Лучший педагог года

Оздоровление детей сельских детских садов посредством туризма. Из опыта работы

Татьяна Ливеренко
Оздоровление детей сельских детских садов посредством туризма. Из опыта работы

Оздоровление детей сельских детских садов посредством туризма. Из опыта работы

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал, -

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

К. Симонов

В детском саду № 4 ст. Должанская на протяжении ряда лет ведется планомерная работа по приобщению детей к туризму.

Ведь туризм – это важнейшая форма экологического воспитания детей.

Публикация «Оздоровление детей сельских детских садов посредством туризма, Из опыта работы» размещена в разделах

В нашем коллективе работают люди увлеченные походами, экскурсиями. Энтузиазм путешествий охватил буквально всех. Изучив особенности природного ландшафта, мы поняли, что Должанская – уникальный природный комплекс.

Коса Долгая – это слияние Таганрогского залива и Азовского моря, это 22 км прекрасных золотых, песчаных, ракушечных пляжей, теплого, мелководного лазуревого моря.

Еще одной достопримечатель-ностью является наличие на прибрежной зоне хвойного леса. Ароматы и фитонциды канадской сосны, смешиваясь с морским воздухом, создают уникальный микроклимат с потрясающим оздоровитель-ным эффектом.

А бескрайние золотые просторы степей, которые разносятся запахами первого сена; полей, усеянных россыпью пшеницы, и когда зерно со

звоном раскалывается пополам, полевые дали оглашаются рокотом моторов - разве можно пройти мимо пшеничного поля?

Мы поняли, что работа в этом направлении очень многогранна и разносторонняя по содержанию: это привитие любви к местам, где родился, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание преумножать и сохранять богатства природы.

Можно изучать историю родного края по иллюстрациям, энциклопедиям, видеофильмам, а можно ввести ребят в удивительный мир леса, моря, поля и сказать: «Вот он! Посмотри как, он красив и неповторим. Я помогу тебе раскрыть его секреты, научу жить так, чтобы не причинять ему вреда.

Мы пошли по второму пути и наметили работу по блокам.

1 блок – мониторинг семей, увлеченных туризмом.

2 блок – создание клуба «Бывалый турист».

3 блок – преемственность со спортивно -туристический цент «Меотида»,

4 блок – турпоходы по знаменательным местам ст. Должанской.

Проведя мониторинг семей, мы выяснили, что в детском саду существует две семьи - династии.

Семья Фисун О. В. - мама- воспитатель детского сада, дочь – выпускница детского сада, сын – наш воспитанник – в течение ряда лет путешествуют по горной местности Краснодарского края.

Семья Вечерко В. Г. – мама – инструктор по физической культуре МДОУ, сыновья, также выпускники детского сада до сих пор увлекаются речным экстремальным туризмом. Ведь того, кто хоть раз побывал в походе, обязательно снова позовут тропы.

Собрав единомышленников, был создан клуб «Бывалого туриста». В него вошли : воспитатели, семьи – династии, выпускники детского сада, наши воспитанники старшего возраста.

Первостепенной задачей клуба было обеспечение обновления содержания экокраеведческой работы с дошкольниками, оздоровление детей, создание психоэмоционального положи-тельного настроения.

Основные формы клубной работы – беседы, просмотр фотоматериала, видеофильмов, снятых во время путешествия, слайдов, изготовление макетов, поделок из собранного материала, определение дальнейшего маршрута. На заседаниях клуба участники делились своими впечатлениями об увиденном. Дети с восхищением рассматривали фотографии, имели возможность потрогать настоящие горные породы, принять участие в изготовлении выставок - коллекций.

Чтобы познакомить детей со снаряжением туриста, были организованы встречи в спортивно- туристическом центре «Меотида».

Члены клуба передавали свой опыт в подготовке к турпоходу, готовили детей к трудностям, которые могут встретиться на маршруте, прививали чувство коллек-тивизма и ответственности друг за друга.

Полученные знания закре-пили в дидактической игре «Соберись в поход».

И вот настал тот момент, когда полученные знания, умения, навыки можно применить на практике.

Предварительно, вместе с ребятами обсуждается маршрут похода,

соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать самые интересные объекты нашей станицы, определяются цели и задачи, выбирается место привала со спокойным отдыхом, а также с подвижными играми и играми – соревнованиями.

План турпоходов на год был реализован. Мы побывали:

- у моря - в поле

- на конеферме - в лесу

- на лугу.

Ярким показателем здорового образа жизни стало проведение велосипедного похода.

С какой радостью дети готовились к этому мероприятию, тщательно осматривали велосипед, ответственно подходили к сбору рюкзака.

