Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Инга Крылова
Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

(Из опыта работы)

Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребёнку расширить образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Задача педагога в работе с детьми дошкольного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Известно, что ознакомление с природой даёт наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Поэтому уже в дошкольном детстве, с самого момента поступления ребёнка в детский сад, мы решили знакомить детей с окружающим миром. Но не в пассивной форме, а активной, когда ребёнок сам является её активным участником.

Мы считаем, что такими возможностями обладает эксперимент. Он позволяет:

- дать детям полную информацию об изучаемых явлениях или объектах

- повысить наглядность или доступность материала;

- сделать процесс обучения наиболее эффективным;

- наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников;

- положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей. р.)

Цель нашей работы: привлечь детей к познанию окружающего мира.

При организации исследовательской деятельности с детьми мы ставили следующие задачи:

1. Формирование у детей представлений об окружающей природе (живой и неживой).

2. Развитие собственного познавательного опыта при использовании разных форм исследовательской деятельности.

3. Передача ребёнку возможности осознания красоты и неповторимости окружающего мира.

4. поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, критичности.

Организация работы велась по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено нескольким темами:

1. Живая природа (характерные особенности сезонов);

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, снег, песок и др.).

В нашу исследовательскую деятельность включили следующие формы работы с детьми:

• Познавательные занятия;

• Совместная деятельность в уголке экспериментирования;

• Занятия по труду в уголке природы и на участке;

• Игры-эксперименты и дидактические игры;

• Художественно – продуктивная деятельность;

• Наблюдения и опыты на прогулке.

• Кружок «Гостиная природы»;

• Проект «Дружи с водой»;

• Чтение художественной литературы.

На наш взгляд, предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.

Для реализации исследовательской деятельности в группе создан центр экспериментирования. Дети исследуют свойства камней, песка, воды, глины, играют с ними, развивают мелкую моторику рук. Здесь дети проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, трубочки; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в лёд, лёд в разноцветные льдинки; надувают мыльные пузыри. Видят и понимают, какие предметы тонут и не тонут в воде, и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет; что такое камень, какой он; для чего растениям свет, вода и т. д.

Опыты и эксперименты, проводимые в группе, повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.

Кроме проведения опытов и экспериментов, проводим интегрированные занятия с элементами экспериментирования. Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. На занятиях используем различные методы и приёмы подачи материала по принципу «от простого к сложному». Детям предлагаем не только рассмотреть объект, но и потрогать его руками, потрясти, понюхать. Используем отдельные поисковые действия. Большую роль отводим играм – экспериментам, наблюдениям. Это вызывает у детей интерес к исследованию мира. Руководя исследовательской деятельностью, создаём специальные условия для решения познавательной задачи, чтобы дать возможность творческому самовыражению ребёнка. Для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы, создаём базу для организации исследовательской деятельности в группе детского сада.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации, убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Провели родительское собрание по теме «Кто над кем экспериментирует?», консультации на темы: «Строительство из песка», «Изучаем свойства воды», «Песочная терапия», открытые занятии с элементами экспериментирования «Весеннее превращение», «Поможем черепашке Агаше», «В гостях у Почемучки», «Дружи с водой»

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

Литература:

1. Зарипова П. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 1994. -№ 7. – С. 43.

2. Первые шаги. Материалы Московского городского конкурса «Первые шаги». – М. : Линка – Пресс, 20002. – С. 148.

Порткина С. А. Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников. // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 3. –

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

«Процесс развития бабочки». Экологический проект Исследовательская работа посвящена изучению детьми: Процессу развития бабочек, их жизнедеятельности (на примере Бражника соснового).

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • ПДД
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 24 октября 2013 в 18:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности...
Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого"...
Дубовички на прогулке. Детский мастер-класс из желудей и синельной проволоки для...
Осень предоставляет нам богатый материал для творчества: листья, каштаны, желуди, веточки, семена и другой материал. Поделки из желудей относятся к простому...
Подарок ко Дню матери «Шкатулка-игольница»
Изготовление шкатулки-игольницы для мамы на день Матери Возраст: 4-5 лет Мама – самый дорогой, близкий и родной человек, играющий особенную роль в...
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фотоотчёт
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт Доброго времени суток, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию...
Инсценировка стихотворения «Спор грибов»
Инсценировка стихотворения СПОР ГРИБОВ. Дети входят под музыку из мультфильма «Веселые грибочки» танцуют на первые два куплета. На одной лесной...