Открытый урок «И. А. Крылов. «Квартет»

Наталья Батагова
Открытый урок «И. А. Крылов. «Квартет»

Урок литературного чтения из раздела «Познаем секреты житейской мудрости»

Тема:И. А. Крылов «Квартет».

Цели:

Обучающие:

1) Продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;

2) Формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;

3) Находить мораль в произведении;

4) Учить читать басню по ролям;

Развивающие:

1) Развивать навыки анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль;

2) Развивать навыки беглого чтения;

Воспитательные:

1) Вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.

2) Пробуждать добрые чувства;

3) Воспитывать интерес к чтению, прививать любовь к родному слову, к русской литературе;

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

1) Осуществляют анализ, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

2) Находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные:

1) Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

2) Выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме;

3) Планируют свои действия для решения учебной задачи;

Коммуникативные:

1) Строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

2) Участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

3) Ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, учебник, кроссворд, поговорки, аудиозапись

Ход урока

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Николаевна. И сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. На нашем уроке присутствует много гостей. Поприветствуем их.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Нам надо многое понять,

Чтоб читателями стать.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

– Какую басню мы читали на прошлом уроке? (Ворона и лисица») (слайд 1)

– Чему учит нас эта басня? (Эта басня учит тому, что не стоит бездумно доверять всем льстивым словам, которые человек слышит от окружающих.)

--Давайте представим, что мы в театре и покажем эту басню. Я думаю, что с ролью лисы лучше всего справится …. ,а с ролью вороны-…. и в роли автора у нас сегодня будет…А помогу вам перевоплотиться в эти образы маски.

--Рассмотрите книжную выставку. Можно ли по ней определить о ком мы будем сегодня разговаривать? (Можно. О Крылове.)

---Почему? (На ней книги с его баснями.)

--Правильно, сегодня мы с вами продолжим изучать творчество этого великого баснописца (слайд 2)

III. Сообщение темы урока

— Предлагаю познакомиться с еще одной басней И. Крылова и проанализировать ее.

-- А как вы думаете, с какой басней мы сегодня будем работать? Попробуйте угадать.

Где четыре музыканта

Замечательно играют

Этот маленький оркестрик

Все квартетом называют (слайд 3)

— прочитайте на с. 28 название басни. («Квартет».) (слайд 4)

— Кто знает, что означает это слово? Откройте толковый словарь на стр. 129 и найдите значение этого слова.

– Что такое КВАРТЕТ?

А еще квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.

---И так тема нашего сегодняшнего урока И. А. Крылов «Квартет».

---Возможно, мы должны разобраться, что же нам хотел рассказать автор, а для этого мы себе поставим проблему (цель) -выразительно читать басню, анализировать ее и находить мораль в басне

---Давайте сначала прослушаем басню «Квартет» в исполнении артиста Валентина Гафта. А вы, ребята, следите по тексту. (слайд 5) аудиозапись

IV.Самостоятельная работа детей. (словарная работа)

--Понравилась вам басня? (да)

--Ребята, названия каких музыкальных инструментов вам встретились? («бас», «альт», «прима», «втора».)

--Попробуем выяснить значение этих слов. Найдите в толковом словаре слова1 ряд- «бас», 2 ряд-«альт», 3 ряд-«прима», «втора». (спросить по одному ребенку на каждое слово) (слайд 6)

— Какие инструменты используются в квартете? (Бас, альт, прима, втора.)

--- Посмотрите на картинку. Вот на чем играли наши горе-музыканты (Слайд 7)

– Все эти инструменты называются СМЫЧКОВЫЕ, так как звук извлекается смычком. Прочитайте на слайде что означает слово смычок. (слайд 8) (один ребенок читает Смычок это слегка изогнутая деревянная палочка с натянутым вдоль нее пучком конских волос, которой водят по струнам для извлечения звуков.)А для того, чтобы научиться играть на смычковом инструменте,нужно долго и упорно учиться.

V. Первичное чтение басни хорошо читающими учениками.

- Давайте еще раз прочитаем басню. А прочитает нам ее (спросить по очереди 3 человека)

VI. Анализ басни перед самостоятельным чтением «Квартет» работа по иллюстрации

---Мы с вами прослушали и прочитали басню, а теперь давайте рассмотрим иллюстрацию к ней (Слайд 9)

— Сколько в басне героев? Какие животные являются ее героями?

(5:осел, козел,мартышка,косолапый мишка и соловей)

— Где происходят события? (на лугу, под липой)

— Какая история описана в басне? (животные решают сыграть квартет, во что бы то ни стало "пленять искусством свет".)

VII. Физкультминутка (включить видео)

-- Мне кажется, что нам необходимо отдохнуть. Давайте проведем небольшую физкультминутку.

-- Итак, продолжим.

— Перечитайте басню самостоятельно.