Каждый такой поход дает возможность проложить тропинку в большой мир туризма, обогатить новыми впечатлениями, укрепить физические силы.

В заключении хочется отметить, что проводимая работа дает положительные результаты.

Нам удалось снизить заболеваемость детей до 6 дней, у родителей выработалась осознанная позиция в вопросах оздоровления детей средствами туризма, а также созданный радостный эмоциональный фон и впечатления остались надолго с ребятами.

Но останавливаться на достигнутом рано. В связи с этим намечен план дальнейшей работы в этом направлении.

Весь наш коллектив уже сейчас готовится к проведению весеннего турслета совместно с МОУ СОШ № 26 и МДОУ ДС КВ № 12, а также мы мечтаем снять короткометражный фильм «Мы идем по свету».

Перспективный план реализации программы

«Волшебный мир общения с природой»

месяц Мероприятия задачи

сентябрь Семинар «Ознакомление с программой Т. П. Завьяловой «Туристята»

Организация клуба «Бывалый турист» Знакомство с планом работы на год, разработка инструкций по организации и проведению походов; разработка планов – маршрутов; организация совместных походов с родителями, СОШ № 26, МДОУ ДС КВ № 12; привлечение любителей турпоходов в клуб и т. д.

октябрь Экскурсия в спортивно-туристический центр

«Меотида» Знакомство с членами центра, с туристическим снаряжением

Велосипедный турпоход с родителями в осенний лес Воспитание уважительного отношения к природе, формирование умения наблюдать за природными объектами

ноябрь Турпоход на конеферму

Фотовыставка «Лошадь – наш верный друг» Уточнять и расширять знания детей о лошадях, о профессии конюха, прививать любовь к животным

Выпуск журнала «Туристические наблюдения» Познакомить родителей с содержанием работы, с впечатлениями, знаниями детей; приобщение родителей к туризму

декабрь Расширенный педсовет «Формирование здорового образа жизни средствами туризма и спорта» Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, использование разнообразных форм оздоровления детей, создание комплексной системы использования туризма, с целью оздоровления.

Анкетирование среди родителей «Мое отношение к туризму»

Подготовка брошюр «Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю!» Анализ семей, готовых быть активными участниками турпоходов

Просветработа родителей

январь Поход в зимний лес Улучшение физического состояния ребенка, развитие познавательного интереса к миру природы, умение видеть красоту зимнего леса; обогащать эстетические впечатления детей.

Конкурс рисунков и поделок из природного материала «Зимние чудеса» Закрепить видения зимней природы в рисунках; развивать творческое воображение.

Февраль Интегрированное занятие «Школа юного туриста» Закрепить правила поведения в природе, формировать умение и желание сохранять природу и оказывать ей помощь.

Консультация для родителей «Как собрать ребенка в поход» Познакомить родителей с экипировкой, необходимой для похода.

Март Работа с картой - схемой Учить детей определять по схеме место нахождения

Выпуск журнала «Тропа зовет» Просветработа родителей

Апрель Экскурсия на Косу Долгую Вызвать у детей интерес к загадкам природы, учить замечать изменения в природе с приходом весны.

Выставка- коллекция «Загадочный мир» Учить находить интересное в мире природы, развивать творческое воображение

Май Турслет Формирование системы экологических знаний доступных пониманию ребенка – дошкольника,

Турпоход в поле Знакомство с трудом хлебороба, с полевым транспортом (трактор, комбайн, формирование ценностных установок, основ для взаимосвязи – человек и природа.

Турпоход на луг Учить видеть красоту цветущего весеннего луга, воспитывать гуманное отношение к полевым растениям и животным.

\

Комплекс дидактических приемов,

используемых в работе с целью диагностики

№ Мероприятия Цель

1 Дидактические и подвижные игры Диагностика усвоения материала по теме

«Живая и неживая природа»

2 Сочинение сказок Закрепление пройденного материала, умение сочинить сказку на основе имеющихся знаний

3 Рассказы с ошибками Развивать внимание детей, умение объяснять свою точку зрения

4 Рассказы с вопросами Учить детей отвечать на вопросы с опорой на имеющиеся знания

5 Рисунки с однозначным значением, творческие рисунки Формировать способность выражать чувства через изобразительное искусство

6 Литература Развивать образное мышление, определить уровень усвоения знаний

7 Создание проблемных ситуаций Создание проблемной ситуации, формировать умение найти правильное решение

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему: «Прогулка с ребенком» Прогулка с ребенком Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка - великое искусство, так как сам.

Воспитание чувства любви к родному городу. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, свой город, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оздоровление детей сельских детских садов посредством туризма. Из опыта работы
Опубликовано: 15 мая 2013 в 10:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД