Открытый урок по русскому языку в 5 классе

Валентина Кардашова
Открытый урок по русскому языку в 5 классе

5 класс, Русский язык

Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему

Русский язык - клад и достояние русского народа

Учитель ОГКУЗ “Детский противотуберкулёзный санаторий п. Ивня”:

В. И. Кардашова

Урок-обобщение к разделу “Лексикология”

Цель: 1) познакомить учащихся с особенностями русского языка, как национального средства общения;

2) тренировать детей в морфемном и морфологическом разборах русских слов и учить школьников сопоставлять русские слова с иностранной лексикой; развивать умения в подборе синонимов и антонимов;

3) прививать учащимся любовь к родному языку, учить их бережному обращению с речью, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

План:

1. Оргмомент – настрой на урок, представление учащимся гостей.

2. Речевая зарядка:

Что знает – всё скажет, и чего не знает – и то скажет (язык). Дети записывают это предложение в тетрадь и отгадывают загадку, подчёркивая многозначность отгаданного слова:

Язык – 1) мышечный орган в полости рта (лизать языком; коровий язык;); 2) средство общения (славянские языки; русский язык); 3) пленный (захватить, привести языка); 4) в переносном значении: что-то удлинённой формы (язык башмака, колокола); 5) в переносном значении: язык дорожных знаков и т. д.

Учитель: Язык – средство общения между людьми и обозначения мыслей, - как сказал Кант. Язык – один из главных признаков нации, составляющее её культуры. Русский язык служит не только средством речевого общения, но и основой духовного развития личности.

Красной нитью на уроке пройдут слова К. Паустовского: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. (Учащиеся записывают предложение в тетрадь и составляют схему предложения с однородными членами)

Учитель: Русский язык – национальный язык: более 100 народностей в России говорят на нём. (Дети по карте показывают географические пункты).

3. Работа с эпиграфом: “Русский язык – клад и достояние русского народа, его национальная гордость”. (Уч-ся читают, записывают в тетрадь, выполняют синтаксический разбор.)

4. Физминутка: дети прослушивают песенку: “Здорово”.(Песенка есть в классном уголке) и делают свободные движения в такт музыке:

Утро новое встаёт над любимым городом,

Хорошо встречать восход – Здорово! Здорово!

Хорошо встречать восход – Здорово!

Каждый день и каждый час –

Всё здесь сердцу дорого!

Хорошо как жить у нас - Здорово! Здорово!

Хорошо как жить у нас - Здорово!

(Дети подпевают, а затем записывают в тетрадь синонимы к слову здорово, ищут аналогичные варианты в немецком и английском языках).

5. Подбор синонимов:

Здорово – хорошо, замечательно, прекрасно, чудесно, очаровательно, божественно, великолепно (синонимы).

Gut, wunderbar, wunderschn, bezaubernd. (нем. (Дети изучают немецкий и английский языки)

Good, fine, nice, charming. (англ.)

6. Морфемный разбор слов:

Очаровательно, charming, bezaubernd.

7. Лексическая работа:

а) этимология слов:

Родина, Отечество, Отечина, Отчизна

б) подбор родственных слов в английском и немецком языках:

motherland, homeland, country, Vaterland (n, Heimat (f).

в) пунктуационно-орфографическая работа:

Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью.

Уч-ся расставляют знаки препинания, называют обращение, чертят схему предложения с обращением.

г) словообразование (см. выделенное слово матерью, работа в тетрадях; два ученика работают у доски: кто больше образует однокоренных слов): мать, мама, мамочка, матушка, мамуля, мамулечка, мамка, матка; (только имена существительные)

Mutter, Mutti, Muttchen; (нем.)

Mother, Mummy, mum. (англ.)

Вывод: Русский язык богаче, так как в нём шире словообразовательный процесс; образуется больше однокоренных слов.

д) Краткий морфологический разбор: (в тетрадях, один)

Матерью – сущ., одуш., нар., Ж. род, III скл., ед. ч., Т. п.

Mutter – S, Lb., f.,., Akk. (сущ., одуш., ж. р., пр. п. – в нем. яз. только 4 падежа)

Mother – S., S. (сущ., ед. ч.)

Вывод (учащиеся подводят итоги и делают вывод вместе с учителем): морфологических признаков у существительных русского языка тоже больше, нежели в английском и немецком языках.

8. Работа с плакатом: “Жив наш Белый город…” (см. Приложение).

(чтение и краткое обсуждение текста):

1) чувство автора – патриотизм, восхищение, восторг;

2) лексическая работа:

а) переносное значение с подбором синонимов и антонимов: тьму врагов - тучи – множество (сравнить: французы двинулись, как тучи);

синонимы: враг – неприятель, недруг, супостат, губитель, басурманин; на огнях пылавший – пожарища; ратный – трудовой; вольный – мирный, свободный, независимый; заря – восход, рассвет; к заре лицом – к расцвету! (объяснение смысла);

антонимы: юный – старинный; тьма – свет;

б) разбор словосочетаний (в тетрадях и 2 ученика у доски):

в песнях соловьиных; город славы

Вывод учителя с уч-ся: Богат метафорический ряд в данном стихотворении (И. Чернухин “Белый город”, а значит снова отмечаем широту, богатство, меткость и волшебство русского языка. (Дети, читая стихотворение о Белгороде, испытывают чувство гордости за свой город – юный и старинный, город труда, славы и подвига.)

9. Подведение итогов:

Русский язык – клад и достояние, сокровище, богатство русского народа, которое надо беречь!

10. Оценка работы уч-ся, комментирование

11. Домашнее задание: списать стихотворение с плаката в тетрадь, выучить, произвести морфемный разбор 2- 3 выделенных слов.

12. Рефлексия: дети поднимают флажки – символы (триколор, тем самым показывая, что урок им понравился, у них бодрое настроение.

Приложение

И. Чернухин

***

Жив наш белый город, жив!

На огнях пылавший,

Тьму врагов он пережил,

Мой великий пращур!

Он стоит к заре лицом

Юный и старинный,

Над дремучим, над Донцом

В песнях соловьиных.

Город ратный, трудовой –

Лебедь величавый –

Вольный город твой и мой,

Город русской славы.

И стоять ему века –

Молодым и сильным,

Быть и быть ему пока

Есть земля Россия!

Публикации по теме:

И вот она — долгожданная награда!И вот она — долгожданная награда! Приветствую всех друзей и коллег в эти летние дни! Наступает пора отпусков. Всем желаю провести этот период удачно. Мне хочется поделиться.

Нужно ли двуязычие в детском саду?Нужно ли двуязычие в детском саду? Время стремительно летит вперёд, предъявляя всё новые и новые требования в первую очередь к детям, а соответственно к их родителям и воспитателям.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Открытый урок по русскому языку в 5 классе
Опубликовано: 25 августа 2012 в 22:40
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...