Получи документы

Занятие по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в старшей группе «Зимующие птицы»

Екатерина Микушина
Занятие по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в старшей группе «Зимующие птицы»

Зимующие птицы.

Программное содержание: Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц, развивать эмоциональную отзывчивость.

Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем заходят в группу.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Избушка новая,

Для всех столовая,

Зовет обедать,

Крошек отведать. (Кормушка)

Воспитатель показывает кормушку:

- Вот какая столовая открылась у нас, посмотрите,

ребята! А для кого эта кормушка? (Ответы детей).

- Правильно, ребята, для зимующих птиц.

Почему мы их называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

Сегодня зимующие птицы прилетели к нам в гости. Как же зовут нашего первого гостя? Послушайте и отгадайте загадку.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый. (Воробей)

Воспитатель:Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Питаются в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливают птенцов. Как подает голос воробей? (чик-чирик)

Следующая наша гостья:

Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-… (Ворона)

Воспитатель:Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Как ворона подает голос? (кар-кар)

А вот и третья гостья:

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой… (Сорока)

Воспитатель: Сороку называют сторожем леса. В зимней тишине ее тревожный громкий стрекот предупреждает всё лесное население о том, что здесь появился незнакомец. Такие крикливые провожатые могут преследовать охотника довольно долго и настырно, срывая ему все планы, зато спасая живность от выстрела. Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Сорока питается ягодами и семенами растений. Они собираются в небольшие стаи, по садам и паркам угощаются ягодами рябины, облепихи и боярышника. Очень любит птичьи яйца, крадет их из гнезд других птиц. За это и прозвали ее сорокой-воровкой. Ловит сорока мышей, лягушек, может утащить и цыпленка.

Следующая наша гостья:

Непоседа – невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня (Синичка)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Зимой птица ест все : хлеб, зерна, сало, крупу). А как синица подает голос? (синь-синь)

Идем к следующей гостье.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, несуетливы. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. Название «снегирь» птицы получили за ярко-красный оттенок брюшка. Девочки отличаются от мальчиков тем, что грудка у них не красного цвета, а бурого с серым оттенком. Питаются снегири семенами, почками растений и ягодами, из которых выклевывают семечки. Как бы ни был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке. Снегири зерноядные птицы. Птенцов они тоже кормят растительными кормами. Насекомых в пищу, яркие птицы почти не употребляют. А как снегирь подает голос? (рюм-рюм-рюм)

А вот и последний наш гость.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой! (Дятел)

Воспитатель:Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. У него сильный, крепкий клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать насекомых, личинок жуков-короедов из глубоких щелей в коре. Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, синицы и многие другие птицы. Еще дятел питается семенами еловых и сосновых шишек. Дупло в стволе служит гнездом. У мальчика-дятла на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у девочки- дятла ее нет.

Физминутка «Зимующие птицы»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны (прыжки)

Кар-кар-кар, кар-кар-кар!

Целый день они кричали, Спать ребятам не давали. (летают и кричат)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают. (присели на корточки, закрыли глаза)

Игра «Продолжи фразу»

У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый)

Ворона - большая, а воробей (маленький)

Снегирь - малоподвижный, а синица (шустрая)

Синицы высиживают птенцов летом, а клест. (зимой)

Игра «Какой? Какая?»

Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)

Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая)

Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая)

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)

Если у сороки длинный хвост, то она какая? (длиннохвостая)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы уже много знаете о птицах. Давай те поиграем в игру «Узнай голоса птиц».

Игра:

Как – Кар - Ворона.

Чик – Чирик - Воробей.

Синь-Синь - Синичка.

Рюм – рюм - рюм – Снегирь

Во время игры воспитатель находит конверт

В: Дети, я нашла какой-то конверт. Кто же его здесь оставил? Вам интересно узнать? Давай те сядем за столы и посмотрим. Да это конверт от птиц! Интересно, что в нем лежит?

Воспитатель достает разрезанные иллюстрации птичек.

В: Если сложить части, то получится целая птичка. Это опять зима проказничала, подула холодным ветром и перепутала всех птичек. Давайте соберем их. Но сначала разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику «Сорока».

Летела, летела сорока

Через бабушкины ворота

Вот она крыльями забила

Бабушкин кисель разлила.

Собирают разрезные картинки.

Дети, а как вы думаете, легко ли живется птицам зимой? А почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь. Как выдумаете, дети, как можно помочь птицам зимой?

- Ребята, давайте вспомним, что птички любит кушать? (Птички любят крошки, зёрна, семечки).

- Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.

- А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.

- Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно немного расплющить. Например, покатать по ним стеклянную бутылку.

- А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.

Сейчас возьмите каждый себе по птичке - будем наших друзей угощать.

- Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

- Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

- Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

- А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

Посадите свою птицу в ту кормушку, где лежит ее любимая еда.

Воспитатель: Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Итог.

Что вам понравилось больше всего?

А что самое сложное было для вас?

Публикации по теме:

Конспект фрагмента занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Птицы нашего края» Паспорт Группа: подготовительная Место проведения: групповая комната Продолжительность: 30 минут Образовательная область «Познавательное.

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы моего края» Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром Тема. Занятие- соревнование «Зимующие птицы моего края» Цель. Продолжать.

Конспект образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с миром природы «О чем поют птицы весной?» Цель: сформировать представление детей о перелетных птицах в весенний период. Задачи: 1. Уточнить сведения о сезонных изменениях в природе.

Логика образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пришла весна — прилетели птицы» Тема: «Пришла весна - прилетели птицы». с использованием ЭОР, ИД ОО «Познавательное развитие»: • Закрепить признаки весны. • Познакомить.

План-конспект по ознакомлению с окружающим миром природы во второй младшей группе «Волшебница-зима» План-конспект по ознакомлению с окружающим миром с применением здоровьесберегающих и игровых технологий во второй младшей группе «Волшебница-зима».

Проект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Птицы» ПРОЕКТ «ПТИЦЫ» Составитель: воспитатель старшей группы Суганджиева С. С. Актуальность: Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность.

Сюжетно-дидактическое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе Цель: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности с использованием личных ощущений. Задачи: Коррекционно.

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте в старшей группе «Времена года» Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Времена года» Цели: Закрепить представление.

Урок по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы».   Урок по ознакомлению с окружающим миром на тему "Перелетные птицы ".  Цель: Обогащать  знания детей о перелетных птицах, формировать представления.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Небо и облака» в старшей группе с ТНРЗанятие по ознакомлению с окружающим миром «Небо и облака» в старшей группе с ТНР Цель: Уточнить представления детей о структуре, свойствах и видах облаков. Познакомить детей с условиями образования облаков. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в старшей группе «Зимующие птицы»
Опубликовано: 7 декабря 2017 в 15:07
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД