Овладение детьми группы компенсирующей направленности способами словообразования

Людмила Грибанова
Овладение детьми группы компенсирующей направленности способами словообразования

Грамматика наука о строение языка. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Овладение грамматическим строем оказывает большое влияние развитие ребенка в общем интеллектуальном плане, обеспечивая ему постепенный переход к изучению языка в школе.

На современном этапе развития речи проблема обучения грамматическим нормам родного языка продолжает оставаться актуальной. Этим занимались А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. М. Шахнарович, А. Г. Арушанова и другие. Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренникава, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследование особенностей развития грамматического строя речи у детей.

Д. Ушинский назвал грамматику «логикой языка». Ведь своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития.

Одно из направлений формирования грамматического строя речи детей - овладение способами словообразования. Термином «словообразование» обозначается сам процесс образования слов в русском языке. В психологической и лингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством. По мнению К. И. Чуковского детские слово- и формообразования, соответствуют глубинному уровню языка – так называемой языковой системе притом, что они противоречат норме. Его наблюдения подтверждали мысль о наличии объективных и строгих закономерностей, ведущих к появлению детских новообразований.

А. Г. Арушанова приходит к выводу, что усвоение способов словообразования происходит поэтапно. В начале у детей накапливается первичный словарь мотивированной лексикой и предпосылками к словообразованию в виде ориентировки на существенные для номинации предметы и языковые отношения. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес. – 4 лет до 5 лет 6 мес. – 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования.

В современном словообразовании у дошкольников господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько разновидностей. В основе его лежит сочетание различных по значению морфем (приставка, корень, суффикс, окончание): кричать – крик; грузовой – грузов-ик; слабый – слаб-ость; под одеялом – под-одеялъ-ник; порядок – бес-порядок.

За последние десятилетия в русском словообразовании активизировался морфолого-синтаксический способ. Образование новых слов происходит в результате сложения основ (двух, трех: длинные уши – длинноухий; короткий хвост - короткохвостый) и с помощью других способов.

Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем возрасте, системой словообразования – начиная со средней группы. В средней и старшей группе процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. К концу дошкольного возраста детское словообразование приближается к нормативным. В связи с тем снижается интенсивность словотворчества.

В младших группах основной задачей является обогащение речи детей мотивированными словами. В средней группе дети осваивают способы образования слов, относящихся к разным частям речи обозначающих детёнышей животных, и слов - названий предметов посуды.

В старшем дошкольном возрасте рекомендуется знакомить детей с типичными способами словообразования. Образованием названий профессий от слов разных частей речи (часовщик, строитель и др., а также названий лиц женского и мужского пола от глаголов с помощью разнообразных суффиксов (заступник, драчун, шалунья и др., характерным особенностям внешнего вида и склонностям. Используем приём образования слов синонимов (весёлый – радостный, веселиться – радоваться, веселье – радость). Учим разным способам образования степеней сравнительных и притяжательных прилагательных, знакомим со «словами – родственниками» (однокоренными словами): осина, осиновый, подосиновик. Даём детям представление о том, что слова - родственники должны иметь одинаковую часть и быть связаны по смыслу, образуются почти от всех частей речи при помощи суффиксов, приставок и других средств. Развиваем умение анализировать эти слова, понимать их. Устанавливать существенные для названия связи и отношения, а также чуткость интерес к слову, стремление говорить правильно. Овладение словообразованием на современном этапе в условиях ФГТ происходит во всех видах деятельности. Для самостоятельного словообразования особенно важно, чтобы дети хорошо понимали сказанное. Поэтому постоянно необходимо развивать речевой слух детей, обогащать их знаниями и представлениями об окружающей действительности и тем самым обогащать словарь детей мотивированными словами, а также словами всех частей речи.

Для развития речевого слуха даём упражнения на выполнение определённых действий с игрушками, предметами, учим различать неречевые звуки по характеру звучаний, акустическим свойствам, количеству звучаний, тембру, направлению появлению звука. Упражнения по развитию неречевого звука готовят детей к восприятию речевых звуков. Игры, активизирующие слуховые ощущения и слуховое внимание ребёнка: «Слушай звуки», «Двигайся на звук», «Сторож», «Покажи, что звучит». Умение выполнять темпоритмические движения под музыку являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи. Для этого организуем музыкальные «минутки», на которых дети под музыку могут двигаться, придумать танцевальные движения.

В последнее время всё больше появляется детей с общим недоразвитие речи. С. А. Миронова утверждает, что эти дети проходят те же этапы развития речи, что и дети с нормальной речью, только намного медленнее.

Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т. д. Работая с такими детьми, работу по словообразованию начинаю с обучающих задач предыдущего возрастного периода. Учитываю методологические принципы: системность, комплексность, творческий и индивидуальный подход. Устанавливаю коллегиальные взаимоотношения с врачом, логопедом родителями для выработки оптимального пути коррекции.

Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок и учет их при выборе методов и приемов работы использование игровых приемов, так как ведущий вид деятельности дошкольника – это игра.

В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи. Постоянно заботясь о совершенствовании грамматической стороны речи, повышаю культуру речи не только детей, но и родителей. Знакомлю их с морфологическими ошибками ребенка, советую, как от них избавиться. Предлагаю шире использовать художественную литературу, фольклор, дающие образцы литературного и народного языка.

Обучение правильному словообразованию осуществляется двумя путями: обучение в непосредственной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и в повседневном общении. Непосредственной образовательная деятельность дает возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения. В НОД дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении, образовывать формы слов. Задача овладение словообразованием реализуется в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением других речевых задач в процессе обучения связной речи словарной работы, а так же в процессе организации режимных моментов.

В НОД по другим направлениям реализации основной образовательной программы постоянно предоставляем возможность упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм. В процессе развития элементарных математических представлений упражняем детей в правильном сочетании числительных и существительных, определяя величину предмета, дети учатся образовывать сравнительную степень прилагательного. При ознакомлении с природой дети упражняются: в употреблении сравнительной и превосходной степеней прилагательного, в употреблении глаголов: весной – день удлиняется, ночь укорачивается.

Как известно ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Поэтому главный метод работы с дошкольниками - это вовлечение ребенка в игровой процесс, где незаметно для него самого будет производиться обучение правильному словообразованию.

Образовательная работа проходиться по календарно-тематическому плану, который составлен на основе лексических тем. Языковой материал для занятий отбирается с учётом этих тем. Наряду с трудной формой отбираю и легкие, хорошо усвоенные детьми. Использую типичные приемы работы с детьми: прием раскрытия словообразовательного значения слова (сахарница - это посуда, в которой храниться сахар, договаривания слов при чтении, проблемные вопросы (Что значит слово мышкует? Кто такой кузнец? и др., объяснение, указание, сравнение, повторение, создание проблемных ситуаций, подсказ нужной формы, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок, исправление ошибки, вопросы подсказывающего и оценочного характера. Привлекаю детей к исправлению ошибок, напоминаю о том, как сказать правильно, и др.

Таким образом, проведенная работа осуществляемая на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка показала: процесс словообразования у детей стал более непринужденным и практически не вызывает у них затруднений. Наиболее интенсивно происходит развитие самостоятельности, проявляющейся в умении использовать приобретенные знания в новых, изменяющихся условиях, трансформировать их.

Литература

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика –Синтез, 2005.

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). – М., Педагогика, 1985.

4. Привалова С. Е. Лингводидактические основы методики развития речи (Текст): учебное пособие/ С. Е. Привалова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008.

Публикации по теме:

Артикляционная гимнастика для языкаАртикляционная гимнастика для языка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. ДЛЯ ЯЗЫКА. 1. Выдвижение языка вперед - назад. 2. Высовывание языка лопаткой. 3. Высовывание языка жалом. 4. Высовывание.

Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. К. Д. Ушинский говорил, что грамматика – логика языка, поэтому об овладении каким-либо языком можно говорить тогда, когда человек овладел.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Овладение детьми группы компенсирующей направленности способами словообразования
Опубликовано: 16 ноября 2013 в 15:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Коллективная работа «Зонтики»
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...
«Май» — праздничная газета второй младшей группы — фотоотчёт
Приближались майские праздники . По содержанию очень разные, но оба необходимые для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей. Мы достаточно...
Молодежно-патриотическое мероприятие «День памяти и скорби»
22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная война, ежегодно 22 июня в моем родном поселке проводится молодежно - патриотическое мероприятие «День...