VIII. Продолжение работы по теме урока. (Вторичное чтение басни учащимися самостоятельно)

— Какие признаки басни вы увидели(1. Произведение написано как небольшой рассказ, 2. он написан в стихотворной форме (как стихотворение,3. Главные герои-животные,4. в ней есть мораль)

— Кто из героев произносит мораль? (Соловей.)

— Случайно ли И. Крылов выбрал именно этого героя? (Он имеет право поучать остальных, так как он единственный среди всех — настоящий музыкант, певец и знает, о чем говорит.)

— А случаен ли выбор остальных героев? (нет, не случаен. Как известно, мартышки постоянно проказничают, что-то вытворяют. Ослы не отличаются особым умом. Козлы бодаются, если им что-то не нравится. Медведи неуклюжие. Весь этот состав очень неслаженный, животные не умеют слушать друг друга, понимать с полуслова, с полувзгляда и уж тем более вместе играть).

IX. Выборочное чтение.

--Как вы понимаете слова: «И сели на лужок под липки пленять своим искусством свет»? Обратите внимание на значение слова «пленять» (слайд 10)

--В самом деле, они могли пленять своим искусством? (нет, пленять – это очаровать своей игрой на инструментах всех слушателей, для этого нужно готовиться, учиться, а животные сразу начали играть)

--Найдите и прочитайте, как автор называет мартышку (проказница).

--Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре? (медведя, она называет его ласково- Мишенька)

--Как автор называет Мишку? (Косолапым).

--У музыканта должны быть тонкие и гибкие пальцы, чтобы держать в них смычок и водить им по тонким струнам. А косолапый медведь сможет это сделать? (нет)

--Прочитайте, как они начали свою игру (Ударили в смычки, дерут, а толку нет)

--Почему, по мнению мартышки, у них не получилась музыка? (потому что они неправильно сели)

--Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка? (нет, у них опять ничего не получилось)

--Что предложил им осел, чтобы они могли осуществить задуманное? (Сесть рядом)

--Каким хотел казаться осел в глазах у друзей? (Умным, знающим)

--Получилась ли у них музыка? (нет)

— Что предлагает Мартышка членам квартета, чтобы музыка пошла на лад? Найдите и прочитайте нужные строчки (Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!")

— Какая мысль осенила Осла? Найдите эти строчки и прочитайте их так, как будто он делится открытием с остальными. (Постойте ж, я сыскал секрет! Мы верно уж поладим, коль рядом сядем)

— Почему же все обрадовались Соловью и почему Крылов именно его выбирает в судьи? (потому что они сами не смогли сыграть красивую музыку, а соловей считается мастером своего дела, он красиво поет и знает толк в музыке)

— Можно ли сказать, что члены квартета попали в смешное положение? (да)

— Какая причина делает это положение смешным? Прочитайте на стр 30 высказывания и выберите нужное. (Подходят оба пункта: а) они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантами; б) они смешно ищут выход: пересаживаются с места на место.)

— Какая же причина вызывает веселый смех, а какая — горький, грустный? (первая причина-грустный, а вторая –веселый)

--Прочитайте слова, которые выражают мораль басни (А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.)

X. Работа с карточками

---Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно по карточкам. Слева у вас написаны высказывания, а справа выражения из басни. Соедините правильно выражения из басни с высказываниями.

XI. Чтение по ролям. (Учитель нацеливает учащихся на тон и цель чтения)

--А теперь давайте прочитаем басню вслух, но сначала, мы с вами выясним с какой интонацией надо прочитать слова каждого? (слайд 11)

А для этого давайте представим, какая Мартышка

--- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

---Значит, будем читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.

---А осел?

---Он медлителен, нетороплив, груб, громко кричит

А значит и читать его слова мы будем как?

--- Громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.

--И, наконец, соловей. Какой он?

-- Соловей — это справедливый и знающий судья. ему можно верить, поэтому читать надо

спокойно, поучительно, с осуждением и насмешкой.

(Чтение басни выразительно по ролям. (слайд 12).

Прочитайте пословицы и поговорки. (Слайд 13). Какие из них можно использовать в качестве морали к этой басне? Объясните свою точку зрения. (Третью. музыканты не знали как надо играть)

XII.Закрепление материала

--Давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока. А в этом нам поможет кроссворд (Слайд 14)

По горизонтали.

1. Как называется басня, которую мы сегодня изучили? (Квартет)

2. Чтоб музыкантом быть, что надобно? (уменье)

3. На каких инструментах играли звери? (Смычковые)

4. Над каким жанром литературы мы сегодня работали? (Басня)

5. Кого в басне автор назвал проказницей? (Мартышка)

6. Кто отыскал секрет и предложил сесть рядом, чтобы получилась музыка? (Осел)

7. Кто из героев басни произнес след. слова «А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь"? (Соловей)

8. Назовите автора басни «Квартет» (Крылов)

XII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-- Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? (выразительно читать басню, анализировать ее и находить мораль в басне) Достигли мы поставленной цели?

---Чему учит басня Крылова «Квартет»? (что музыкальные инструменты и ноты - это не всё, что нужно для музыки. Что каждому делу необходимо учиться)

— Как вы думаете, почему И. Крылов выбрал жанр басни для своего творчества? (Он хотел высмеять пороки людей, чтобы люди, посмотрев на себя со стороны, становились лучше.)

---Ребята, но ведь басни были написаны более 160 лет назад. Зачем же вам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И. А. Крылова, его басни?

Потому что, в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

-А сейчас оцените свою работу на уроке. А для этого мы с вами поиграем в игру «Пантомима»

Вы с помощью жестов и без слов покажите результаты своей работы. Если вы довольны работой то поднимите руки вверх, если не довольны то- опустите голову вниз, а если вам было скучно и безразлично, то закройте лицо руками.

Домашнее задание (Слайд 15)

1. Подготовить выразительное чтение басни «Квартет» (учебник, с. 28—29).

2. рисунок-иллюстрацию к басне

---Свои работы вы можете отправить на мой сайт, адрес которого вы видите на экране

учительский. сайт/Батагова-Наталья-Николаевна

--Какие вы молодцы, ребята! Спасибо вам. Я очень рада, что именно вы помогли мне сегодня в проведении урока. А в память о нашей работе я хочу подарить вам по золотому перу, очень похожему на то, которым писал свои басни И. А. Крылов

Прикреплённые файлы:

prezentacija1krylov-kvartet_24rsf.ppt | 6008 Кб | Скачан: 17
 
Публикации по теме:

Открытый урок «Число имени существительного» Краткосрочное планирование урока Казбаганбетова Ж. Тексерілді: Предмет: Русская речь 16.01.2015 Класс 5 Тема урока Число имени существительного.

Открытый урок «День рождения Деда Мороза»Открытый урок «День рождения Деда Мороза» Мало кто знает, что 18 ноября является днем рождения Деда Мороза и я решила рассказать об этом детям. Начинается все с показа видеопослания.

Открытый урок для педагогов по ТРИЗ «Мы Робинзоны» Мы Робинзоны. Цели: 1) Продолжить знакомить детей с последовательностью работы по методу Робинзона Крузо. 2) Учить выделять признаки предметов.

Открытый урок по ФИЗО «Путешествие в весенний лес» Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре во 2 младшей группе: «Путешествие в весенний лес» Программное содержание:.

Открытый урок по Орксэ для 4 класса «Добро и Зло» Задачи ЭОР Учитель Ученики УУД 1. Организацион ный Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. Презентация.

Открытый урок по речевому развитию Конспект открытого занятия в 1 младшей группе по развитию речи по средствам развития мелкой моторики рук по теме «Весна пришла» Цель занятия:.

Открытый урок по рисунку для учащихся 9–10 лет «Дудлинг» Педагог ДО: Решетникова Олеся Юрьевна Возраст учащихся: Класс: 1 «а» возраст 9-10 лет Тема урока: Дудлинг Цель: Обобщить и систематизировать.

Открытый урок по теме «Основы безопасности жизнедеятельности»Открытый урок по теме «Основы безопасности жизнедеятельности» В течение месячника по гражданской обороне в наш детский сад приехали замечательные гости - представители МЧС МОСОБЛПОЖСПАС. Они приняли.

Открытый урок, посвященный Дню ПобедыОткрытый урок, посвященный Дню Победы Цель – воспитать патриотизм, формировать позитивный образ, который может служить идеалом для подражания. Задачи: формировать представление.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Фразеология
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Открытый урок «И. А. Крылов. «Квартет»
Опубликовано: 25 февраля 2017 в 22:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника «День матери» в подготовительной группе с импровизацией сказки
Цель: - Формирование семейных ценностей , любовь к матери. Задачи: - создание веселой атмосферы праздника, - развитие навыков межличностного общения, -...
Фотоотчет «Осенняя палитра». Коллективная работа детей средней группы»
Фотоотчет "Осенняя палитра" Коллективная работа детей средней группы "Солнышко" Лес осенью особенно красив. Почему – то многие думают, что самое красочное...
Фотозарисовка о десятом юбилейном фестивале «Кукла Дона»
Наши спутники - куклы Как хорошо, когда появляются новые традиции - добрые, красивые, интересные! И ежегодная выставка "Кукла Дона" переросла в...
Стихотворение «Берегите планету Земля!»
Проблема загрязнения окружающей среды была и остаётся самой актуальной экологической проблемой. Не случайно 2017 год объявлен Годом Экологии. Земля -...
Фотоотчет «С Днём рождения, Дед Мороз!»
18 ноября в России официально празднуют День рождения Деда Мороза. Каков возраст зимнего волшебника — доподлинно неизвестно, но точно, что более 2000 лет....