Папки-передвижки

Ознакомление дошкольников и их родителей с историей и современностью Самарского края

Светлана Кайданович
Ознакомление дошкольников и их родителей с историей и современностью Самарского края

ПРОЕКТ

«Ознакомление дошкольников и их родителей

с историей и современностью Самарского края»

Автор: Кайданович Светлана Михайловна

методист МБОУ «Гимназия № 9» структурное подразделение Детский сад г. о. Тольятти

Перечень предоставленных конкурсных материалов:

1. Заявка

2. Согласие на обработку персональных данных

3. Проект (текст)

4. Приложение к проекту

- авторские методические разработки

- дипломы и грамоты

- материалы по проекту

Публикация «Ознакомление дошкольников и их родителей с историей и современностью Самарского края» размещена в разделах

- отзывы родителей

- отчеты о поисковых экспедициях

- презентации по работе с родителями

- статьи для родителей в садовой газете «Узнавай – ка»

- план работы

- программное обеспечение

- информационное обеспечение

- организация дополнительных образовательных услуг

- технологии

- результаты анкетирования родителей

- видео – работа с родителями

- программы дней открытых дверей

Проект «Ознакомление дошкольников и их родителей

с историей и современностью Самарского края»

Данный долгосрочный проект предназначен для родителей (законных представителей) и обучающихся дошкольного возраста в рамках реализации Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области.

В соответствии с ФГОС ДО, с планом реализации регионального компонента основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования, представленного как шестая образовательная область, направленная на реализацию регионального компонента «Патриотическое воспитание» посредством введения программы патриотического воспитания для воспитанников дошкольного возраста «Я живу на Самарской земле» ( авторы: Дыбина О. В., Анфисова С. Е., Козлова А. Ю., Ошкина А. А., Сидякина Е. А., 2014г, разработанной на основе Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области, была выдвинута цель проекта – вовлечение родителей в процесс формирования основ патриотизма и предпосылок гражданственности у дошкольников, воспитание будущих достойных граждан России.

Для достижения данной цели перед педагогическим коллективом были поставлены следующие образовательные задачи проекта:

- воспитать у дошкольников и их родителей любовь к родному городу (краю, стране, бережное отношение к культурному наследию города (края, страны);

- сформировать навыки поисково-исследовательской деятельности через развитие познавательных интересов у воспитанников и активное участие родителей в данном виде деятельности.

Данные задачи решались через реализацию четырех направлений регионального компонента ООП ДО «Патриотическое воспитание» : военно-патриотическое, гражданское, духовно-нравственное и историко-краеведческое воспитание посредством организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада (перечень оборудования, средств обучения и воспитания прилагается в приложении).

Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности через развитие познавательных интересов у воспитанников происходит в реализации совместной с родителями проектной деятельности, при проведении опытов и экспериментов, при организации и проведении целевых тематических экскурсий и поисковых экспедиций, в рамках мероприятий городского сетевого межведомственного взаимодействия с учреждениями образования и культуры города.

Задачи проектируемого процесса (родители + воспитанники) :

1.1. Способствовать формированию интереса к культуре народов ближайшего национального окружения.

1.2. Формировать представления о духовно-материальных ценностях народов ближайшего национального окружения.

1.3. Формировать умения, применять полученные знания о народах ближайшего национального окружения в практической деятельности.

1.4. Воспитывать чувства гордости, толерантное отношение к народам ближайшего национального окружения, уважения к обычаям и традициям.

2.1. Вызвать у родителей интерес к проблеме ознакомления детей с народами ближайшего национального окружения.

2.2. Привлекать родителей к процессу приобщения детей к культуре и обычаям народов ближайшего национального окружения.

3.1. Создать условия для организации совместного досуга с родителями.

3.2. Организовать взаимодействие ДОУ с семьей в процессе приобщения детей к культуре народов ближайшего национального окружения.

Механизм реализации проекта

1. Организация и проведение совместных тематических мероприятий, вовлечение родителей в активную проектную деятельность.

2. Внедрение современных интерактивных технологий (видео-занятие, «лесенка успеха», виртуальная экскурсия, лэпбук и др.).

3. Организация и проведение поисковых экспедиций по территории Самарского края.

4. Участие воспитанников и их родителей в очных и заочных конкурсах, фестивалях и т. д.

5. Размещение материалов реализации проекта на информационных стендах, на сайте учреждения.

6. Получение обратной связи от участников проекта (анкетирование, отзывы, видеоматериалы).

Организация практической деятельности (формы работы с родителями и детьми)

Военно-патриотическое воспитание:

- совместные экскурсии к памятным местам, в Краеведческий музей, в музей военной техники ВАЗА, в Парк Победы;

- подготовка и организация тематических выставок, посвященных памятным дата, изготовление поделок и сувениров для ветеранов войны и труда;

- создание фотоальбомов об истории своей семьи;

- консультации, семинары-практикумы, тренинги, мастер - классы;

- выпуск устных журналов и газет, буклетов, памяток-рекомендаций; подборка книг в мини-библиотеки;

- организация встреч с интересными людьми (ветераны войны и труда);

- участие в проектной деятельности; участие в акции «Подарок для ветерана», «Голубь мира».

Гражданское воспитание:

- консультации, беседы с родителями по вопросам семейного воспитания;

- родительские собрания, «круглые столы», выставки - презентации;

- экспресс – опрос, анкетирование;

- родительская гостиная, родительский клуб «Давайте, дружить»;

- составление семейного календаря «Памятные даты моей семьи»;

- составление альбомов семейных сочинений «Наше лето», «Мой день рождения», «Семейные традиции», «Тайны бабушкиного сундучка»;

- организация совместного экологического субботника «Посади дерево»;

- ведение социального паспорта с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание:

- родительские собрания на этически-нравственные темы; лекторий для родителей;

- дни открытых дверей, открытые показы образовательного процесса;

- посещение утренников, музыкальных праздников;

- вечера вопросов и ответов;

- индивидуальные консультации специалистов;

- наглядные материалы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, подборка литературы;

- индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка).

Историко-краеведческое воспитание :

- экскурсии в Краеведческий музей

- оформление мини-музеев в группах;

- совместные детско-родительские викторины, тематические часы;

- совместное изготовление макета города Ставрополя – на - Волге;

- составление портфолио проектной деятельности «Герб моей семьи», «И прошлого связующего нить…», «Наши прадеды», «Подвиг народа» и др. ;

- организация экскурсий на ГЭС имени В. И. Ленина, АвтоВАЗ;

- организация и проведение поисковых экспедиций по Самарской области, районам среднего Поволжья;

- участие в целевых экскурсиях и прогулках по городу;

- издание книжек - самоделок, фотогазет, видеоотчетов об экскурсиях по родному городу;

- придумывание и изготовление семейной символики.

Полученные результаты

Особенности содержания и вовлеченность воспитанников и их родителей в образовательные программы (% от количества детей в детском саду) :

№ Тематика занятий Возрастная группа % вовлеченности

1. Обзорные экскурсии Младшая, средняя, старшая, подготовительная 100%

2. Тематические занятия Младшая, средняя, старшая, подготовительная 100%

3. Творческие занятия средняя, старшая, подготовительная 80%

4. Экскурсии, путешествия Младшая, средняя, старшая, подготовительная 60%

5. Создание мини-музеев в группах средняя, старшая, подготовительная 80%

6. Школа экскурсоводов подготовительная 50%

Результативность деятельности:

по разделу родители + воспитанники :

- воспитание личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему своего города, края : увеличение % детей и их родителей, включенных в реализацию проектной деятельности с 26% в 2014-15 уч. г. до 38% в 2015-16 уч. г. и 58% в 2016-17 уч. г. ;

- формирование позиции созидания: увеличение доли воспитанников, включенных в самостоятельную творческую деятельность: с 34% в 2014-15 уч. г. до 46% в 2015-16 уч. г. и 54 % в 2016-17 уч. г. ;

- воспитание заинтересованного исследователя, способного дать эмоционально-нравственную оценку происходящему: увеличение % детей и их родителей, участвующих в поисковых экспедициях, городском сетевом взаимодействии с 8% в 2014-15 уч. г. до 12% в 2015-16 уч. г. и 18% в 2016-17 уч. г.

по разделу педагоги:

- выработка и освоение педагогическим коллективом нового подхода к организации образовательного процесса по формированию навыки поисково-исследовательской деятельности: увеличение доли педагогов, реализующих инновационные педагогические технологии с 34% в 2014-15 уч. г. до 46% в 2015-16 уч. г. и 62 % в 2016-17 уч. г. ;

- увеличение % педагогов, участвующих в мероприятиях городского сетевого межведомственного взаимодействии с 24% в 2014-15 уч. г. до 38% в 2015-16 уч. г. и 53 % в 2016-17 уч. г.

Перспективы развития проекта:

1) в рамках формирования вариативности, полифункциональности, трансформируемости развивающей предметно-пространственной среды детского сада разработать совместно с родителями обучающихся игры – путешествия, лэпбуки с маршрутами по картам Самарского края, города Тольятти, комплекс интерактивных дидактических игр и упражнений по темам: «Наш город Тольятти», «Родина – Самарский край», «Жигулевский заповедник – Самарская Лука», «Достопримечательности Самарского края», «Растительный и животный мир Самарской губернии» и другие (в соответствии с возрастными особенностями дошкольников) для развития познавательных интересов воспитанников с использованием интерактивных и мультимедийных технологий;

2) увеличить долю воспитанников и их родителей, реализующих метод поисково-исследовательской деятельности (поисковые экспедиции, расширение экспозиции музея предметов «Домовенок») посредством привлечения шефской помощи ОАО «КуйбышевАзот»;

3) увеличить долю воспитанников и их родителей, участвующих в мероприятиях городского сетевого межведомственного взаимодействии через реализацию программ «Я живу на Самарской земле», «Ручейки времени» (заключение договоров о взаимном сотрудничестве с краеведческим музеем, МБОУ ДО ДТДМ, ДОУ города, реализующих проектную линию «Тольятти – город толерантности»).

Публикации по теме:

Воспитание гражданина и патриота через ознакомление детей с историей России «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задачи первостепенной важности, и нет необходимости.

Лэпбук для ознакомления детей с историей Вятского краяЛэпбук для ознакомления детей с историей Вятского края Лэпбук для ознакомления детей с историей Вятского края Методика ознакомления детей с родным краем разнообразна. Это наблюдения, прогулки,.

Мастер-класс «Частушки-веселушки». Ознакомление с историей возникновения жанра, ее разновидностях, смысловым содержанием» Частушка – как вид народного творчества. Частушка — удивительный фольклорный жанр, короткая русская народная песня, обычно юмористического.

Организация воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края В последнее время передовые люди нашей страны обеспокоены тем, что у нового поколения граждан России отсутствует чувство патриотизма-любви.

Отчёт по теме «Приобщение младших дошкольников к истории родного края через ознакомление с художественной литературой» Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, поэтому.

Ознакомление детей с историей и культурой русского народа в рамках программы «Забавушка» государственное казенное учреждение Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнечный лучик» Номинация.

Доклад из опыта работы «Ознакомление дошкольников с историей Кубани»Доклад из опыта работы «Ознакомление дошкольников с историей Кубани» В МБДОУ детский сад №15 я веду работу с детьми по формированию у них представления об истории Кубани. Развиваю познавательные способности.

Педагогический опыт «Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного края» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема патриотического.

Педагогический проект «Моя Родина — Россия» (ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства) Педагогический проект "Моя родина - Россия" (ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства) Тип проекта: информационный,.

Конспект ОД в подготовительной группе по ознакомлению детей с историей края «Край ты мой любимый» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 445» Конспект ОД в подготовительной группе по ознакомлению детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников и их родителей с историей и современностью Самарского края
Опубликовано: 5 марта 2018 в 11:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД