Овладение детьми формообразующими движениями

Светлана Сергеевна Камина
Овладение детьми формообразующими движениями

В средней группе продолжается обучение детей правильному владению карандашом и кистью, обучение формообразующим движениям и их качества.

Исходя из задач, которые ставит перед нами программа, качество движений мы начинали отрабатывать еще во 2-й младшей группе. Ведь рисование даже простых прямых линий требует определенных качеств движения, таких как плавность, неотрывность, быстрота.

Поэтому мы много времени уделяли отработке технических навыков и умений работать с карандашом и кистью. Без этого невозможно приступать к обучению формообразующим движениям руки.

В свободное время много закрашивали рисунков (раскраски). При этом использовали только цветные карандаши. Большинство детей очень их не любят, так как они требуют от них больше усилий, чем любимые всеми фломастеры.

Раскрашивание позволяет развивать целый ряд навыков и качества движений (ритмичность - туда-сюда, умение вовремя остановить движение в нужной точке, регулировать силу нажима и т. д.).

На занятиях, отрабатывали навык - сохранять направления движения по прямой (вертикальные и горизонтальные линии) и в дальнейшем, по окружности. Многие дети вместо того, чтобы менять положение руки – вертели лист, т. к. испытывают трудности.

Прочность усвоения навыка и качества движения достигается только при условии повторения и многократных упражнений. Поэтому задания давались детям так, чтобы они повторяли изображение предмета на листе бумаги несколько раз: рисуют не одну дорожку, а много, не один шарик, а несколько (например, мыльные пузыри). Повторение одного и того же движения вызывает его ритмичность. А ритмичное повторение совершенствует технические навыки и усиливает самоконтроль за движением руки.

Мы не спешили показывать детям все новые и новые приемы в рисовании, так как было необходимо дать детям возможность прочно овладеть техническими навыками. Когда ребенок владеет ими свободно, они не занимают его внимания.

Обучить детей правильно рисовать линии очень важно, так как из их сочетания строится изображение многих предметов.

В средней группе эти навыки становятся более сложными. Требуется сформировать более осознанное умение.

Если в младшей группе основными формами были круг и квадрат, то в средней группе это умение усложняется в связи с задачей изображения предметов прямолинейной и округлой формы разного характера (прямоугольник, треугольник, овал).

Конечно, ребенок должен знать эти фигуры, в чем помогает математика и прописи. Мы изучаем фигуры, разбираемся, в чем их отличия (игра) и прорисовываем их в прописях.

Ребенок должен ощущать, как движется его рука, при изображении той или иной фигуры. Поэтому, мы предлагаем детям такие упражнения - несколько раз «нарисовать», например, круг, в воздухе рукой, а затем пальчиком на листе бумаги. Этот прием помогает и детям (понять, как должна двигаться рука) и воспитателю (для проверки того, как ребенок выполняет движение). Бывает, что показ воспитателем, наглядное объяснение, для ребенка недостаточно. Ему тяжело зрительно воспринимать показанное движение. Тогда мы, берем руку ребенка в свою, и показываем движение, сначала в воздухе потом на отдельном листе бумаги. Получается, что ребенок воспринимает движение не только зрительно, но и чувствует его рукой. При этом мы обязательно даем словесную инструкцию, как правильно выполнять движение (например, вверх-вниз; предметы прямоугольной и квадратной формы рисуем с остановками на углах; округлой формы рисуем без остановки). Ребенок, понимая, что обозначает то или иное слово, какое движение с ним связано. В дальнейшем по одному словесному указанию сможет правильно выполнить нужное движение. При этом движения приобретают осознанный характер, что отличает произвольное движение от непроизвольного.

Так я проводила математический диктант, который показал, насколько у детей сформировался этот навык (диктант)

Когда мы на математике сравниваем фигуры и разбираем их отличия, то закрепляем это и в рисовании. Например, круг и овал. Их отличия вызывают различное движение руки при их изображении. Поэтому эти формы (например, яблоко и огурец) мы даем на одном занятии. Формообразующие движения отрабатываются в сравнении.

И если круг уже не вызывает затруднений у большинства детей, то овал еще не закрепился.

Овладение детьми формообразующими движениями поможет им научиться изображать более сложные предметы.

Я придерживаюсь такого правила – каждый предмет состоит из геометрических фигур. И этому я учу детей. Увидев, что мы сегодня будем рисовать мишку или петуха, многие пугаются и кричат: «Я не смогу!» На что я отвечаю: «Да это совсем просто!» И начинаю разбирать мишку на геометрические фигуры, которые просто нужно расположить правильно на листе. Поэтому прежде, чем изобразить предмет, мы его обследуем. Разбираем, из каких фигур состоит, какого размера эти фигуры, как их надо расположить, чтобы получилась нужная картинка.

Чтобы дети всегда помнили об этом, мы предлагаем им следующие упражнения:

- с помощью геометрических фигур составить узор (по предложенному варианту и самостоятельно, чередуя 2-3 фигуры одного-двух цветов);

- «изобразить» дом, высотный дом, машину, автобус и т. п.

Тоже самое мы проделываем со счетными палочками. Они служат нам «линиями». Очень часто мы «рисуем» палочками картинки.

Закрепление формообразующих движений происходит и в декоративной росписи (показать пример).

Так же в лепке (надо научить различать, какие движения нужно совершать для того, чтобы скатать колбаску, и какие — чтобы скатать шарик) и на аппликации.

Публикации по теме:

Катание на роликовых коньках Катание на роликовых коньках Роликовые коньки очень популярны в настоящее время. Обучение катанию на роликовых коньках рекомендуется со.

Педагогические технологии В блоге светланы Логиновой Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • ПДД
Автор публикации:
Овладение детьми формообразующими движениями
Опубликовано: 12 октября 2012 в 23:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дебют в соревнованиях по акробатике моей внучки
Вчера моя Рита впервые приняла участие в соревнованиях по акробатике, вообще то она занимается гимнастикой на полотнах, но чтобы улучшить растяжку,...
Фотоотчет. Конкурс «Алло, мы ищем таланты».
В нашем детском саду проходил конкурс «Алло, мы ищем таланты». Это был не большой праздник, ведь у каждого из детей есть какой - то талант. Чем...
Планирование проектной деятельности в младшей группе на апрель (часть восьмая)
Дата: 1-ая неделя ( 3. 04 - 7. 04) Тема: За здоровьем в детский сад! Содержание работы: Цель проекта. Формирование у детей мотивации к занятиям...
Театрализованная игра «Два жадных медвежонка» в младшей группе. Фотоотчет.
В этом году у нас в группе дети младшего дошкольного возраста. Для их всестороннего развития и воспитания мы используем театрализованные игры. В процессе...
Конспект целевой прогулки в парк с детьми подготовительной группы «Грачи прилетели!»
Цель: конкретизировать и систематизировать знания детей о перелетных птицах -грачах, месте их гнездования. Задачи: - расширить и обобщить знания...