Оздоровление детей сельских детских садов посредством туризма. Из опыта работы

Татьяна Ливеренко
Оздоровление детей сельских детских садов посредством туризма. Из опыта работы

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал, -

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

К. Симонов

В детском саду № 4 ст. Должанская на протяжении ряда лет ведется планомерная работа по приобщению детей к туризму.

Ведь туризм – это важнейшая форма экологического воспитания детей.

В нашем коллективе работают люди увлеченные походами, экскурсиями. Энтузиазм путешествий охватил буквально всех. Изучив особенности природного ландшафта, мы поняли, что Должанская – уникальный природный комплекс.

Коса Долгая – это слияние Таганрогского залива и Азовского моря, это 22 км прекрасных золотых, песчаных, ракушечных пляжей, теплого, мелководного лазуревого моря.

Еще одной достопримечатель-ностью является наличие на прибрежной зоне хвойного леса. Ароматы и фитонциды канадской сосны, смешиваясь с морским воздухом, создают уникальный микроклимат с потрясающим оздоровитель-ным эффектом.

А бескрайние золотые просторы степей, которые разносятся запахами первого сена; полей, усеянных россыпью пшеницы, и когда зерно со

звоном раскалывается пополам, полевые дали оглашаются рокотом моторов - разве можно пройти мимо пшеничного поля?

Мы поняли, что работа в этом направлении очень многогранна и разносторонняя по содержанию: это привитие любви к местам, где родился, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание преумножать и сохранять богатства природы.

Можно изучать историю родного края по иллюстрациям, энциклопедиям, видеофильмам, а можно ввести ребят в удивительный мир леса, моря, поля и сказать: «Вот он! Посмотри как, он красив и неповторим. Я помогу тебе раскрыть его секреты, научу жить так, чтобы не причинять ему вреда.

Мы пошли по второму пути и наметили работу по блокам.

1 блок – мониторинг семей, увлеченных туризмом.

2 блок – создание клуба «Бывалый турист».

3 блок – преемственность со спортивно -туристический цент «Меотида»,

4 блок – турпоходы по знаменательным местам ст. Должанской.

Проведя мониторинг семей, мы выяснили, что в детском саду существует две семьи - династии.

Семья Фисун О. В. - мама- воспитатель детского сада, дочь – выпускница детского сада, сын – наш воспитанник – в течение ряда лет путешествуют по горной местности Краснодарского края.

Семья Вечерко В. Г. – мама – инструктор по физической культуре МДОУ, сыновья, также выпускники детского сада до сих пор увлекаются речным экстремальным туризмом. Ведь того, кто хоть раз побывал в походе, обязательно снова позовут тропы.

Собрав единомышленников, был создан клуб «Бывалого туриста». В него вошли: воспитатели, семьи – династии, выпускники детского сада, наши воспитанники старшего возраста.

Первостепенной задачей клуба было обеспечение обновления содержания экокраеведческой работы с дошкольниками, оздоровление детей, создание психоэмоционального положи-тельного настроения.

Основные формы клубной работы – беседы, просмотр фотоматериала, видеофильмов, снятых во время путешествия, слайдов, изготовление макетов, поделок из собранного материала, определение дальнейшего маршрута. На заседаниях клуба участники делились своими впечатлениями об увиденном. Дети с восхищением рассматривали фотографии, имели возможность потрогать настоящие горные породы, принять участие в изготовлении выставок - коллекций.

Чтобы познакомить детей со снаряжением туриста, были организованы встречи в спортивно- туристическом центре «Меотида».

Члены клуба передавали свой опыт в подготовке к турпоходу, готовили детей к трудностям, которые могут встретиться на маршруте, прививали чувство коллек-тивизма и ответственности друг за друга.

Полученные знания закре-пили в дидактической игре «Соберись в поход».

И вот настал тот момент, когда полученные знания, умения, навыки можно применить на практике.

Предварительно, вместе с ребятами обсуждается маршрут похода,

соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать самые интересные объекты нашей станицы, определяются цели и задачи, выбирается место привала со спокойным отдыхом, а также с подвижными играми и играми – соревнованиями.

План турпоходов на год был реализован. Мы побывали:

- у моря - в поле

- на конеферме - в лесу

- на лугу.

Ярким показателем здорового образа жизни стало проведение велосипедного похода.

С какой радостью дети готовились к этому мероприятию, тщательно осматривали велосипед, ответственно подходили к сбору рюкзака.

Каждый такой поход дает возможность проложить тропинку в большой мир туризма, обогатить новыми впечатлениями, укрепить физические силы.

В заключении хочется отметить, что проводимая работа дает положительные результаты.

Нам удалось снизить заболеваемость детей до 6 дней, у родителей выработалась осознанная позиция в вопросах оздоровления детей средствами туризма, а также созданный радостный эмоциональный фон и впечатления остались надолго с ребятами.

Но останавливаться на достигнутом рано. В связи с этим намечен план дальнейшей работы в этом направлении.

Весь наш коллектив уже сейчас готовится к проведению весеннего турслета совместно с МОУ СОШ № 26 и МДОУ ДС КВ № 12, а также мы мечтаем снять короткометражный фильм «Мы идем по свету».

Перспективный план реализации программы

«Волшебный мир общения с природой»

месяц Мероприятия задачи

сентябрь Семинар «Ознакомление с программой Т. П. Завьяловой «Туристята»

Организация клуба «Бывалый турист» Знакомство с планом работы на год, разработка инструкций по организации и проведению походов; разработка планов – маршрутов; организация совместных походов с родителями, СОШ № 26, МДОУ ДС КВ № 12; привлечение любителей турпоходов в клуб и т. д.

октябрь Экскурсия в спортивно-туристический центр

«Меотида» Знакомство с членами центра, с туристическим снаряжением

Велосипедный турпоход с родителями в осенний лес Воспитание уважительного отношения к природе, формирование умения наблюдать за природными объектами

ноябрь Турпоход на конеферму

Фотовыставка «Лошадь – наш верный друг» Уточнять и расширять знания детей о лошадях, о профессии конюха, прививать любовь к животным

Выпуск журнала «Туристические наблюдения» Познакомить родителей с содержанием работы, с впечатлениями, знаниями детей; приобщение родителей к туризму

декабрь Расширенный педсовет «Формирование здорового образа жизни средствами туризма и спорта» Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, использование разнообразных форм оздоровления детей, создание комплексной системы использования туризма, с целью оздоровления.

Анкетирование среди родителей «Мое отношение к туризму»

Подготовка брошюр «Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю!» Анализ семей, готовых быть активными участниками турпоходов

Просветработа родителей

январь Поход в зимний лес Улучшение физического состояния ребенка, развитие познавательного интереса к миру природы, умение видеть красоту зимнего леса; обогащать эстетические впечатления детей.

Конкурс рисунков и поделок из природного материала «Зимние чудеса» Закрепить видения зимней природы в рисунках; развивать творческое воображение.

Февраль Интегрированное занятие «Школа юного туриста» Закрепить правила поведения в природе, формировать умение и желание сохранять природу и оказывать ей помощь.

Консультация для родителей «Как собрать ребенка в поход» Познакомить родителей с экипировкой, необходимой для похода.

Март Работа с картой - схемой Учить детей определять по схеме место нахождения

Выпуск журнала «Тропа зовет» Просветработа родителей

Апрель Экскурсия на Косу Долгую Вызвать у детей интерес к загадкам природы, учить замечать изменения в природе с приходом весны.

Выставка- коллекция «Загадочный мир» Учить находить интересное в мире природы, развивать творческое воображение

Май Турслет Формирование системы экологических знаний доступных пониманию ребенка – дошкольника,

Турпоход в поле Знакомство с трудом хлебороба, с полевым транспортом (трактор, комбайн, формирование ценностных установок, основ для взаимосвязи – человек и природа.

Турпоход на луг Учить видеть красоту цветущего весеннего луга, воспитывать гуманное отношение к полевым растениям и животным.

\

Комплекс дидактических приемов,

используемых в работе с целью диагностики

№ Мероприятия Цель

1 Дидактические и подвижные игры Диагностика усвоения материала по теме

«Живая и неживая природа»

2 Сочинение сказок Закрепление пройденного материала, умение сочинить сказку на основе имеющихся знаний

3 Рассказы с ошибками Развивать внимание детей, умение объяснять свою точку зрения

4 Рассказы с вопросами Учить детей отвечать на вопросы с опорой на имеющиеся знания

5 Рисунки с однозначным значением, творческие рисунки Формировать способность выражать чувства через изобразительное искусство

6 Литература Развивать образное мышление, определить уровень усвоения знаний

7 Создание проблемных ситуаций Создание проблемной ситуации, формировать умение найти правильное решение

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему: «Прогулка с ребенком» Прогулка с ребенком Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка - великое искусство, так как сам.

Воспитание чувства любви к родному городу. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, свой город, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Оздоровление детей сельских детских садов посредством туризма. Из опыта работы
Опубликовано: 15 мая 2013 в 10:59
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...