Открытый урок «Работа над звуком в произведении кантиленного характера. Пьесы Д. Шостаковича «Лирический вальс»

Светлана Николаевна Ильина
Открытый урок «Работа над звуком в произведении кантиленного характера. Пьесы Д. Шостаковича «Лирический вальс»

Тема урока: Работа над звуком в произведении кантиленного характера,пьесы Д. Шостаковича «Лирический вальс» из сюиты «Танцы кукол». Цель урока: Формирование у ученика навыков кантиленной игры. Работа над художественно- звуковыми средствами в пьесе.

Задачи урока: Сформировать навыки певучей игры. Научить анализировать значение средств в музыкальной выразительности. Привить любовь к исполняемой музыки. Развить слуховой контроль в произведении с различными элементами музыкальной ткани.

Методы работы: словесный, наглядно-слуховой,практический,эмоционально-познавательный,поэтапная работа над произведением, обобщение.

План урока: 1. Теоретическая часть урока.

2. Практическая часть урока – непосредственная работа над кантиленой пьесой Д. Шостаковича «Лирический вальс»

3. Итог урока: анализ работы, определение задач на будущее.

Ход урока: 1. История появления сборника «Танцы кукол». Дмитрий Шостакович – выдающийся композитор эпохи советского строя. Д. Шостакович писал много серьезной классической музыки: симфонии, оперы, балеты, музыку к кинофильмам, инструментальную музыку. А так же, как и другие композиторы, сочинял музыку для детей. Чтобы как – то помочь и подбодрить своих маленьких детей, которые поступили в музыкальную школу, и которым не очень – то хотелось учиться в ней, он сочинил сборники «Детская тетрадь» и «Танцы кукол». Это лучшая классическая музыка для детей. Веселые, занятные, остроумные детские пьесы Д. Д. Шостаковича очень обогатили музыкальный репертуар юных пианистов. Музыка Шостаковича, как детская, так и взрослая, имеет свои отличительные особенности. Они касались ладовой структуры, ритмики, исполнительских средств. Очень интересен ладовый стиль композитора. Опираясь на мажор и минор, Шостакович свободно трактовал эти основополагающие лады, прибегал к битональности, то есть к одновременному звучанию двух тональностей. Иногда один лад сменялся другим даже в рамках одного музыкального построения или темы. Композитор очень часто вводил пониженные (реже повышенные) ступени лада, которые до Шостаковича не применялись. Данный цикл включает в себя семь пьес: “Лирический вальс”, “Гавот”, “Романс”, “Полька”, “Вальс-шутка”, “Шарманка”, “Танец”. Он был написан в 1952 году после аналогичного цикла “Детская тетрадь”. Оба этих цикла явились авторскими переработками для фортепиано написанной композитором в различное время балетной музыки. Сюита “Танцы кукол” рассчитана уже на более высокий уровень подготовки исполнителей. Пьесы из неё стали массовыми фортепианными сочинениями для домашнего музицирования. Все они используют музыку к оркестровым балетным сюитам композитора на основе балетов “Золотой век”, “Болт”, “Светлый ручей”. Поэтому при восприятии этих пьес не трудно представить движения и характеры предполагаемых персонажей при всей обобщённости их названий.

2. По названию танца можно понять его характер. Лирический – значит, задушевный, нежный, взволнованный. Начинается вальс волшебной, сказочной мелодией, нежной и мечтательной, устремлённой и полётной. В вальсе 3 части. Музыка крайних частей (первой и третьей) звучит более плавно, спокойно, нежно, чем в середине. При проигрывании произведения ставлю задачу перед ученицей: определить характер крайних частей, найти контрастные места в мелодии, проанализировав и отработав их на инструменте. Обращаю внимание ученика на гармоническое звучание мелодической линии, а также на стабильность в левой руке ритмического рисунка.

Продолжаем работу с 21-35 тактами - характер одноголосной мелодии сменяется преобладающими здесь терцовыми звучаниями с радостными интонационными взлётами и мягкими спадами к концу построений. Здесь обращаю внимание ученицы на исполнение терцовой мелодии - более выпукло и акцентированно, слуховое внимание ученика должно быть направлено на торжественно – красочное сочетание тональностей: ля- мажор- -си- бемоль мажор.

Работа над среднем разделом ставит перед нами как художественные задачи, так и пианистические в таких эпизодах6 такты 36-44; 45-48; 49055; 56-6-; 61-67. Первые два - исполняются коротким присоединением руки на залигованных звуках начало тактов с последующим лёгким кистевым стаккато на вторых и третьих четвертях. Третий отрывок играется в форме непрерывных звеньев попарно объединённых лигами звуков в «светлом» устойчивом си мажоре. Далее нужно направить внимание ученика на заключение экспозиции, которая звучит на forte акцентированным мелодическим терцовым двухголосьем. Слух и игру ученика направить в конце второго раздела на однотактное мелодическое построение на постепенно угасающее звучании.

В репризе буквально воспроизводится лирически - напевная часть экспозиции. Большое внимании ученика должно быть обращено на партию аккомпанемента в левой руке. Показать ученице, что он исполняется приёмом устойчивой опоры всей руки на клавишу на сильных долях тактов, её как бы дугообразного перенесения на вторые четверти, играемые с последующими третьим штрихом на стаккато и движением от клавиатуры.

3. Вероника на протяжении всего урока старалась выполнять все пожелания, которые ставились в работе над звуком и художественным образом во всех разделах произведения. Чувствовалась её заинтересованность и отдача.

Пронализировали с учащейся работу и выяснили все недочёты в исполнении. На основании этого было дано домашнее задание: проработать партию аккомпанимента в левой руке, попадать на басы и подчистить педализацию.

Публикации по теме:

Открытый урок музыкального руководителя «Экскурсия по Хакасии» Тема: Экскурсия по Хакасии Цель: Создание условий для обогащения музыкального опыта детей, развитие музыкальных способностей через знакомство.

Открытый урок «Весна» Тема урока: Весна Цели: 1. Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении 2. Научить определять.

Открытый урок объединения «Театр кукол» по теме «Художественная целостность спектакля» Цель – Освоение учащимися понятия «художественная целостность» через понятия целое и художник. Задачи: - закрепить знания о понятии художественная.

Открытый урок по чтению в 5 классе для слабослышащих детей «Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень». Цели урока: предметные -изучить басню Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень», -сформировать.

Открытый урок по изобразительному искусству «Я — мастер» ХОД УРОКА. I.Организация начала урока. Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели..

Открытый урок по окружающему миру в первом классе «Здоровая пища» Открытый урок по окружающему миру "Здоровая пища". 1-й класс Автор материала (ФИО) Байданова Ботагоз Рыспаевна Должность учитель начальных.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Род имен существительных» Данный урок разработан для учащихся 2 классов. Цель урока: дать понятие о категории имен существительных. Урок построен на основе применения.

Открытый урок в 7 классе «Изготовление образцов окантовочных швов» Открытый урок 7 кл. Тема: ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБРАЗЦОВ ОКАНТОВОЧНЫХ ШВОВ. Цели: Продолжить знакомство учащихся с классификацией краевых машинных.

Открытый урок в детском саду по английскому языку «Овощи и фрукты»Открытый урок в детском саду по английскому языку «Овощи и фрукты» Образовательные области: «Коммуникация»___ Тема:__Овоши и фрукты.

Занятие или открытый урок по теме «Я и моя семья» «Я и моя семья» Целевая аудитория: несовершеннолетние 13-18 лет Форма и методы работы: беседа-диалог, работа в группах; индивидуальная.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Открытый урок «Работа над звуком в произведении кантиленного характера. Пьесы Д. Шостаковича «Лирический вальс»
Опубликовано: 9 мая 2016 в 17:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»
«Это моё! », «Отдай мне! », "Нет, не бери, это моё! " На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за то, что он не...
Консультация для родителей «Не делайте всю работу за детей»
Дети могут стать независимыми, если на пути не будет родительская спешка и занятость. Все это может сыграть плохую шутку. Родители не дают ребенку понять,...
Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками
Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы с детьми. В...
Оформляем паспорт группы (заключительная часть)
10. УГОЛОК ТРУДА. 1. Уголок дежурства с кармашками; картинки. 2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки. 3. Инвентарь для...
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей...
Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год ( на основе комплексной образовательной программы...