Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Перспективное планирование. Зима

Наталья Шикалова
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Перспективное планирование. Зима

Декабрь

«В гости к нам пришли матрешки»

Цели: Познакомить детей с русской матрешкой; вызвать эмоциональное наслаждение, умение чувствовать красоту народной игрушки.

• В «горнице» Хозяйка загадывает загадки.

• Хозяйка предлагает рассмотреть матрешек, определить, в чем их сходство и отличие. Знакомит с одеждой (яркий сарафан, шелковый платочек). Предлагает сосчитать их, поиграть с ними.

• Игровая ситуация: матрешки просят украсить им сарафаны (по трафарету).

• Рисование «Украсим сарафанчики».

• Хозяйка предлагает нарядиться в русские костюмы, исполнить песню «Мы—матрешки», поиграть на ложках, потанцевать.

«Зимушка-зима»

Цель: Учить детей чувствовать красоту русской речи при слушании закличек, загадок, прибауток. Познакомить с зимними явлениями в природе.

• Загадывание загадок о зиме.

• Рассматривание картины И. Шишкина «Зима».

• В гости приходит Ваня (кукла).

Уж ты, зимушка-зима,

Запружила, замела

Все дорожки, все пути—

Негде детушкам пройти.

• Рассказывание Ване о зиме (почему она нравится, чем дети любят заниматься зимой—с использованием иллюстраций, фотографий).

• Аппликация «Украсим Ване рукавички».

• Предложение детям помочь Ване одеться на прогулку (тулуп, рукавички, валенки). Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Дуйте в дудки,

Бейте в ложки.

В гости к нам идут матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные!

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка).

Старик у ворот тепло уволок,

Сам не стоит и другим не велит.

(Мороз).

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

(Мороз).

Он вошел—никто не видел,

Он сказал—никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.

(Мороз).

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима).

Январь

«Коляда-коляда»

Цели: Познакомить детей с празднованием Рождества, обычаем колядования, ряжения. Помочь детям понять, что эти праздники—часть истории великого русского народа. Научить совместно со взрослым встречать гостей, играть со старшими детьми, угощать колядовщиков.

• Хозяйка (воспитатель) показывает детям костюмы для ряжения, знакомит с обычаем колядования в праздник (ходить ряжеными по домам, петь хвалебные песни, принимать угощения).

• Предлагает испечь угощение для ряженых. (Лепка козулек).

• Разучивание колядки.

Пришла коляда

Накануне Рождества!

Тетенька, добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай.

А по целому давай!

Двоим, троим, давно стоим—

Печка-то топится,

Пирожка-то хочется!

• Игра «Коза и козлята».

• Игра с колядовщиками «Шла коза по лесу».

• Угощение колядовщиков.

«Из бабушкиного сундука»

Цели: Вызвать интерес к русскому костюму, его элементам. Побуждать отгадывать загадки, проявлять самостоятельность и активность. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к детям и взрослым.

• Воспитатель показывает сундук детям.

• Загадывание загадок, рассматривание отгадок—предметов одежды из старинного сундука. Предложить детям нарядить домовенка Кузю.

• Игра «Скажи, какая? (какие)»

• Домовенок благодарит детей и поет им песенку.

Домовой за печкой жил,

С ребятишками дружил,

Он хозяйке помогал,

Всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит,

Иногда слегка ворчит.

А вообще он удалой,

Самый лучший в мире домовой.

• Игра «Что шьют (вяжут, надевают, обувают?»

• Домовенок предлагает аккуратно сложить вещи в сундук.

• Аппликация «Украсим новую рубашку Кузи (украшение орнаментом).

Пухом землю замело—

За окном белым-бело.

Эти белые пушинки

Не годятся для перинки.

(Снег.)

Две сестрички, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять—их надевать,

Чтоб не мерзли пять на пять.

(Варежки.)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром—в садик, днем—домой.

(Валенки.)

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

С ней козлятки спешат.

Колокольчиком звенят.

Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской—

И пойдешь на покой.

(Рубашка)

По дороге я шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел.

(Штаны)

Сижу верхом не знаю на ком,

Знакомца встречу—соскочу, привечу.

(Шапка)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Мы за обедом—под столом,

А ночью—под кроватью.

(Башмаки)

Надену—ободом сведет,

Сниму—змеей упадет.

Тепла не дает,

А без него холодно.

(Пояс)

Февраль

«Дымковские расписные»

Цели: Познакомить детей с народной игрушкой, учить чувствовать гармонию и красоту, выразительность образов. Воспитывать бережное отношение к глиняным игрушкам.

• В гости к детям приходит «дымковская барышня» (взрослый в костюме, загадывает детям загадку.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки…

А ну, назовите меня!

(Дымковская игрушка)

• Рассматривание игрушек (из чего изготовлены, как раскрашены, как называются и почему, как с ними можно играть).

• Игра «Какой игрушки не стало?»

• «Дымковская барышня» предлагает детям изготовить игрушки на выставку.

• Рисование «Украсим барышню»

«Ярмарка игрушек»

Цели: Познакомить детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении.

• Рассказывание детям о ярмарке (с показом иллюстраций). Предложить подумать, что бы хотели купить на ярмарке себе и в подарок друзьям.

• Разучивание песенки.

Ай, тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари,

Останутся деньги—

Куплю Маше серьги!

Останутся пятаки—

Куплю Маше башмаки,

Останутся грошики—

Куплю Маше ложки!

• Показ кукольного спектакля «В гостях у Петрушки».

• Хозяйка предлагает выбрать понравившуюся игрушку, прочитав про нее потешку.

• Игра «Маша и куклы».

• Игра «Курочка-рябушечка».

- Курочка-рябушечка,

Куда идешь?

-На речку.

-Курочка-рябушечка,

За чем идешь?

-За водой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе вода?

- Цыплят поить.

Они пить хотят,

На всю улицу пищат:

«Пи-пи-пи!»

• Хороводная игра «Где был, Иванушка?»

• Игры с игрушками.

«Едет Масленица дорогая»

Цели: Познакомить детей с праздником Масленицы. Вызвать желание участвовать в его проведении.

• Рассматривание соломенной куклы Масленицы.

• Хозяйка рассказывает детям о празднике Масленицы—изготовлении чучела, его сжигании для хорошего урожая, счастливой жизни, здоровья и благополучия всех людей, традиционном угощении блинами.

• Изготовление тряпичной куколки вместе с детьми.

• Хозяйка предлагает детям сделать тесто и «испечь блины» для куклы Масленицы. (лепка)

• Игра «Ходим кругом».

Ходим кругом друг за другом,

Эй, ребята, не зевать,

Все, что Ваня нам покажет,

Будем дружно повторять!

• Игра «Как у дяди Трифона».

• На прогулке организовать просмотр праздника, игр, соревнований старших детей.

• Угощение блинами.

За студеною водицей

Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет.

Барашек-свисток,

Левый рог—завиток,

Правый рог—завиток,

На груди—цветок,

Бока крутые, рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спине—Егорка!

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный!

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост—

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Будто в цирке круг за кругом

Мчатся кони друг за другом,

А на них детишки мчатся.

Очень трудно удержаться.

(Карусель)

Серый маленький зверюшка,

Длинноухая игрушка.

(Зайчик)

Дорогая наша гостья Масленица,

Авдотья Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трехаршинная,

Лента алая.

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа

Ловко вставили морковку.

Глаза-угольки,

Губы-сучки.

Холодная, большая.

Кто такая?

(Снежная баба)

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия с детьми 1 младшей группы: «Знакомство с русской матрёшкой». Цель. Продолжать знакомить с матрешкой; формировать интерес и любовь к народному творчеству; развивать мелкую моторику рук; создавать эмоционально.

Перспективное планирование работы кружка «Горница» (2 младшая группа) Месяц Тема Тема Тема Тема Сентябрь «В гости к хозяйке 1» «Как у наших у ворот» «Милости просим гости дорогие» «Именины у Рябины» Октябрь.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Перспективное планирование. Зима
Опубликовано: 21 ноября 2013 в 11:20
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...