Отверженные дети в группе детского сада как социально-педагогическая проблема

Татьяна Кузовкова
Отверженные дети в группе детского сада как социально-педагогическая проблема

Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкивается педагог в дошкольном образовательном учреждении, есть одна очень сложная в своих проявлениях – это невозможность отдельных детей наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Очень часто данная категория детей попадает в так называемые “изгои”, которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. Они не любят посещать детский сад, живут в постоянном психологическом дискомфорте. Каждый справляется с этим по-своему. Кто-то замыкается, терпеливо перенося насмешки сверстников и “нелюбовь” педагогов. Кто-то расстраивается, плачет, обижается. Но коллектив необходим и как среда взаимодействия, средство эффективного влияния на детей. Он является формой целостной организации детской жизни, дает возможность оказывать одновременно воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждую личность в отдельности. Он обладает полезными традициями, развитым общественным мнением, возможностью активного воспитательного влияния детей друг на друга. В детском саду у детей старшего дошкольного возраста систему отношений между сверстниками, в силу возраста, трудно назвать коллективом, скорее это определенные основы для его будущего формирования и становления.

Группа - как структурная единица детского сада является первоначальной средой, в которой ребенок реализует себя как члена общества. От того насколько успешна будет первая социализация человека, зависит дальнейшее развитие его коммуникативных качеств, уверенности. Также от первоначальной социализации ребенка зависит, станет ли он её «жертвой» или полноценным членом общества. Поэтому важно помочь ребенку адаптироваться в группе сверстников, найти свое место в данной системе отношений. Ведь в группе сверстников формируется идейная направленность ребенка, организуется его деятельность и поведение, воспитываются коммуникативные черты характера, создаются необходимые условия для развития его способностей.

Процесс вхождения ребенка в систему групповых отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему групповых отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей и всей группы в целом. В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в группе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Особенно трудно детям старшего дошкольного возраста, у которых ещё недостаточно развито самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе сверстников, найти то место в группе, которое соответствовало бы их возможностям.

Среди психологических особенностей детей-изгоев можно выделить следующие:

• ребенок-изгой может отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания;

дети-изгои сообщают о более сильном чувстве одиночества и чаще, нежели дети, принимаемые группой, склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами;

• для детей данной категории характерными чертами являются замкнутость, проявление агрессии по отношению к окружающему, страх и др.

В одиночку ребенок может развиваться только до очень незначительных пределов, за которым его опыт должен обогащаться опытом других. Ведь общения со сверстниками для ребенка – это сфера его жизнедеятельности, сфера самоутверждения, самореализации, сфера общения, гарант защищенности и поддержки.

Отверженному ребенку очень трудно реализовать себя в группе сверстников, стать одним из её членов. Вырастая, он имеет массу комплексов, затруднение в общении со сверстниками, не адаптирован к жизни в обществе. Поэтому детям данной категории надо помочь переступить через ту грань, которая отделяет их от других детей, выявить причины и устранить их, помочь реализовать себя в жизни, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценным человеком.

На основании вышеизложенного можно заключить, что в обозначенной проблеме четко выделилось противоречие, а именно, с одной стороны, неоспоримым является факт влияния отверженности на социализацию ребенка, а, с другой, в практике воспитания мы наблюдаем недостаточное внимание дошкольных учреждений к изучению причин возникновения детской отверженности. Указанное противоречие объясняется сложностью этой проблемы.

Проблема отверженности в педагогике и психологии исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению причин возникновения отверженности у младших дошкольников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Во-первых, не получили еще однозначного раскрытия даже сами понятия “дети-изгои”, “отверженность” и др. Во-вторых, взаимосвязь возрастных особенностей и динамика возникновения отверженности у детей не имеет достаточной интерпретации. В этом и заключается необходимость ее теоретического изучения.

Многие психологи и педагоги размышляют о том, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его полноценно общаться со сверстниками, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) повлиять на вхождение ребенка в коллектив. Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности воспитателей работающих в группе детского сада, с привлечением педагога-психолога (возможно привлечение социальных педагогов). Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:

• Анализ ситуации в группе, анализ позиции и поведения самого ребёнка.

• Работа с группой в целом.

• Работа с отвергаемым ребёнком.

• Профилактическая работа (взаимодействие с воспитателями и родителями).

Но наиболее главным остается вопрос о том, какими приемами, методами и средствами можно предотвратить появление чувства отверженности у детей. Ведь как известно, бороться нужно не с последствиями того или иного явления, а с причиной их появления.

В старшем дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер старших дошкольников отличается некоторыми особенностями. В первую очередь обнаруживают себя стремление к самостоятельности, желание участвовать в жизни взрослых. Старший дошкольник учится правильно оценивать других, затем начинает сравнивать свои поступки, качества с возможностями, поступками других. Вместо взрослого регуляторами взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте становятся сверстники. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержанием и т. д. В этом возрасте взаимоотношения с ровесниками в не-которых случаях становятся для ребенка более важными, чем взаимоотношения со взрослыми. Дошкольник стремится утвердиться в своих лучших качествах в коллективе сверстников. Поэтому все больше растет зависимость старшего дошкольника не только от мнения взрослых (родителей и воспитателей, но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его посчитают смешным, трусом, обманщиком или слабовольным.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ведущей деятельностью этого возраста является сюжетно – ролевая игра. Она играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится осуществлять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого. А. П. Усова отмечала, что в дошкольном возрасте умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки. Также высокое значение игровой деятельности состоит в том, что именно в ней можно сформировать главные качества личности дошкольника. Поэтому, выстраивая свою работу с отверженными детьми, педагогу необходимо помнить, что в игре ребенок удовлетворяет свою потребность в общении, вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции, развивают его личностные качества, творчество. Это становится возможным, если в группе созданы необходимые условия для игровой деятельности, а педагогическая атмосфера (внимание взрослых к играм, положительная оценка дружбы и т. д.) благоприятствует общению детей, их сближению и взаимопониманию.

Поэтому при проведении игровых занятий в группе необходимо, активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, поощрять их активность. Следует обратить внимание и на вовлечение ребёнка во внегрупповую деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для группы. Непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива. Педагогу нужно помочь детям увидеть в "непопулярном" привлекательные стороны, увидеть его другими глазами.

Таким образом, можно выделить этапы работы педагога непосредственно с отвергаемым ребёнком (на основе подходов Кравцовой М. М., Шипилова А. И.)

1. Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка дошкольного возраста;

2. Наблюдение в групповой и внегрупповой ситуации;

3. Групповые занятия, направленные на обучение навыкам взаимодействия с окружающими.

4. Беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействии со сверстниками, педагогами и родителями;

Публикации по теме:

Предметно развивающая среда в дошкольном учреждении Презентация"Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении. В которой показано оформление продуктивной деятельтности в группах. Данная.

Выступление на Международной научно-практической конференции "Компетентный педагог 21 века. Принципы качественной педагогики" Санкт-Петербург 7-8 февраля 2013 г. Стендовый доклад "Организация совместной.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Здоровье, гигиена
  • Осень
Автор публикации:
Отверженные дети в группе детского сада как социально-педагогическая проблема
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 11:08
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Мамочка как солнышко»
вО ВСЕХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОШЛИ МЕРОПРИЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАЗНОВАНИЮ "ДНЯ МАТЕРИ". И НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ КОНЕЧНО ЖЕ ТОЖЕ. В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ МЫ С...
Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года».
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года». Эта не первая выставка осенней тематики, в...
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...