МААМ-картинки

Открытый урок с группой 7 класса МБУ до дши «Элегия» тема: «Модуляция»

Любовь Рубцова
Открытый урок с группой 7 класса МБУ до дши «Элегия» тема: «Модуляция»

МБУ ДО ДШИ «Элегия»

План-конспект

открытого урока Рубцовой Л. В. ,

преподавателя теоретических дисциплин и фортепиано

с учащимися 7 класса, проведенного 01.11.2016 г.

Тема урока : «Модуляция в параллельную тональность и тональность доминанты».

Тип урока : комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Урок включает :

- организационную установку

- проверку домашнего задания

- проверку глубины понимания и прочности знаний учащихся

Публикация «Открытый урок с группой 7 класса МБУ до дши „Элегия“ тема: „Модуляция“» размещена в разделах

- взаимодействие преподавателя и детей на основе полученных и прорабатываемых знаний, умений

- усвоение новых знаний, умений, навыков

- закрепление, проработка изучаемой темы

- диагностику прочности усвоения знаний

- инструктаж по выполнению домашнего задания.

Вид урока : традиционный

Цель урока : закрепление темы «Модуляция» различными видами, методами, традиционно применяемыми на уроках сольфеджио.

Методы обучения:

1. Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие.

Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

2. Репродуктивный: запоминание учащимися сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

3. Практический: практические задания, повторные действия с целью совершенствования навыков и развития музыкального слуха.

Методические приемы:

- словесный, наглядный, практический

- активация слуха, обращение к музыкальному восприятию учащихся

- развитие мышления, творческой инициативы

- прием контроля и самоконтроля: при показе домашнего задания, практических заданий на уроке.

Психологические условия на уроке :

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический климат на уроке.

Задачи урока :

Различными методами, в доступной для учащихся форме закрепить тему урока :

1. Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (отклонение, модуляция, виды модуляций).

2. Развивающее: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности.

3. Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.

Средства обучения:

Инструмент (фортепиано, стулья, парты, доска, нотные пособия.

Применение педагогических технологий:

1. Здоровьесберегающая:

- положительно влияет на память.

Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.

Чередование различных видов учебной деятельности (проверка домашнего задания с показом на фортепиано, сменяется музыкальными построениями и их пением, чтением с листа и анализом музыкальных примеров на слух, написанием диктанта).

На уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учащимися, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.

2. Технология личностно-ориентированного обучения:

Признание учащихся главными действующими фигурами всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации каждого обучающегося, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

3. Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимися. Каждый из них включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

4. Технология формирования мотивации или игровая технология:

Технология подразумевает организацию вовлечения учащихся в проработку предложенной темы урока, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации.

Использование в учебном процессе индивидуального подхода к каждому учащемуся:

- различное для всех домашнее задание, что приводит к его 100% выполнению

- индивидуальные творческие задания повышают интерес учащихся к теоретическим занятиям, а также занятиям на инструменте, активизируя их деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую “ситуацию успеха”. Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность музыкальными занятиями и вызывает положительные эмоции.

План урока

1. Организационный момент.

2. Повторение теоретического материала.

3. Проверка домашнего задания и на его основе проработка темы в различных формах работы на уроке :

- ритмические упражнения

- слуховой анализ

- пение с листа

- музыкальный диктант.

5. Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесберегающей технологии).

6. Проблемные ситуации на основе учебного материала.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, подготовка к уроку, настрой на активную творческую работу.

Изложение цели и задачи урока.

2. Повторение теоретического материала:

- что такое отклонение

- что такое модуляция

- способы перехода в другую тональность

- по какому звуку нужно находить вид аккорда.

3. Проверка домашнего задания:

В качестве домашнего задания было предложено сделать анализ модуляции, играть и петь:

Полине – М. И. Глинка «Победитель» (отрывок)

Анастасии – М. И. Глинка «Жаворонок» (отрывок).

Ход проверки домашнего задания:

Полина

1) исполнила на фортепиано отрывок романса М. И. Глинка «Победитель», назвала тональность в которой начинается произведение (Ми мажор, куда идет модуляция (в Си мажор, что в 6 такте происходит переосмысление общего аккорда, назвала последовательность аккордов

(Т53, Т53,Т53, D7, Т53, Т53=SГ, К64,D7, Т53).

2) было предложено Полине еще раз исполнить отрывок, а Анастасии простучать ритмический рисунок мелодии отрывка

3) после небольшой настройки на тональность вся группа спела мелодию романса (отрывок) под аккомпанемент Полины, с внимательно прослушанной модуляцией в тональность доминанты

4) Полиной было дано задание за фортепиано – построить и спеть модуляцию из Ми мажора в Си мажор. Ее построение:

Т53,D6, Т53,Т6, II7, DD7=D7, Т53.

Анастасия

1) исполнила на фортепиано отрывок романса М. И. Глинка «Жаворонок», назвала тональность в которой начинается произведение (ми минор, куда идет модуляция (в Соль мажор, что в 6 такте происходит переосмысление общего аккорда, назвала последовательность аккордов

(t53, s64, t53, t53, II2, D56, t53, t53, s64, t53, t53=VI53, К64, D7, t53).

2) было предложено Насте еще раз исполнить отрывок, а Полине простучать ритмический рисунок мелодии отрывка

3) после небольшой настройки на тональность вся группа спела мелодию романса (отрывок) под аккомпанемент Анастасии, с внимательно прослушанной модуляцией в параллельную тональность

4) Анастасии было дано задание за фортепиано – построить и спеть модуляцию из ми минора в Соль мажор. Ее построение:

t53,D6г, t53,t6, s53=II53, II7, D43, Т53.

Пение с листа:

Группе было предложены номера для чтения с листа и нахождения модуляции из учебника «Курс систематизированного сольфеджио» Арцишевского (№ 641, 647)

Анастасия определяла модуляцию №641 (Ре мажор ---Ля мажор, через доминанту новой тональности D7---T)

Полина определяла модуляцию №647 (ми минор ---Соль мажор, через доминанту новой тональности D7---T)

После определения модуляций, настройки на тональности, номера были спеты с дирижированием группой и сольно.

Слуховой анализ:

Группа самостоятельно определила настройку в тональности фа минор.

После нескольких исполнений цепочки аккордов:

t53, t6, D43, t53, S53=II53, D43, Т53, небольшого обсуждения - модуляция и аккорды были определены (модуляция из фа минора ---Ля бемоль мажор, в параллельную тональность)

Музыкальный диктант:

Было предложено написать диктант №220 «Музыкальные диктанты» под общей редакцией В. А. Вахромеева.

После двух раз прослушивания мелодии учащиеся определили основную тональность, размер, количество фраз, особенности повтора, движение мелодической линии, повторяющийся ритмический рисунок, модуляцию из Соль мажора в ре мажор. После проигрывания еще 6 раз, с настройкой на тональность диктант был написан.

6. Итог урока :

Заявленная тема урока : «Модуляция в параллельную тональность и тональность доминанты» была проработана различными формами и методами обучения на уроке сольфеджио. Она прошла «лейтмотивом» от показа домашнего задания в начале урока и написанием диктанта в конце урока.

7. Домашнее задание, проставление оценки.

Домашним заданием для группы стал диктант, который нужно было транспонировать в мажорные тональности с двумя и тремя ключевыми знаками.

Учащиеся получили отличные оценки за работу на уроке.

Публикации по теме:

Конспект прогулки с группой 4 класса «Сезонные изменения в природе» Конспект прогулки с воспитательной группой 4 «Б» класса. Тема: «Сезонные изменения в природе». План: 1. Организационный момент 2. Наблюдение.

Открытый урок 14 февраля ОТКРЫТЫЙ УРОК «ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА». Цели: • Углубление знаний о традициях, о культуре других стран • Формирование понимания сущности.

Открытый урок «День защитника Отечества» Открытый урок на 23 февраля. Цели: • Ознакомить детей с традициями празднования Дня Защитника Отечества • Закрепить знания о военных профессиях,.

Открытый урок для учащихся 3 класса «Доброта. Вежливость. О доброжелательности» ГУ «Новопервомайская ОШ» Шортандинского района Акмолинской области Открытый урок на тему: «Доброта. Вежливость. О доброжелательности».

Открытый урок «Весна» Тема урока: Весна Цели: 1. Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении 2. Научить определять.

Открытый урок по изобразительному искусству «Я — мастер» ХОД УРОКА. I.Организация начала урока. Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели..

Открытый урок по теме «Средства музыкальной выразительности. Ритм и Метр» «Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО» МБОУ ДО СР «Центр» Созвездие» Открытый урок по теме «Средства музыкальной выразительности. Ритм и Метр» «Современный урок музыки в рамках.

Открытый урок, посвященный Дню ПобедыОткрытый урок, посвященный Дню Победы Цель – воспитать патриотизм, формировать позитивный образ, который может служить идеалом для подражания. Задачи: формировать представление.

Открытый урок в дошкольном классе по окружающему миру. Тема «Обитатели водоёмов» программа «Ступеньки детства» Тема урока: Обитатели водоёма. Тип урока: урок новых знаний Цель: Создание условий для формирования знаний о животных и растениях водоёмов,.

Внеклассное занятие с группой 4 класса «Весенняя поляна» Тема: «Весенняя поляна» Цель: Создать картину в технике квиллинг. Задачи: - Расширение знаний об элементах квиллинга; -закрепление умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок с группой 7 класса МБУ до дши «Элегия» тема: «Модуляция»
Опубликовано: 6 ноября 2016 в 19:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД