)

Практическая работа: нанести на к/к объекты, которые мы называли

- Какие выводы по «Рельефу и полезным ископаемым» мы можем сделать? (Слайд 31)

- Австралия лежит на древней платформе

- В Австралии нет высоких гор, больше низменностей.

- Австралия богата полезными ископаемыми.

-Сравним рельеф Африки и Австралии. В чем сходство и различие? (лежат на древней платформе, преобладают равнины, входили в состав Гондваны;

В Африке проходит граница литосферных плит, есть разломы, молодые горы, бывают землетрясения и вулканизм)

IV. Обобщение и систематизация знаний

Работа над стихотворением.

(Слайд 32)

- Вернемся к стихотворению. Изучив ГП Австрадии, мы сможем уже дать некоторые пояснения. Какие строки стихотворения вы можете объяснить?

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами, (находится в Южном полушарии)

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето, (потому что зимой у них лето)

-Какое же время года сейчас в Австралии? (лето)

Ее исток — на лондонском причале:

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

Австралия — страна наоборот. (Австралия-колония Англии)

- На остальные вопросы мы дадим объяснение на следующем уроке.

Работа с электронным приложением к учебнику.

Нанести географические объекты на карту Австралии.

V. Подведение итогов урока. Составление кластера.

- Ну вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с Австралией. На следующем уроке мы его продолжим.

- Австралийцы очень любят свою страну. Они всегда говорят: «Австралия - самая прекрасная страна в мире». Я вам предлагаю заполнить кластер в маршрутном листе со словом САМЫЙ, характеризующие материк, на котором мы побывали.

Маленький Удаленный Сухой Низкий Малонаселенный Удивительный

Плоский Спокойный

V. Рефлексия.

Заполнение листа самооценки: поставить оценку за урок себе и соседу по парте.

2 .Работа с картой и планом

Задание1. Используя план «Характеристика ГП материка» и физическую карту

Австралии, описать ГП континента.

Задание 2. Используя физическую карту Австралии, опишите береговую

линию.

Задание 3. Работа с текстом учебника.

Австралия-самый плоский материк. Большая часть его представляет собой

равнину, края которой приподняты, особенно значительно на востоке.

Задание. на текст учебника и анализ карт «Строение земной коры»,

«Физическая карта Австралии» выявить сходства и различия в рельефе

Австралии и Африки.

Задание 4.

1)Перечислите основные формы рельефа Австралии.

2)Почему в Африке много вулканов, а в Австралии нет?

2 .Работа с картой и планом

Задание1. Используя план «Характеристика ГП материка» и физическую карту

Австралии, описать ГП континента.

Задание 2. Используя физическую карту Австралии, опишите береговую

линию.

Задание 3. Работа с текстом учебника.

Австралия-самый плоский материк. Большая часть его представляет собой

равнину, края которой приподняты, особенно значительно на востоке.

Задание. на текст учебника и анализ карт «Строение земной коры»,

«Физическая карта Австралии» выявить сходства и различия в рельефе

Австралии и Африки.

Задание 4.

1)Перечислите основные формы рельефа Австралии.

2)Почему в Африке много вулканов, а в Австралии нет

Ф. И___ Самооценка Оценка учителя

Я умею определять географическое положение материка

Я знаю, какие карты надо использовать и умею читать их

Я могу объяснить особенности рельефа материка

Я умею сравнивать

Я успел (а) выполнить все задания на уроке

Оценка:

VIII. Домашнее задание: с. 120-121, нанести объекты, выделенные в параграфе 31 на контурную карту.

Открытый урок по географии для учащихся 7 класса «Австралия»
Публикации по теме:

Фотоотчет о классном часе «Урок доброты» для учащихся 2 классаФотоотчет о классном часе «Урок доброты» для учащихся 2 класса Цель: сформировать у учащихся представление о празднике «День Победы», в том числе, о величии бессмертного, героического подвига юных патриотов.

Открытый урок ИЗО «Метаморфозы цветочного образа» Конструкт занятия Тема урока:«Метаморфозы цветочного образа»Тип урока: комбинированный Цель урока: Развивать умения создавать образ цветка.

Открытый урок по литературному чтению «О друзьях хороших и верных» Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений. ЦЕЛИ: • Помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба» • Воспитание.

Открытый урок по окружающему миру «Разговор о правильном питании» Цели: формировать здоровый образ жизни посредством правильного питания; воспитывать культуру здоровья. Задачи: • Воспитательные: воспитать.

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Домашние питомцы» МБОУ Новоселовская ООШ Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема урока: «Домашние питомцы» Учитель: Олейникова Людмила.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по светской этике «Справедливость» Тема урока: «Справедливость» Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному поведению по моральным правилам справедливого.

Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок по географии для учащихся 7 класса «Австралия»
Опубликовано: 30 марта 2022 в 16:43
+215Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД