Лучший педагог года

Ознакомление детей с национальными костюмами народов Поволжья посредством кукол в национальных костюмах

Ильсеяр Зарипова
Ознакомление детей с национальными костюмами народов Поволжья посредством кукол в национальных костюмах

Проект

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ КОСТЮМАМИ

НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

ПОСРЕДСТВОМ КУКОЛ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ.

Актуальность.

В настоящее время назрела необходимость приобщения человека к культуре, традиции своего народа с раннего возраста. Именно в этом возрасте как отмечает Б. Н. Неменский "необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры" своего народа.

Публикация «Ознакомление детей с национальными костюмами народов Поволжья посредством кукол в национальных костюмах» размещена в разделах

Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у ребенка нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Костюм, содержащий в себе древние представления о красоте, небосводе со светилами, модели Вселенной, предстает перед нами как памятник, как человеческая ценность.

Анализ ситуации

Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к себе внимание ученых. Исследования, посвещенные проблемам приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре, в том числе декоративно - прикладному искусству проведены на материале образцов как русского (А. П. Усова, Е. И. Васильева, Ю. В. Максимова, А. А. Грибовская, Н. Б. Халезова, Е. С. Бабунова, И. А. Старкова, Н. С. Александрова, так и других народов.

Произведения декоративного - прикладного искусства как форма художественного познания мира имеют такую существенную особенность как украшение в виде орнамента. Искусствоведы Герчук Ю. А., Каган М. С., Салтыков А. Б. утверждают, что орнамент не существует вне предмета, а поэтому не может рассматриваться в отрыве от него.

Знакомство с народным орнаментальным искусством через куклы наиболее доступно детям, в силу их возрастных особенностей. Куклы в развитии народа, сохранении преемственных связей поколений, национального духа занимает особое место, и выполняют большие этические, воспитательные и эстетические функции. Точные копии костюмов - лучший способ ознакомления с культурой народа. В нашем детском саду для насыщения развивающего пространства дошкольного учреждения национальным колоритом, естественного погружения ребенка в историю и культуру народа и для организации разных форм работы с детьми была создана гостиная на одном из лестничных площадок. Здесь представлена фотогалерея "Моя столица-прошлое и настоящее", государственная символика республики. Кроме того, в гостиной представлены предметы народно-прикладного искусства, которые позволяют детям ощутить многогранность и многоцветие культуры. В гостиной собран этнографический материал для работы с детьми. Представлены образцы деревенского зодчества: деревянные постройки, резьба по дереву, керамика, чеканка. Имеется и мини-музей.

Проблематика

Анализ внешней и внутренней ситуации позволил выявить ряд проблем:

• отсутствие устойчивого интереса детей к национальной культуре.

• отсутствие разработанных занятий по ознакомлению с национальным костюмом через использование кукол.

• недостаточно развивающая среда.

Данный анализ выявил следующую ключевую проблему: отсутствие условий для эффективного ознакомления детей с костюмами через использование национальных кукол.

Проблематика позволила определить цель проекта.

Цель проекта: создание условий для эффективной организации занятий по ознакомлению детей с костюмами через использование национальных кукол.

Задачи:

• Разработать серию занятий по ознакомлению с костюмами через использование национальных кукол.

• Обогатить развивающую среду группы национальным компонентом.

• Создать медиотеку в данном направлении.

Ожидаемые результаты:

• Практический материал с серией занятий по ознакомлению с костюмами через использование национальных кукол.

• Обновление развивающей среды группы с использованием национального компонента.

• Положительная динамика в изменении уровня знаний детей в области национальных костюмов.

• Медиотеку по данному направлению.

В случае если данный проект будет реализован в детском саду, то в целевой группе

• дети приобретут интерес к национальным костюмам.

• родители получат информацию об истории костюмов, о традициях народов.

• педагоги ДОУ получат возможность использовать информацию по ознакомлению детей с костюмами, используя национальные куклы.

