Папки-передвижки

Ознакомление дошкольников с культурой марийского народа как средство патриотического воспитания

Евгения Логинова
Ознакомление дошкольников с культурой марийского народа как средство патриотического воспитания

Ознакомление дошкольников с культурой марийского народа как средство патриотического воспитания.

Составила: Логинова Е. Р.

Й-Ола, 2016г.

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д. С. Лихачев

Публикация «Ознакомление дошкольников с культурой марийского народа как средство патриотического воспитания» размещена в разделах

Для человека естественно любить – эта мысль должна красной нитью проходить через все аспекты воспитания. Мы формируем свое собственное «Я» только в процессе общения с другими людьми. Еще недавно нам казалось. Что вопрос патриотизма в нашей стране давно решен. И вот теперь мы сталкиваемся с явлениями, которые каждого честного человека глубоко ранят. Тема укрепления чувства патриотизма стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены. А новые, не имеют четких очертаний. Обращение к проблемам воспитания чувства патриотизма можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым и др. Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь появиться этим героям нашего времени и воспитать настоящих патриотов России.

Ведь, народ жив, пока жива его культура и язык. К ценностям национальной культуры в первую очередь необходимо приобщать детей дошкольного возраста. Детство – это время, когда возможно наиболее полное погружение в истоки национальной культуры, самый сензитивный этап в развитии личности. В республике Марий Эл важная роль в воспитании детей дошкольного возраста отводится художественно-эстетическому развитию средствами искусства, народной культуры и художественной деятельности как важному социально-педагогическому фактору. Возрождение национальной культуры возможно путем введения в педагогический процесс разных видов искусства марийского народа : фольклора, народно-прикладного искусства, одежды, интерьера и т. д.

Народ жив, пока жива его культура и язык. К ценностям национальной культуры в первую очередь необходимо приобщать детей дошкольного возраста. Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [14,с. 40].

Детство – это время, когда возможно наиболее полное погружение в истоки национальной культуры, самый сензитивный этап в развитии личности. В республике Марий Эл важная роль в воспитании детей дошкольного возраста отводится художественно-эстетическому развитию средствами искусства, народной культуры и художественной деятельности как важному социально-педагогическому фактору. Развитие культуры подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей ее решения. Возрождение национальной культуры возможно путем введения в педагогический процесс разных видов искусства марийского народа : фольклора, народно-прикладного искусства, одежды, интерьера и т. д. [69, с. 4].

Народный фольклор – как средство патриотического воспитания подрастающего поколения. Основная ценность в патриотическом воспитании – идея народности, так как народная педагогика природосообразная, жизнеспособная, гуманистическая. Народная культура представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие истинных традиций воспитания [31, с. 120].

Народная педагогика – это педагогика национального спасения. Ни один из народов, несмотря на жесточайшую антинациональную политику, не исчез: в большей или меньшей степени все народы сохранили язык, обычаи, даже свои традиции воспитания [76, с. 52].

Этнопедагогика – это педагогика всеобщей мудрости воспитания. Это педагогика, ориентированная на личность, открывающая путь к сердцам людей и народов : чтобы узнать народ, надо узнать его традиционную систему воспитания [8, с. 11].

Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Не случайно с древних времен наши мудрые предки наставляли своих питомцев хранить веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения и главное – учили, как нести все эти чувства в семью, как строить свой «внутренних храм» и семейный дом.

Главное – дать понять детям необходимость изучения народных традиций и обычаев.

Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.

Анализируя работы ученых, мы выявили, что вопросы формирования познавательного развития находят отражение в исследованиях ученых, однако вопрос ознакомления дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности не исследовался. Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения.

В детском саду работу по ознакомлению с культурой своего народа необходимо вести с учетом современных требований. Нужно пересмотреть программные темы с целью выявления материалов для усиления культурологической направленности; определить параллели в традициях и обычаях народов совместного проживания, сопоставить малые жанры устного народного творчества. Обеспечить постепенное усложнение материала о культурных особенностях региона для детей разных возрастных групп; подобрать новые технологии обучения в условиях диалога культур; использовать методы приобщения к разным культурам.

Для того чтобы систематизировать работу по реализации регионального компонента в ДОУ, можно составить план:

№/№ Направление работы Итоговые формы

Обследование уровня знаний детей разных возрастных групп о культуре своего народа Карта обследования уровня детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста о культуре своего народа

Оценка деятельности воспитателя Оценочный лист «Использование регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе»

Оценка создания этнокультурно - развивающей среды :

- в группе

- в ДОУ Оценочный лист «Создание этнокультурно - развивающей среды в группе»

Оценочный лист «Создание этнокультурно - развивающей среды в ДОУ»

Оценка планирования работы Карта проверки плана воспитательно-образовательного процесса по этнокультурному развитию дошкольников

Оценка форм взаимодействия с родителями по этнокультурному развитию дошкольников Карта анализа наглядной информации, планирования и организации мероприятий для родителей по этнокультурному развитию дошкольников.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, ведь обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов [69, с. 6].

Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, каждого конкретного эпоса, у любого поколения есть свои любимые игры. Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа [78, с. 61].

Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суеверием, предрассудками. Значительная часть народного марийского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность марийской народной культуре. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитания предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам. Игра в это время была не просто развлечением, а способом организации общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность.

По содержанию марийские игры лаконичны, выразительны и доступны детям. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Педагоги используют разнообразные подвижные игры, развивающие речь, двигательную активность, физические качества. Через игры дети знакомятся с природой марийского края, ее обитателями, их повадками; узнают о народных промыслах, о многочисленных национальных традициях (сур меран, кол кучен модмаш). Марийские народные игры многообразны : детские игры, настольные игры, хороводные игры с песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность марийских народных игр- движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, и т. д.). В играх используются и марийские считалки - устные художественные произведения. Они дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, на выполнение правил:

Икыт, кокыт, кандаш, лу-

Пече воктен олмапу.

Олма кырышыже те лийыда,

Олма кочшыжо ме лийына.

Народные подвижные игры должны обеспечивать разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или с текстом игры. Использовать марийские подвижные игры можно во всех формах воспитательно-оздоровительной работы детского сада: на занятиях, утренней гимнастике, прогулках, развлечениях и праздниках.

-утренняя гимнастика:

1. подготовительные упражнения под марийскую музыку,

2. марийская подвижная игра (вудла йоген модмаш «ручеек»)

-физкультурные занятия : традиционные и нетрадиционные.

Нетрадиционные занятия:

1. сюжетные занятия: по мотивам марийских сказок

2. игровые занятия (на воздухе) : занятия, построенные на марийских подвижных играх, играх-эстафетах…

3. танцевальные занятия (в помещении) : занятия, построенные на танцевальном материале. Используются хороводные игры («Сур меран», далее идет разучивание танцевальных движений.

4. сюжетно-игровые занятия (на воздухе) : эти занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т. д. На занятиях с участием персонажа, роль которого исполняет взрослый, проводятся подвижные игры на различные виды движений («агытан чунгедылмаш» (петушиное сражение, «вараш ден комбиге-влак» (ястреб и гусята, «йолетым шеклане» (береги ноги) и др.)

5. физкультурное развлечение : все занятие строится на знакомых играх и игровых упражнениях. Подвижные игры располагаются так, чтобы нагрузка возрастала и снижалась постепенно.

6. физкультурный праздник. В течение года 2-3 раза проводятся физкультурные праздники. В программу могут входить пляски, танцы, песни, народные обряды. Учитывая особенности культуры народов мари, рекомендуется сочетать проведение праздников с фольклорными праздниками: шорыкйол (рождество, уярня (маслерница, агавайрем (праздник поля… Подготовка к таким праздникам ведется на всех занятиях. Движения, включенные в программу, должны быть хорошо знакомы детям. Подвижные игры должны соответствовать содержанию праздника и времени года. Дети участвуют в подготовке костюмов, атрибутов, в украшении помещения.

Таким образом, патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Публикации по теме:

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Авторы: Жданова Анна Александровна - воспитатель.

Ознакомление с городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста .

«Подвижная игра как средство ознакомления старших дошкольников с этнической культурой русского народа» (часть первая) План-конспект лекции «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ РУССКОГО НАРОДА».

«Подвижная игра как средство ознакомления старших дошкольников с этнической культурой русского народа» (часть вторая) 3. Педагогические условия организации подвижной игры с детьми старшего дошкольного возраста для ознакомления с этнической культурой русского.

Конспект НОД на тему «Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей» (старший возраст) Конспект НОД на тему «Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей» (старший дошкольный возраст)Конспект.

Краеведческая работа в ДОУ — важное средство патриотического воспитания дошкольников В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- патриотических качеств и прежде всего чувства.

Методическая разработка «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей» Я узнал, что у меня Есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо надо мною- Это все мое, родное!» В. Орлов.

Проект «Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа» Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа. Народ, который не знает своей культуры и истории – презренен и легкомысленен.

Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников В своей практике я использую метод организации самостоятельной сюжетной игры, который называется «метод комплексного руководства игрой».

Ознакомление с малой Родиной как средство патриотического воспитания Технология опыта. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников с культурой марийского народа как средство патриотического воспитания
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 16:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД