Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия «Север — царство льда и снега»

Оксана Шпунтова
Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия «Север — царство льда и снега»

Цели:- учить устанавливать взаимосвязи между объектами природы и условиями их обитания;

-формировать представления о климатических условиях Крайнего Севера и тундры;

-закреплять представления детей о состоянии воды в зависимости от температурного режима;

-развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь;

-воспитывать в детях любовь к своему краю.

Оборудование:

глобус, карта, модели, иллюстрации животных, растений, письмо.

Предварительная работа:

чтение сказка Г. Х. Андерсена «Снежная королева».

Ход занятия

Чтение письма Герды.

«Дорогие ребята! У меня беда. Снежная королева украла украла Кая. Пожалуйста, расскажите мне о Северной стране, в которой мне предстоит искать Кая. Герда».

-Ребята, поможем Герде?

-Где находится Арктика?

-Как вы думаете, почему Арктика окрашена в белый цвет?

В Арктике находится Северный полюс- это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, высота которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года и зимой и летом. Дорога в Арктику лежит через тундру (показ на карте).

-Герда представить не может, какой долгий и трудный путь предстоит ей преодолеть, что ее ждет, что увидит на своем пути,

какие могут встретиться враги, а кто может помочь.

-Почему именно там построила свой дворец Снежная Королева?

-Почему там всегда холодно?

Рассматривание модели «солнце».

Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Зима долгая и суровая - мороз до -50С. Зимой выпадает много осадков.

-Какие бывают осадки при такой температуре?

-Что произойдет с водой при такой температуре (вспомнить опыт?

-Что произойдет со снегом, если будет тепло?

-Выберите термометр, который показывает температуру воздуха зимой.

Рассматривание термометров с зимними и летними показателями.

Рассматривание модели «ночь».

Зимой в тундре полярная ночь. Несколько месяцев солнце совсем не показывается - темнота.

Земля замерзла только белый – белый снег на ней и от него исходит свет, звезды в небе, если не метет пурга или не разгуляется вьюга.

Рассматривание модели «ветер».

-Герде надо напомнить, чтобы она не испугалась, если увидит в небе необъяснимое явление удивительной красоты. Что это дети?

Рассматривание модели «северное сияние».

-Для всего живого условия здесь суровые. Как растения приспособились жить на севере?

Снег укрыл зимой от мороза все растения как одеялом

Игра «Узнай по описанию».

Похожа на малинку,

Оранжевая спинка

Круглые листочки,

А растет на кочке.

Морошка

Рассыпает солнце стрелы, сосны зажигая

Что за ягода созрела, синяя такая?

На кусточки, под листочки кто-то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках у зеленых сосен.

Черника.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы.

Гриб.

-Какие еще растения тундры вы знаете?

-Почему деревья такие маленькие?

Растения тундры низкорослы, многие стелятся по земле, потому что у поверхности земли теплее, ветер слабее, если бы деревья были высокие, снег не смог бы защитить их от мороза. Так приспособились растения к жизни в тундре.

-Как вы думаете, что случится с березой, если ее привезти на север и посадить. Почему?

Физминутка.

-А животных Герда встретит в тундре?

Игра «Чьи это следы?»

При затруднении загадываются загадки.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета.

Для зимы другого цвета.

Заяц.

Когда заяц прыгает, он заносит задние ноги вперед. От них и остаются на снегу ямки большого размера, нежели следы передних лап.

Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не построит птица в них.

В ветвях

- краса и мощь моя.

Скажите быстро: кто же я?

Олень.

Длина следа оленя 25см.

Летом гуляет

Зимой отдыхает.

Медведь.

-Олень рогатый, его нужно опасаться?

Чтение стихотворения:

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Зайка по лесу бежит

В дверь к нему стучит:

«Стук-стук! Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!»

«Забегай, лапу мне давай!»

-Зайчик- трусишка не боится оленя. Почему?

-Олень травоядный. Каких травоядных вы знаете?

Рассказ о белом медведе.

У белого медведя длинная шерсть, широкие лапы. Питается медведь рыбой и тюленями. Самцы круглый год бродят среди льдов. Самки, будущие матери на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь в разгар зимы рождаются крошечные медвежата длиной до 30см. В берлоге морозы и ветры им не страшны. Мать кормит своих детенышей молоком, согревает. Когда они подрастут и вместе с мамой выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей. Белых медведей осталось немного, они занесены в Красную книгу. И на белом снегу можно увидеть его следы. Показать следы.

-Ребята, бурый мишка встретится в тундре? Почему?

Игра «Чей силуэт»

-Вот такая суровая, но интересная и своеобразная природа Крайнего Севера.

-Что запомнили? Что нового узнали?

Отправляем Герде картинки- помощники.

Публикации по теме:

Презентация к занятию «Украсим город родной»  (приложение к опубликованному ранее занятию) Конспект Цель: - углублять и уточнять представления о родном городе, вызвать желание заботиться о его красоте, воспитывать патриотические.

Экологический проект на тему: «Тундра и ее обитатели» для детей старшего дошкольного возраста в общеразвивающем детском саду Вид проекта: информационно- познавательный, краткосрочный. ПРОДУКТ: Выставка рисунков на тему «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия «Север — царство льда и снега»
Опубликовано: 12 октября 2013 в 23:24
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...