Оздоровительная работа в ДОУ

Анна Изотова
Оздоровительная работа в ДОУ

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.

Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от природного окружения, на 10% - от уровня здравоохранения и на 50% - от образа его жизни. В связи с этим проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания у детей культуры здорового образа жизни приобретает особое значение.

Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми? Как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам?

Ответы на эти вопросы я нашла, изучив современные здоровьесберегающие технологии, в которых отдельной группой выделены технологии сохранения и стимулирования здоровья.

В своей работе использовала следующие элементы данной технологии:

Динамические паузы и физминутки.

Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика для глаз.

Подвижные игры и игры с элементами спорта.

Самомассаж.

Закаливающие процедуры.

Полоскание полости рта.

Игровая оздоровительная гимнастика (бодрящая гимнастика).

Ходьба по «дорожкам здоровья».

Релаксация.

В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать. Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, а также в динамических паузах и физминутках.

Физминутка — пауза в непосредственно образовательной деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Она предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Физминутка является обязательной частью всех занятий, кроме физкультурных и музыкальных.

Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Педагоги проводят динамические паузы в перерывах между занятиями в форме подвижных или хороводных игр, ритмических упражнений. Такие паузы дают детям возможность с пользой отдохнуть между различными занятиями, требующими усидчивости и внимания.

О том, что уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук или мелкой моторики, знают практически все. Именно поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев и развития динамической координации рук. Одной из форм такой тренировки является пальчиковая гимнастика. Кроме того, пальчиковая гимнастика – одно из средств повышения работоспособности головного мозга, т. к. она развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка.

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Глаза считаются самым драгоценным даром природы из всех органов чувств. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности в повседневной жизни, будь то учеба или отдых, необходимо хорошее зрение. А дети очень восприимчивы к разным воздействиям и сохранению зрения, в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

Одним из способов улучшения зрения является зрительная гимнастика, которую проводится с детьми в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку. А для того чтобы, такая гимнастика была интересной и эффективной, она проводится в игровой форме, с использованием различных предметов. В качестве указаний выступают стихи, потешки – дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Современные дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Многие ребята отдают предпочтение малоподвижным видам деятельности: телеиграм, просмотру мультфильмов. А для ребёнка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Ведь именно в подвижных играх ребёнок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Наряду с подвижными играми, проводятся игры с элементами спорта и спортивные упражнения с целью оздоровления, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений, развития физических способностей. Разнообразные спортивные упражнения и игры позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект.

Самомассаж по системе Аллы Алексеевны Уманской – одна из самых эффективных методик по укреплению здоровья организма, которая подходит от новорожденных до взрослых! Самомассаж – это первый элемент самопомощи своему организму.

Эта методика основана на воздействии девяти биоточек организма, что помогает активировать иммунитет ребенка, ведь организм человека всегда быстро и охотно реагирует на оздоровительные воздействия. Делать его несложно, занимает он немного времени. И так же проводится массаж спины.

Еще одна процедура, которой я уделила особое внимание – полоскание полости рта. Это и очень важная гигиеническая процедура, и профилактическая процедура. Во время полоскания рот очищается от остатков пищи, в которых, как в хорошей питательной среде, могут плодиться микробы. С гигиенической целью дети выполняют полоскание охлажденной кипяченой водой ежедневно после приема пищи.

Все мы знаем, что организм ребенка после сна требует постепенного "пробуждения" и подготовки к активной деятельности. Поэтому ежедневно после дневного сна проводятся комплекс упражнений – бодрящей гимнастики, которая помогает детскому организму перейти от сна к бодрствованию.

Цель гимнастики – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь организму «проснуться».

Хождение по «дорожкам здоровья», которые представляют собой набор ковриков с различной фактурой. Ходьба по таким коврикам способствует не только общему укреплению всего организма, но и формированию сводов стоп, профилактике плоскостопия, а также снижению утомляемости и повышению иммунитета.

Выполняется эта процедура детьми после дневного сна.

Одним из эффективных методов снятия физического или психического напряжения является релаксация — это метод, который регулирует настроение и степень психического возбуждения. Использую в работе с детьми различные варианты релаксационных упражнений. Как правило, они проводятся лежа на ковре под спокойную музыку. Многие дети любят упражнения, связанные с последовательным расслаблением всех мышц тела от пальцев ног до макушки. Главное в таких упражнениях – соблюдение контрастности ощущений: напряжение — пауза — расслабление Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и помогает достичь душевного равновесия. Детям даются следующие установки:

Закройте глаза. Думайте о том, что все мышцы вашего тела расслабляются.

Сожмите кисти рук в кулаки — расслабьтесь.

Сожмите руки в локте — выпрямите руки и расслабьтесь.

Вытяните руки вдоль тела и расслабьте их.

Сведите лопатки — расслабьтесь,

Нахмурьте брови — расслабьте.

Крепко зажмурьтесь — расслабьте веки.

Плотно сожмите губы — расслабьтесь.

Втяните живот, напрягите его — расслабьтесь.

Согните ноги в коленях — расслабьте.

Подожмите пальцы ног — расслабьтесь и т. д.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Формирование здоровьесберегающих технологий у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование здоровьесберегающих технологий у дошкольников» Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.

Занятие по формированию здорового образа жизни «Тропинка «Здоровья» Министерство образования и науки РФ Комитет образования и науки г. Новокузнецка МАОУ ДПО ИПК. Кафедра начального и дополнительного образования.

Автор публикации:
Оздоровительная работа в ДОУ
Опубликовано: 19 мая 2013 в 01:39
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...