Получи документы

Открытый урок музыки в 5 классе «Путешествие в музыкальный театр. Опера»

Татьяна Яковлева
Открытый урок музыки в 5 классе «Путешествие в музыкальный театр. Опера»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усадовская средняя общеобразовательная школа»

Ступинского муниципального района

Методическая разработка

урока музыки «Путешествие в музыкальный театр. Опера»

для учащихся 5-го класса

(программа «Музыка» автор Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская)

Автор:

Яковлева Татьяна Николаевна,

Публикация «Открытый урок музыки в 5 классе „Путешествие в музыкальный театр, Опера“» размещена в разделах

учитель музыки

5 класс

Раздел: «Музыка и литература»

Тема: «Путешествие в музыкальный театр. Опера»

Цель: познакомить учащихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а так же с исполнителями (певцы, дирижеры).

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

- сформировать у учащихся систему музыкальных знаний, умений и навыков;

- вывести детей на проблему урока и обозначить ее в словесной формулировке;

- обучить разным способам слушания музыки, пониманию ее содержания;

- расширить представление о средствах музыкальной выразительности;

- сформировать представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития;

РАЗВИВАЮЩИЕ (продолжать работу)

-при обучении развивать личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, творческие способности, любовь к музыке, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

- формировать духовные и нравственные качества личности через музыкальные сказочные образы;

-напомнить о книге, источнике мудрости, знаний и радости.

Проблема урока : что такое опера?

Жанр урока : урок-путешествие.

Тип урока : урок-погружение (углубление и расширение знаний).

Музыкальный материал :

• видеофрагменты оперы «Руслан и Людмила»;

• аудиозапись, СD;

музыкальные темы главных действующих лиц оперы «Руслан и Людмила»;

Фрагмент фонограммы детской оперы А. Ермолова «Волк и семеро козлят».

Интерактивные методы обучения: метод проблемного диалога, эвристическая беседа, индивидуализация, игра в режиссера-постановщика; системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Уровень усвоения занятий: творческий (творческое применение знаний).

Оборудование: синтезатор, музыкальный центр,

компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-методические пособия: компьютерная презентация по теме урока

Межпредметные связи:

Музыка, литература, изобразительное искусство.

Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися:

• Овладение школьниками системой музыкально-теоретических знаний, умений;

• Формирование у школьников художественно-эстетического вкуса, любви к музыке;

• Умение анализировать музыкальный материал;

• Способность к контролю и самоконтролю;

• Способность к творческому решению учебных и практических задач.

План проведения урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация базисных знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала

5. Подведение итогов.

Ход УРОКА

1. Организационный этап урока. (Вступление)

Задача- настроить детей на преобразующее взаимодействие с музыкой.

Содержание. Чистая доска, отсутствие наглядного материала. Учитель просит учащихся вспомнить изучаемую тему. Концентрация вни-мания на конкретной задаче, не требующей определенных знаний, по-зволяет включиться каждому ребенку в поиски ее решения.

2. Актуализация базисных знаний. (Экспозиция)

Задача - вывести детей на проблему урока и обозначить ее в словесной формулировке.

Содержание. В центре внимания чистая доска, которая задает проблемную ситуацию. Проблемная ситуация создается через поиск незнакомого в знакомом. Какую информацию несет тема полугодия «Музыка и литература», что в ней знакомо и незнакомо нам? Успех данного фрагмента зависит от умений педагога быть в диалоге, увлекать выразительностью речи. Здесь происходит внутреннее распределение ролей. Учитель не должен выступать как источник информации, он помощник ребенку, а вместе они слушатели музыки.

Учитель: На что сегодня вы обратили внимание, придя на урок?

Дети: На доске нет никаких записей.

Учитель: Я предлагаю вам подумать и вспомнить тему полугодия.

Дети: «Музыка и литература»

Учитель: Давайте напишем на доске с какими вокальными и инструментальными жанрами в единстве музыки и литературы мы уже успели познакомиться. (Дети выходят к доске для выполнения задания)

Дети приходят к выводу, что все эти жанры им знакомы.

Учитель: Сегодня я всем предлагаю виртуально посетить музыкальный театр. Назовите мне, пожалуйста, какие спектакли мы сможем увидеть, если побываем в театре?

Дети: – Кукольный спектакль, Драматический спектакль, опера и балет.

Далее просит учащихся открыть учебник и вспомнить знакомые оперы, а также известных им героев – действующих лиц опер. Какие литературные произведения вдохновили композиторов на создание этих опер.

Как вы думаете, почему многие композиторы обращаются к такому литературному жанру, как сказка?

Ответы детей.

Учитель: Давайте споем об этом песню.

Исполнение песни Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету» (слова

М. Пляцковского)

3. Изучение нового материала. (Разработка)

Задача - собрать информацию о том, как музыка оперы передает характер героев оперного спектакля, учиться разным способам слушания музыки, понять ее содержательное наполнение.

Содержание. В данном фрагменте учитель может дать учащимся задания, выполнение которых фактически будет свидетельствовать о понимании синтеза искусств в опере. Что в основе оперы лежит литературное произведение -либретто.

Учитель рассказывает об истории развития оперного искусства.

Учитель предлагает классу разделиться на 4 группы.

Учитель: 1 группа- «ПОЭТЫ» Подпишите под рисунками поэтические строки А. Пушкина, характеризующие события и действующих лиц оперы. Есть ли отличие между литературным и музыкальным произведением, между поэмой А. С. Пушкина и оперой М. И. Глинки?

2 группа-«ХУДОЖНИКИ». Передайте в рисунке контрастные музыкальные образы. Что их отличает.

3 группа-«КРИТИКИ». Какие виды искусств лежат в основе оперы.

4 группа-«МУЗЫКАНТЫ». Концерт-загадка. Прослушайте музыкальные темы оперы «Руслан и Людмила», ориентируясь на нотную запись (Т. Т. стр. 44-49) и запишите их в правильном порядке. Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал контраст музыкальных образов. (Слушание записи).

Проверка заданий.

Учитель: Предлагаю послушать Увертюру. Как композитор утвердил идею победы добра над злом в увертюре? (увертюра, как и вся опера, завершается музыкой праздничной, светлой, ликующей).

После этого фрагмента оперы, учитель рассказывает классу о том, что Глинка вспоминал о том, что: «Увертюру прямо на оркестр я писал нередко во время репетиций в комнате режиссера».

Учитель: Почему же композитор сочинял увертюру после того, как была написана сама «большая сказочная опера»? Проблемные вопросы, адресованные учащимся, предполагают различные ответы детей, разную степень аргументации. Их главный смысл заключается в возможности высказывания своего собственного мнения, своей собственной оценки того или иного явления музыкальной культуры.

4. Закрепление изученного материала. (Реприза)

Задача - сделать обобщение, выводы, высказать оценочные суждения о своем пребывании в содержании урока.

Содержание. Рефлексивно-оценочные суждения. Вновь работа с доской позволяет вывести содержание урока за границы урока в реальную жизнь человека. В данном фрагменте учитель должен использовать такие формы, которые позволят наглядно увидеть отношение детей к музыке М. И. Глинки. Сравнение результатов на начало и в конце урока и есть те качественные изменения, которые произошли в ребенке.

Оценивание детей. Рефлексия.

Учитель: теперь мы знаем, что такое опера и можем ответить на вопросы «Блеф-клуба»

Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».

Игра «Блеф-клуб» «Верите ли вы, что…»

- Верите ли вы, что «кит» оперы- танец?

- Верители вы, что в опере нет разговорной речи?

- Верите ли вы, что М. И. Глинка сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

- Верите, ли вы, что либретто-это краткое литературное изложение сюжета оперы, балета, мюзикла?

-Верите ли вы, что опера возникла во Франции?

- Верите ли вы, что в опере объединились несколько видов искусства?

(Да, музыка, драматургия, изобразительное искусство)

Учитель: А теперь я вам предлагаю самим поиграть в режиссеров-постановщиков и исполнить уже знакомую вам детскую оперу нашего современника А. Ермолова «Волк и семеро козлят».

Учитель: Как мы сегодня с вами поняли опера-это не музыка плюс театр, а музыкальный театр. И я увидела сегодня на сколько вы талантливы. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочините и запишите либретто своего литературного произведения. Создайте свою книжку-малютку.

5. Подведение итогов.

Ребята, на доске три смайлика, передающих разные настроения: улыбающийся, серьёзный и грустный. Я прошу вас оценить свою работу на уроке, нарисовав на листочке одно из этих настроений.

Прикреплённые файлы:

otkrytyi-urok_500r2.pptx | 4282,17 Кб
 
Публикации по теме:

«Путешествие в волшебный мир звуков». Урок Музыки. 1 класс«Путешествие в волшебный мир звуков». Урок Музыки. 1 класс «Путешествие в волшебный мир звуков» Урок Музыки 1 класс. Тема урока: «Путешествие в волшебный мир звуков» Обобщающий урок по разделу «Музыка.

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Открытый урок для преподавателей «Аранжировка произведений классического направления в классе синтезатора» Аранжировка произведений классического направления в классе синтезатора. открытый урок для преподавателей методического объединения Домодедовского.

Открытый урок «Путешествие в страну дорожных знаков!» Видео Правила дорожного движения сейчас должны знать все!В группе раннего возраста мною было проведено открытое занятие по правилам дорожного.

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе на тему «Притча о блудном сыне». Образовательная система «Гармония» Предмет : Литературное чтение Класс 4 Тема урока: ««Блудный сын» (притча) Форма урока: урок – беседа Используемые технологии : проблемное.

Открытый урок по математике Акмолинская область Зерендинский район село Куропаткино КГУ «Куропаткинская средняя школа» Решение простейших примеров и задач. Сравнение.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения. Класс: 3- «а». Дата: 16.05.2015 год. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Вид урока: Доминирует исследовательская.

Открытый урок в 1 классе «Письмо строчной буквы «Т»Открытый урок в 1 классе «Письмо строчной буквы «Т» Открытый урок в 1 классе по теме «Письмо строчной буквы т» Урок обучения грамоте по теме «Письмо строчной буквы т» разработан в соответствии.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Белочка и зайчик» Дата: 01.02.2013 год Урок№40 Класс:3 класс Предмет: русский язык Тема урока: Белочка и зайчик Цели урока: - познакомить учащихся с лексической.

Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка»Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка» Урок музыки 1 класс. Тема урока: «Дом, в котором звучит музыка» Раздел: «Музыка и ты» Учитель музыки: Иванищева Наталья Николаевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок музыки в 5 классе «Путешествие в музыкальный театр. Опера»
Опубликовано: 29 октября 2017 в 13:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД