Отработка слоговой структуры слов на материале дидактических игр и упражнений

Ольга Токарева
Отработка слоговой структуры слов на материале дидактических игр и упражнений

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Длинные и короткие слова.

1 вариант. У ребенка фишки, перед ним на столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску. Слова: сук, расческа, лак, пирамида, щит, балерина, суп, жук, ракета, мухомор, шар.

2 вариант. Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Необходимо разделить их на две группы. 3 вариант. Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой - с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, все дети проверяют.

Прошагай слово.

Логопед показывает, что при произношении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, сыр-самолет). Затем дети прошагивают придуманные ими слова.

Поднимись по лесенке.

Игра проводится с одним ребенком либо с группой в виде соревнования "Кто поднимется выше?" Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются детьми или предлагаются логопедом.

2. Упражнения, направленные на различение слогового ряда.

(Задание - отличить ряд из двух слогов от одного слога)

Игра "Волк и козлята "

Дети делятся на две группы. Одни из них козлята, сидящие дома, остальные козлята, идущие домой. Они приходят домой, стучат (тук). Кроме того, в игре участвует волк, который стучит (тук-тук). Сторож открывает дверь только козлятам, стучащим ТУК, а если он откроет дверь волку (на ТУК-ТУК, то он проигрывает.

В этой игре только немногие, наиболее успевающие дети (или взрослый) проговаривает слоговые ряды, перед всеми остальными детьми стоит задача их различения.

3. Упражнения по различению неречевых ритмов

Игра "Строим дом "

Взрослый говорит: "Давайте забивать молоточком гвозди. Слушайте, как это буду делать я. (Отстукивает по 1, по 2 или по 3 удара: 111, 222, 333).

Ребенок повторяет эти ритмы.

Игра "Теремок"

Ребенок по стуку (1, 2, 3) узнает, кто стучится в теремок (волк, лиса, корова). Контролем различения может служить показ на картинке изображений этих животных или называние имен детей, выполняющих эти роли.

II ОСНОВНОЙ ЭТАП.

1. Упражнения по воспроизведению слоговых рядов.

Игра "Кто как поет? "

Перед ребенком раскладывают картинки с изображением птиц и животных, логопед показывает как они поют: курица - ко-ко, гусь - га-га, корова - му-му, птичка - ку-ку. Ребенок называет их, в случае правильного ответа получает дубликат картинки. После того, как названы все картинки, ребенок повторяет кто как поет.

2. Упражнения, направленные на усвоение двусложных слов.

Игра "Лото"

Лото можно сделать даже при наличии одного экземпляра картинок. Педагог спрашивает, например: "У кого ВАТА?" Если ребенок имеет эту картинку, то он поднимает руку и называет ее.

Если он сделает это верно, то получает пустую карточку и закрывает ею картинку. Выигрывает тот, у кого раньше всех будут закрыты все картинки.

Игра "Чудесный мешочек"

Ребенок извлекает из мешка предметы или картинки. Правильное их название дает право ребенку на этот предмет или картинку.

3. Упражнения, направленные на устранение перестановки слогов.

1. Придумать слова со слогом (по, ва, му и т. д.)

2. Придумать слова, состоящие из 1 (2, 3) слога.

3. Сложить слова из слогов, данных в нарушенной последовательности: ха, му; в качестве опоры предъявляется картинка.

4. Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено-полено, нитки-тапки, кофта-муфта).

5. Добавление или уменьшение числа слогов в слове с изменением смысла слова по показанной картинке (машина-шина, латка-палатка).

6. "Путаница"

Педагог произносит два слога, нужно поменять их местами и назвать получившееся слово. Слоги: та-пас, дух-воз, тик-лас, ши-у, ля-ко, ка-сум, ла-мет, па-ли.

7. "Перевёртыши"

Логопед называет по отдельности 2 слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них сначала одно слово, потом, переставив слоги, второе. Выигрывают те, кто ответит, какие 2 слова получились (сос-на, ка-бан, ка-мыш).

Публикации по теме:

Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР. Известно, что в русском языке слова делятся на слоги. Особенность слоговой структуры русских слов (по А. Гвоздеву) заключается в том, что.

Учимся различать длинные и короткие слова.Учимся различать длинные и короткие слова. Уважаемые коллеги!Я работаю логопедом в речевой группе. Ни для кого не секрет, какая длительная и кропотливая работа необходима для того,.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Отработка слоговой структуры слов на материале дидактических игр и упражнений
Опубликовано: 21 октября 2013 в 15:16
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Наши поделки к 23 февраля.
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, эта короткая неделя была повещена Дню Защитника Отечества. Мы с малышами сделали газету к празднику. Наши...
Поздравляем наших пап!
Совсем скоро вся страна будет праздновать День Защитника Отечества. День защитника Отечества – это очень торжественный день, ведь даже в самом названии...
Родительское собрание в старшей группе — «Безопасность ваших детей» (фотоотчет)
В феврале в музыкальном зале детского сада собрались воспитатели и родители, чтобы поговорить о правилах безопасного поведения детей в быту, в природе, на...
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования...
В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом двух...
«Широкий разгуляй». Масленица в детском саду. Фотоотчёт
Масленица – это неделя народных гуляний! Масленица один из самых любимых в народе праздников - самый весёлый, вкусный и сытный! Мы чтим народные...