Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (явления общественной жизни) «Ханты и манси — таежные жители» старшая группа

Ирина Фаттахова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (явления общественной жизни) «Ханты и манси — таежные жители» старшая группа

Программное содержание.

Познакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Дать детям понятие о древнем переносном жилище - чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге - как центре вселенной;

Упражнять в образовании относительных прилагательных;

Развивать внимание, познавательную активность;

Воспитывать интерес и уважение к жизни и традициям коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа

Словарная работа: Еловые, берестяной, олений.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (явления общественной жизни) „Ханты и манси — таежные жители“ старшая группа» размещена в разделах

Ход занятия

I. Знаете ли вы, какие люди населяют наш край с древних времен? Тогда слушайте. Самыми древними людьми или, как мы называем, коренными жителями нашего края являются ханты и манси. Ханте означает "народ", "человек". Ханты и манси - это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. Климат нашего края суровый, большую часть территории покрывают громадные болота, леса богаты зверем и птицей, реки - рыбой. Поэтому, основные занятия этих людей -это охота, рыболовство, а дальше на Севере - оленеводство. Основной пищей было мясо и рыба. Одежду шили из звериных шкур и рыбьей кожи.

Летом передвигались на лодках, а зимой на лыжах. Они должны были приспособиться не только к природным условиям, но и к делу своих рук. Отгадайте загадку: "Стоит бычище, проклеваны бочища" (дом).

У всех людей есть дома, только все они разные. Это зависит от того, в какой местности живут люди.

Русские люди в прошлом всегда строили вот такие дома из дерева. (Показать русскую избу). Народы, живущие в горах, строили себе дом из камня (Показать каменный дом). Объясните, почему?

А из какого материала сооружают себе дом народы, живущие в нашем крае? (Ответы детей).

Правильно, они строили свои жилища из того материала, который был у них под рукой. Сегодня мы познакомимся с жилищной постройкой - чумом, который ставился на берегу реки. До сих пор люди не придумали ничего лучше этого жилища - оно легко ставится и также легко собирается и перевозится. Посмотрите, как выглядит чум. На что он похож?

Я расскажу вам, как он строится и где ставится. Чум строится из шестов, которые тщательно выбираются и готовятся из прочных пород деревьев - ели к сосны. Как мы называем шест из ели? (Еловый). А из сосны? (Сосновый). Выбирается и место, где ставятся шесты. Обычно это продуваемое место на берегу реки. Как вы думаете, почему? Потому что летом много комаров и мошек.

При установке чума шесты располагались так, чтобы дверь была обращена по направлению восхода солнца или к воде. А покрывали чум. Чем? Правильно, берестой. Как можно назвать чум, покрытый берестой? (Берестяной)- Но берестяной чум - это летний чум. А чем же покрывался чум зимой? Зимой его покрывали олень ими шкурами. Почему?

Посмотрите, сверху чума всегда оставляли небольшое отверстие. Как вы думаете, для чего? Правильно, для того, чтобы выходил дым от костра. Только ханты называли его не костром, а очагом. Очаг считается частью семьи, угли из очага, по традиции, нельзя передавать в другой дом, чтобы не начались несчастья. Для чего нужен очаг? Очаг нужен для приготовления пищи я обогрева жилья, и он объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом. Ханты считают, что очаг - центр вселенной. Как вы думаете, где располагают очаг? Его располагают точно под верхушкой чума, чтобы дым выходил в отверстие. Ребята, давайте попробуем собрать чум.

II Игра-эстафета "Кто быстрее соберет чум ".

Долгими зимними вечерами домочадцы располагались вокруг очага, и бабушка рассказывала легенды о тех далеких временах, когда на земле появились люди. Послушайте.

"Стал Номи-Торум (бог) думать, чем кормиться они будут, чем от холода свои тела прикроют. Решил он сохатого зверя поселить, а на болота оленей выпустить. Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут. Из веток сделают жилища, покроют его шкурами оленей. С тех пор люди промышляют оленей, лесных зверей, а живут в чумах".

III. Итог.

Что вас сегодня заинтересовало?

О чем вы раньше не знали, а сегодня узнали?

Что хотели бы узнать об этих людях?

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в ГКП на тему «Насекомые» ЦЕЛЬ: познакомить детей с насекомыми ЗАДАЧИ: Развивать зрительную память, внимание. Воспитывать чувство заботы о живой природе. Обучать.

Конспект НОД «Помощники на подоконнике» подготовительная группа, ознакомление с окружающим ЦЕЛИ: Познакомить детей с лекарственными комнатными растениями; ЗАДАЧИ : • воспитывать любовь к природе, наблюдательность, любознательность;.

Конспект занятия «Ознакомление с буквами» (старшая группа). Программное содержание: 1. Стимулировать интерес к ознакомлению с буквами. 2. Развивать внимание, логику, мышление, речь. 3. Формировать чувство.

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Мир вокруг нас» (старшая группа) Программное содержание 1. Уточнить представление детей об окружающем мире, о Земле (на Земле есть жизнь – человек, животные, растения,.

ОУД: Ознакомление с окружающим Образовательная область: «Познание» Тема: «Петропавловск — мой город родной» Цели: углублять и закреплять знания детей о родном городе, об исторических фактах образования города. Развивать связную речь, кругозор детей.

Ознакомление детей 5–6 лет с семьёй как явлением общественной жизни Ознакомление детей 5-6 лет с семьёй как явлением общественной жизни. Задачи: 1. Нравственные: - воспитывать уважительное отношение к родным.

План-конспект занятия НОД (старшая группа) «Здоровый образ жизни» План-конспект занятия НОД (старшая группа) по теме: "Здоровый образ жизни" Цель: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе.

Познавательная деятельность детей: ознакомление с окружающим миром. Тема: «Знакомство с зимующими птицами».Познавательная деятельность детей: ознакомление с окружающим миром. Тема: «Знакомство с зимующими птицами». Цели - познакомить детей с зимующими птицами; - закрепить математические понятия ЗА, НА, ПЕРЕД, ОКОЛО; -закрепить умение владеть кисточкой.

Консультация «Роль семьи и детского сада в процессе приобщения детей к общественной жизни» С момента рождения ребенка и до поступления его в школу непосредственное участие в его воспитании принимают прежде всего родители, а также.

Встреча с родителями «Играем в учёных» (старшая группа) Цель: Вовлечение родителей в совместную опытно – экспериментальную деятельность, развитие у детей умения ставить цель и искать пути её решения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (явления общественной жизни) «Ханты и манси — таежные жители» старшая группа
Опубликовано: 16 декабря 2015 в 20:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД