Отслеживание и стабилизация эмоционального состояния детей посредством уголков настроения в группах ДОУ.

Марьям Хайдарова
Отслеживание и стабилизация эмоционального состояния детей посредством уголков настроения в группах ДОУ.

Стабильное эмоциональное состояние является одним из важнейших условий полноценного развития личности. Эмоциональные процессы «в норме» являются сферой психического развития ребенка, которая тонизирует и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.

Ребенок, попадая в детский сад, оказывается в окружении сверстников и воспитателя. Его мир наполняется новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Наиболее напряженные и яркие отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Поэтому ежедневное обращение внимания воспитателя и других детей к эмоциональному состоянию ребенка, его настроению, позволяет нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания и подавленное настроение. Основной направленностью работы воспитателя с ребенком является эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. И одним из средств отслеживания и стабилизации эмоционального состояния являются уголки настроения в группах ДОУ.

Формы ведения и оформления уголков настроения в разных возрастных группах могут быть разнообразными, но при этом соответствовать единым требованиям, обозначенным ниже:

- уголки настроения необходимо размещать на уровне глаз детей;

- дети сами должны вносить изменения в уголок настроения;

- для определения настроения используются фотографии детей, пиктограммные изображения - схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой, и даже их одновременное использование;

- при оформлении необходимо учитывать возрастные особенности детей и требования.

Используя уголок настроения в работе, важно - при определении своего настроения ребенком негативным, провести беседу с ним, и работу по вырабатыванию положительного отношения к событиям, повлиявшим на снижение эмоционального состояния ребенка.

Вовлечение ребенка в совместное со сверстниками и воспитателем переживание создаст необходимые условия для формирования и поддержания активности и стабильности в контактах со всем миром, определения и осознания эмоциональных отношений и освобождение от негативных эмоций. Поскольку именно по этим линиям происходит первоначальное формирование и усложнение эмоционального опыта ребенка.

Методы и приёмы для стабилизации эмоционального состояния детей:

1. Повышение настроения: обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

2. Во время непосредственной организованной деятельности использовать некоторые приёмы, направленные на знакомство с эмоциями человека и осознания своих эмоций от увиденного.

3. Использовать «Пиктограммы» - набор карточек, на которых изображены различные эмоции.

4. Прослушивание музыкальных отрывков, давая детям возможность описать настроение музыки, (веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная – мрачная).

5. Игра «Волшебный мешочек». Перед игрой с детьми обсудить какое у них сейчас настроение, что они чувствует, может быть, кто-то обижен на кого-то и т. д. Затем предложить детям сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самим детям, либо кому-то из детей. Хорошо, если педагог тоже сложит в этот мешочек свои отрицательные эмоции. Можно использовать второй «волшебный мешочек», из которого дети могут взять себе те положительные эмоции, которые они хотят.

Возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста:

Возраст,эмоциональное состояние, умения,знания -

3-4 года. Радость, грусть, гнев. Узнавание, называние, соотнесение Знать способы выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).

4-5 лет. Радость, грусть, гнев, удивление,испуг. Узнавание, называние, соотнесение. Рассказать о своем настроении. Определить эмоциональное состояние у героев сказки. Знать способы выражения и изменения этих эмоциональных состояний.

5-6 лет. Радость — восторг, грусть, гнев — ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие. Узнавание, называние, соотнесение.

Рассказать о своем настроении. Знать не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.

6-7 лет. Радость — восторг, грусть, гнев — ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие. Прием «привлечение мнения другого ребенка» либо взаимооценка. Закреплять полученные ранее знания и умения.

Публикации по теме:

«Технология модульного планирования внеучебной нагрузки на неделю». Успех внеучебной деятельности, в ходе которой обеспечиваются формирование практических умений, социальная адаптация, становление коммуникативных.

«Развитие творческих способностей детей». Цель работы психолога в ДОУ содействовать созданию условий для полноценного психического развития детей, их личности. Наиболее ярко индивидуально.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Зима
Автор публикации:
Отслеживание и стабилизация эмоционального состояния детей посредством уголков настроения в группах ДОУ.
Опубликовано: 6 июня 2013 в 20:56
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...