За время работы над проектом разработаны:

• перспективные планы занятий по ознакомлению детей с национальными костюмами через использование национальных кукол для старших и выпускных групп;

• конспекты занятий по ознакомлению детей с национальными костюмами через использование национальных кукол для детей старших, выпускных групп;

• опросник по определению уровня знаний детей дошкольного возраста по ознакомлению детей с национальными костюмами.

В образовательный процесс были введены специально- организованные занятия по данной проблеме, которые проводились 1 раз в неделю. На занятиях знакомили детей с национальными костюмами, головными уборами народов Поволжья. Кроме того, дошкольники наглядно изучали, рассматривали изделия декоративно-прикладного искусства на национальных куклах, получали информацию о традициях, праздниках, посиделках, обрядах.

Сделать занятия интересным и понятным помогли игры. Ребёнок с большим удовольствием играет с взрослым и вместе с тем непреднамеренно, легко и быстро усваивает материал. Для обогащения игр детей были приобретены и изготовлены развивающие и дидактические игры с национальным содержанием, где главными действующими героями были куклы. В дидактических играх уточнялись и закреплялись, приобретались новые знания и представления. Например: «Наряди куклу», «Подбери кукле наряд», «Домино», «Дополни элемент» и др. В сюжетно-ролевых играх дети с помощью национальных кукол моделировали реальные жизненные ситуации, знакомились с национальными костюмами, традициями.

Кроме того, для педагогов ДОУ и для родителей ДОУ были показаны открытые занятия с детьми по ознакомлению детей с национальными костюмами с использованием кукол.

С целью информатизации педагогического процесса было апробировано и проведено занятие «Волшебная сила костюма» с мультимедийным сопровождением.

В процессе работы над проблемой дети получили более углубленные знания о национальном костюме, а использование национальных кукол способствовало повышению интереса детей, развитию их внимания, сосредоточенности, способности воспринимать и понимать красоту цвета, оформления, узора.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Радуга народов Поволжья» 1. Звучит рнп «Во кузнице» Н. В. в русском костюме готовится к встрече гостей. Стук в дверь. Входит мордовская семья. - Вот и гости на пороге.

Интеллектуальное развитие дошкольников посредством национальных игр народов Якутии Жиркова Лилия Ивановна, физинструктор МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №15 “Кэнчээри” с. Сайылык, Кобяйский Улус, Республика.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство со сказками народов Поволжья» Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное.

Конспект развлечения «Знакомство с национальными традициями других народов»Конспект развлечения «Знакомство с национальными традициями других народов» Конспект развлечения «Знакомство с национальными традициями других народов» Воспитательные задачи: Воспитывать уважение и толерантности.

Мини-музей «Куклы в национальных костюмах»Мини-музей «Куклы в национальных костюмах» Профиль музея-познавательный. Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом.

Конспект НОД ознакомление с окружающим миром «Знакомство с жизнью эвенков-коренных малочисленных народов Севера» Конспект НОД «Знакомство с жизнью эвенков-коренных жителей Амурской области» Цель: Приобщение детей к традиционной культуре эвенков Амурской.

Ознакомление младших дошкольников с устным народным творчеством народов Поволжья Педагогический опыт «Ознакомление младших дошкольников с устным народным творчеством народов Поволжья» «Чем дальше в будущее входим,.

Презентация «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом посредством регионального компонента» Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного.

Приобщение детей культуре народов ПоволжьяПриобщение детей культуре народов Поволжья Данную тему выбрала не случайно, ее считаю очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произошли перемены к лучшему. Возрождаются.

Загадки о национальных блюдах народов Поволжья Эти сдобные орешки Очень любят сладкоежки, А орешки то непростые, Они из теста-золотые! Щедро мёдом их полили, На тарелку пирамидой уложили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей с национальными костюмами народов Поволжья посредством кукол в национальных костюмах
Опубликовано: 13 марта 2019 в 20:46
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД