Ознакомительное занятие на тему: «Ханты и манси — коренные народы Севера» для детей старшего дошкольного возраста

Елена Голова
Ознакомительное занятие на тему: «Ханты и манси — коренные народы Севера» для детей старшего дошкольного возраста

Ознакомительное занятие на тему: «Ханты и манси — коренные народы Севера» для детей старшего дошкольного возраста

ханты и манси - жители Севера.

Цель.

Познакомить детей с народностями ханты и манси. Дать представление о разновидности жилищ этих народов. Активизировать словарь (глинобитная печь, чум,нарты, земляной дом, поселение,унты, чувал, амбарчик, береста).

Материал и оборудование.

Географическая карта России. Иллюстрации с изображением чума, хантыйских построек,коренного населения,макет чума,предметы хантыйского быта, берестяные изделия, национальная одежда хантов и манси. Проектор и ноутбук.

Ход занятия.

Широка и необъятна наша Родина. Раскинулись ее просторы на многие - многие километры с севера на юг, с запада на восток. И живут в стране нашей народы разные. Мы –россияне,а есть еще белорусы, украинцы, (называйте, ребята, какие вы еще знаете народы)

А на самом севере, живут такие народы как ненцы, чукчи, эскимосы, ханты и манси. У них тоже есть своя территория (воспитатель показывает на карте).Ребята, мы с вами можем отправиться на Север и посмотреть,как живут, трудятся народы ханты и манси. Хотите? Тогда закройте глаза и мы очутимся с вами на родине хантов и манси. (Дети закрывают глаза, включается проектор с презентацией).Теперь можете открыть глаза, мы с вами очутились на крайнем Севере. Основные занятия хантов – оленеводство,рыболовство и охота (воспитатель показывает на слайдах).Оленеводством они почти не занимаются,используют оленей только как транспорт. (Показывает слайд с изображением чума).Что это (Чум.)Кто живет в таком доме (ханты и манси).Почему они живут именно в чуме (они часто кочуют вместе с оленями, а чум легко разобрать,перевезти в другое место, а потом установить).Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего ханты и манси выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. Летом на нем разводят костер, а зимой устанавливают железную печку - тюмю. Вокруг листа (воспитатель показывает на слайдах) укладывают по две – три доски – это пол. Затем на землю кладут циновки, которые ханты и манси плетут из веток ивы.

Подвижная игра «Чум»

Играющие распределяются на пары, образуя два круга, - внутренний и внешний. В центр выходит ребенок и читает стихотворение:

Ставит чум моя семья –

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

(Ребенок возвращается на место. Дети в кругу поочередно читают следующее стихотворение и выполняют движения).

Чум, чум, круглый дом,

Побывайте в чуме том!

(Внутренний круг движется в одну сторону, внешний – в другую)

Гости явятся едва –

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

(Дети ищут свою пару).

Ладушки, ладушки,

Круглые оладушки

(все дети кружатся).

Ребята,давайте теперь поиграем с вами в слова. (Воспитатель показывает карточки с различными этнографическими диалектизмами хантов и манси, таким как нарты,береста,мыг – хат,парка, малица, сах, унты и др.)

А что вы знаете о нартах,ребята (Ответ детей)

Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. (Воспитатель указывает на слайд с нужным изображением.) Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Древесина этого дерева обеспечивает хорошее скольжение как по снегу, так и по растительному покрову, не нарушая его. На нартах оленеводы ездят на свои пастбища. Ребята, давайте мы с вами попробуем, каково это быть оленеводом и поиграем с вами в игру.

Игра «Загони оленя»

Дети распределяются на две группы: оленей и оленеводов, последние пытаются загнать оленей в стойло, после чего дети меняются ролями.

Ребята, а вы знаете во что одеваются коренные народы Севера – ханты и манси? Поскольку большую часть года на Севере холодно,то местные жители носят теплую одежду, такую как парка (куртка), малица, на ноги одевают унты, женщины любят носить яркие расписные платки.

Всю свою утепленную одежду ханты и манси делают из оленьих шкур. (На проекторе показывают соответствующие слайды).

Ребята, летом на севере светло, яркое солнце освещает бескрайние северные просторы, а зимой здесь можно увидеть необычайное явление – северное сияние, которое появляется в разных формах и размерах, несколько раз в сутки. (Зажигается разноцветный шар, имитирующий северное сияние).

Публикации по теме:

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Народные промыслы
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Ознакомительное занятие на тему: «Ханты и манси — коренные народы Севера» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 марта 2013 в 15:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фрагмент рабочей программы в старшей «Б» группе неделя «Удивительные места нашей...
Цель: - развивать интерес к Земле, на которой мы живем. Познакомить с удивительными местами нашей планеты; дать понятия: «Северный и Южный полюс»;...
Мастер-класс по изготовлению числового ряда от 0 до 20.
Мастер-класс по изготовлению числового ряда от 0 до 20. Автор мастер-класса: Гусева Надежда Юрьевна. Данная игра способствует развитию навыка соотнесения...
«Шмель полосатый, пушистый сел на цветочек душистый». Рисование насекомых занесённых...
2017 год объявлен годом экологии. В нашем детском саду проводится много различных мероприятий и конкурсов посвящённых этой теме. В своей группе мы...
Восприятие музыки как средство формирования музыкально — художественной деятельности...
Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического воспитания...
Фотоотчет о подготовке к празднику День Победы
В жизни людей существует множество различных дат - радостных, печальных, счастливых. Но есть одна особенная дата, которая объединяет всех людей нашей страны....