Папки-передвижки

Открытый урок на тему «Вокальное слово и дикция»

Лариса Шевченко
Открытый урок на тему «Вокальное слово и дикция»

Открытый урок по программе «Вокал» на тему :

"Вокальное слово и дикция"

педагога дополнительного образования Шевченко Лариса Александровна.

Дата проведения: 12.01.2019г.

Возраст учащихся: 10 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Форма проведения: индивидуальная

Тема: «Вокальное слово и дикция»

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам

Публикация «Открытый урок на тему „Вокальное слово и дикция“» размещена в разделах

отработки правильного произношения слова во время исполнения

музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

Обучение правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке,

пропеванию согласных.

Развивающие:

-развить дикционные способности и навыки;

-развить образное мышление средствами музыкальной выразительности;

-развить культуру и манеру сценического вокального исполнения : творческое

самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую

дикционную моторику, умение донести слово до слушателя;

Воспитательные:

-способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как

эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире –

духовной культуры;

-способствовать формированию интереса к сольному пению, концертным

выступлениям, творческого самовыражения при воплощении в песне

волнующих его чувств и мыслей.

Оборудование и материалы: фортепиано, зеркало, рисунок

артикуляционного аппарата.

Организационный момент

Педагог (П) : Здравствуй, Надя! Я рада видеть тебя.

1. Вводная часть. Введение в тему.

П: На каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

Предполагаемый ответ ученика: голос – это наш инструмент.

П: а чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

Н: настроить его, разогреть голосовой аппарат, распеться

П: правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его

настроить – значит правильно петь, а как ты думаешь, что является наиболее важным в пении?

Н: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование

П: верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание

вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

Н: без чёткой дикции и слов

П: совершенно верно!

2. Основной этап. Объяснение темы:

Дикция – (лат.) произношение. Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Все это обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот.

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении,

должно быть четким по произношению, выразительным. Необходима

хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение (пропевание) всех

звуков и слов текста.

Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным

произношением слов при исполнении песни, над дикцией.

Тема нашего сегодняшнего занятия. «Вокальное слово и дикция».

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание)

всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует

воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

П: А от чего она зависит?

Н: (Ответ ученика)

П: Зависит она от активности речевого аппарата. Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков? К нему относятся: щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань, всё это называется артикуляционным аппаратом.

Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных

и согласных звуков. Необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена.

Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и

активность. Нам помогут простейшие упражнения:

Упражнения на артикуляцию

1. «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением,

обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

2. «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3. «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с

задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти

неподвижны).

4. Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые

5. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:

мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д, мышцы гортани К-Г.

6. «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю

губу и под нижнюю.

Очень хороши для тренировки скороговорки.

Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и

активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала

медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования.

Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию

(каждая скороговорка повторяется по 4 раза).

Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение

согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого

аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп

произношения.

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

П. : молодец, Надя! У тебя хорошо получилось справиться с артикуляционной

гимнастикой.

Теперь приступим к вокальным упражнениям.

П. Надя, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и

без них можно обойтись?

Л. Нельзя… мы должны разогреть наши связки…

П. Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо

настроить.

П. Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

Вокальные упражнения

1. Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»

2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить

о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо

следить за голосоведением, не забывать о том. Распевка на звук «ррр»

3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять

«вливать» одну гласную в другую, не толкая звук, чистой интонацией,

правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха,

выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать.

Работают диафрагма и губы. (Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно

льющийся звук, когда последующий звук является продолжением

предыдущего, как бы «выливается» из него).

4. На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру».

Задействованы мышцы губ и языка. При пении необходимо следить за

чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки

не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование

дыхания – выдох не должен быть сильным.

5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное

движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу

кончика языка.

6. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за

активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать

гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

П. : молодец, Надя! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к

работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в

пении?

Л. Разборчивая, понятная.

П. Как нужно произносить слова в пении?

Л. Четко, ясно.

П. От чего зависит четкое, ясное произношение?

Л. От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба,

нижней челюсти, глотки)

Работа над дикцией в вокальном произведении

П. : Надя, сейчас мы будем работать над песней Э. Григ «Детская песенка». Твоя задача, хорошо проговаривать текст перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя, но при этом нужно соединять слог за слогом, чтобы песня не превратилась в разговор.

Работа над песней:

- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей

артикуляцией.

- Исполнение произведения. 1и 2 куплет. Работаем по фразам,

соблюдая правильное произношение согласных и гласных,

звуковедение, дыхание. (Согласные произносим чётко, коротко, но без

утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую

позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на

сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко)

- Далее ведется работа над произведением как над единым целым.

Попробовать исполнить полностью (1 куплет и 2 куплет).

Заключительный этап. Подведение итогов.

П. : подведём итоги нашего занятия. Надя, как ты думаешь, удалось ли тебе

справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?

Н. (ученик анализирует свою работу на уроке).

П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата,

артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в

упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

Что же такое дикция в целом?

Г. - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.

П. - Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание)

всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и

правильного дыхания.

Домашнее задание

1. Чтение скороговорок.

2. Выполнение упражнений на дыхание.

3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей

дикцией.

Публикации по теме:

Открытый урок ИЗО «Метаморфозы цветочного образа» Конструкт занятия Тема урока:«Метаморфозы цветочного образа»Тип урока: комбинированный Цель урока: Развивать умения создавать образ цветка.

Открытый урок по литературному чтению «О друзьях хороших и верных» Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений. ЦЕЛИ: • Помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба» • Воспитание.

Открытый урок по окружающему миру «Разговор о правильном питании» Цели: формировать здоровый образ жизни посредством правильного питания; воспитывать культуру здоровья. Задачи: • Воспитательные: воспитать.

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Домашние питомцы» МБОУ Новоселовская ООШ Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема урока: «Домашние питомцы» Учитель: Олейникова Людмила.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по светской этике «Справедливость» Тема урока: «Справедливость» Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному поведению по моральным правилам справедливого.

Открытый урок по технологии в 5 классе «Свойства волокон растительного происхождения» урок разработан в соответствии с ФГОС. Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.

Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок на тему «Вокальное слово и дикция»
Опубликовано: 27 февраля 2020 в 21:15
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД