Лучший педагог года

Ознакомление с творчеством иллюстраторов как средство развития-художественно-эстетического вкуса, положительных эмоций

Татьяна Серова
Ознакомление с творчеством иллюстраторов как средство развития-художественно-эстетического вкуса, положительных эмоций

«Ознакомление с творчеством художников-иллюстраторов как средство развития художественно-эстетического вкуса, положительных эмоций у детей 6-го года жизни».

СЛАЙД №1- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу познакомить Вас со своей работы, тема которой «Ознакомление с творчеством художников-иллюстраторов как средство развития художественно-эстетического вкуса, положительных эмоций у детей 6-го года жизни».

Публикация «Ознакомление с творчеством иллюстраторов как средство развития-художественно-эстетического вкуса, положительных эмоций» размещена в разделах

Хотелось бы напомнить, что такое эмоции (положительные) - субъективные состояния человека… выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний (удовольствия, радости и т. д)

ВКУС эстетический - способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства.

СЛАЙД №2 - Чтобы лучше понять эту тему и найти верные подходы к своей дальнейшей деятельности были изучены работы, научные исследования педагогов, психологов таких как А. В. Запорожца, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флёриной, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского.

Как оптимальнее знакомить детей с данной темой в целях развития эстетического вкуса изучалиась методологическая основа по данной теме:т. е. авторских программ, методических разработок Т. С. Комаровой, О. В. Дыбиной, Р. С. Буре, О. А. Шиян, М. И. Лисиной, Г. Г. Григорьевой.

Для того, чтобы это реализовать создается РППС в соответствии с ФГОС ДО.

Принимается активное участие в разноуровневых конкурсах:

* конкурсах профессионального мастерства на уровне МБДОУ, района;

*в интернет-конкурсах профессионального мастерства. И участие в работе методических объединений на районном уровне.

СЛАЙД № 3 - Что сподвигло (заставило) обратиться именно к этой теме? Хочется,чтобы дети жили в мире красоты и доброты, а не обиды и озлобленности. Хочется, чтобы читая сказки детям доносился не только текст, но и обращалось внимание на иллюстрации. Ведь именно образы, созданные хорошим художником – иллюстратором - это прекрасные образцы самобытного творчества. Они формируют в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению, собственному творчеству и богатому жизненному опыту. Желание видеть детей группы положительно настроенными на окружающих; в большей степени на сверстников. сделало эту тему актуальной.

Новизна работы в решении создать развивающую предметно – пространственную среду с учётом гендерного, индивидуального подходов в образовании дошкольников, способствующая развитию эстетического вкуса и положительных эмоций, а воспитание построено с учётом имеющегося социально - эмоционального опыта детей.

СЛАЙД №4 (5) - Значение развития положительных эмоций и чувств заключается в том, что они делают человека благороднее, формируют нравственную сторону ребёнка, украшают жизнь, развивают становление у ребенка собственного самосознания и самопонимания, воспитывают у него эстетический вкус и тягу к прекрасному. Подтверждение этому мы находим в работах отечественных классиков педагогики и психологии:

Иоганн Генрих Песталоцци «. знание не должно опережать нравственного развития ребенка».

Исключительное значение эмоций, чувств в развитии личности ребёнка подчё ркивал Константин Дмитриевич Ушинский: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума, наполнение головы познаниями».

Евгения Александровна Флёрина «Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому»

Лев Семё нович Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «. можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Александр Владимирович Запорожец «Формирующаяся у ребенка под влиянием опыта общения и коллективной деятельности способность сочувствовать другим людям, переживать чужие радости и печали, как свои собственные, приводит, фигурально выражаясь, к аффективной децентрации, которая как бы предваряет возникновение децентрации интеллектуальной (способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоциональных переживаний другого человека).

Тамара Семёновна Комарова «Использование в эстетическом развитии ребёнка различных видов искусства даёт возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства и интеллект»

СЛАЙД № 5 - Изучив теоритическое обоснование по данному вопросу была поставлена цель: развитие эстетического вкуса и положительных эмоций у детей 6-го года жизни через ознакомление с творчеством художников — иллюстраторов В. Г. Сутеева и Е. И. Чарушина. Для решения поставленной цели были определены задачи. Они представлены на данном слайде.

СЛАЙД №6 - Для решения данных задач была сформулирована педагогическая гипотеза (идея) : эмоции и поведение у воспитанников может быть реально и существенно развиваться в положительном направлении, если в процессе всех видов деятельности будет целенаправленно и комплексно использоваться художественная литература с опорой на их личный опыт

СЛАЙД №7 - После того, как была определена база методической основы работы с детьми,выстроилась система, которая состоит из трё х этапов : подготовительный, исполнительский и рефлексивный.

На первом этапе, подготовительном,

*была изучена и проанализирована литература по теме;

*проведён педагогический мониторинг,

*подбрана детская художественная литература с иллюстрациями художников (В. Г. Сутеева, Е. И. Чарушина);

*проведено анкетирование родителей, направленное на выявление имеющегося опыта детей в проявлении их отношений к книге, восприятию иллюстраций, реакцию на увиденное, умение объяснять эмоции по отношению к окружающему миру; в том числе к домашним животным, животным зоопарка Лимпопо ;

* На основании данных анкет оборудован информационный стенд и определена перспективная работа с родителями:

* оборудована РППС группы.

СЛАЙД № 8 - На этапе исполнения разработан алгоритм деятельности, направленный на развитие эстетического вкуса и положительных эмоций,через ознакомление с художниками – иллюстраторами. В. Г. Сутеевым и Е. И. Чарушиным.

Слайд №9 - Система работы по данному алгоритму включала в себя использование различных технологий, форм организации детей и взаимодействие со специалистами ДОО, родителями и социумом.

В соответствии с ФГОС были включены в деятельность следующие технологии: технология проектной деятельности, ИКТ-технология, личностно-ориентированная технология, технология исследовательской деятельности, игровая и социо-игровая технологии, технология проблемного изучения.

Важно было грамотно организовать весь педагогический процесс, поэтому работа велась как на занятиях, так и в совместной деятельности. Были созданы условия и для самостоятельной деятельности детей. В РППС были включены различные книги, фотографии и игры разного характера,

В создании условий для развития эмоций и эстетического вкуса немаловажное значение играла скординированная совместная работа и специалистов (психолог, муз. руководитель, и родителей воспитанников, и общественных организаций (библиотека).

В результате сложилась система работы,построенная на общевоспитательной и продуктивной деятельности.

СЛАЙД №10- Удачной разработкой в определении коррекции, рефлексии эмоционального состояния детей группы при восприятии художественных произведений стал город «Солнечный», основой методики которого стало накопление эмоций (человечков) цвет каждого соответствовал цвету радуги и какой-либо эмоции. Каждый ребёнок в городе имел свой дом и после определённых форм организации, связанных с данной темой, мог пригласить человечка –эмоцию, которая соответствует его эмоциональному состоянию, настроению жить в свой дом. Анализ жильцов этих домов и города определил эмоциональное состояние группы при восприятии художественных произведений.

Красный-радость, оранжевый-удивление, желтый-гордость, зеленый -вина, голубой-обида, сидит -жадность, фиолетовый- грусть.

Город "Солнечный". Суть, основа -понять какие эмоции ребенок испытывает при восприятии произведений художников-иллюстраторов В. Г. Сутеева и Е. И. Чарушина. Определить поиск оптимальных методов и приемов для воспитания художественного вкуса и положительных эмоций с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Развитие самоконтроля детей за проявлениями эмоций с использованием материала "жителей города Солнечного". Совместно с детьми и родителями:

-выбрано название города,

-определены жильцы города, человечки -эмоции, различных цветов,

-изготовлен главный дом города Солнечного, где живут человечки -эмоции, и индивидуальные дома для каждого ребенка с фотографией.

При организации и проведении совместной деятельности по иллюстрациям В. Г. Сутеева и Е. И. Чарушина ребенок, по окончанию, заселял человечка-эмоцию к себе в дом, поясняя при этом свой выбор.

Во время проведенных занятий закреплялись знания детей, с опорой на личный опыт, по теме "развитие эстетического вкуса и положительных эмоций через знакомство с художниками-иллюстраторами В. Г. Сутеевым и Е. И. Чарушиным.

Во время итогового занятия

Конечный итог всей работы модно увидеть на диаграмме и следующих фото (начальный этап, промежуточный и конечный) в процентном отношении и.

СЛАЙД №11- на этапе рефлексивном дана оценка эффективности работы в соответствии с алгоритмом, что позволило обобщить полученный материал, определить перспективу дальнейшей деятельности.

СЛАЙД №12- Оценка эффективности работы осуществляется с помощью педагогического мониторинга. Показателем результативности выступают:

1)представления о художниках-иллюстраторах В. Г. Сутеева и Е. И. Чарушина и их деятельности;

2)проявление эмоционального отношения к литературным произведениям и выражение своего отношения к поступкам литературных персонажей ;

3)проявление этических чувств и положительных эмоций в совместной и самостоятельной деятельности.

Для сбора необходимой информации о воспитанниках использовались следующие методы: наблюдение за динамикой изменений в эмоциональной сфере и взаимоотношениях детей; беседы, проигрывание этюдов, создание педагогических ситуаций, рассматривание книжных иллюстраций и фотографий, творческие работы и т. д.

Результаты первичной диагностики показали, что только 33%(9) воспитанников оперируют понятием «иллюстрация», «художник – иллюстратор», а остальные слабо представляют, о чем идёт речь.

26%(7) детей эмоционально отзывчивы и общаются. Большая часть воспитанников имеет отрицательный, эмоционально-возбуждённый тон, неуверенность,агрессивность и практически безэмоционально относятся к художественной литературе.

Всего 33% (9) легко и непринужденно вступают во взаимоотношения. В группе высокий показатель конфликтности.

После проведённой работы стала видна положительная динамика.

Результаты повторной диагностики:

Основная масса детей 81%(22) может с уверенностью называть художников – иллюстраторов (В. Г. Сутеева и Е. И,Чарушина) и их произведения. Через иллюстрацию научились определять эмоциональное отношение героев, могут дать оценку их нравственного поведения.

20(74%) ребёнка достигли высокого уровня эмоциональной сферы, этических эмоциональных проявлений : научились различать эмоции других ребят, адекватно реагировать на поведение и высказывания других. Дети во время занятий приобрели чувства сорадования и сострадания, что замечено через передачу интонацией, мимикой и жестами.

У 85%(23) воспитанников отмечена положительная динамика в формировании социальных умений и навыков поведения: отзывчивость, дружелюбие, терпение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, потребность в проявлении творчества. Практически исчезли проявления агрессивности и конфликтные ситуации.

В ходе работы было успешно подтверждено, что рассматривание, обсуждение иллюстраций и фоторабот влияет на эмоциональное развитие детей. Важно систематически формировать основы эстетического вкуса и художественно-творческие способности детей. Сформированность этих качеств определяет эстетическую культуру человека, умение проявлять и позитивно реагировать, позитивно относиться к окружающей жизни, своему труду и труду других людей.

СЛАЙД № 13- За время работы по данной теме разработано:

Город «Солнечный»

РППС группы, способствующая художественно-эстетическому развитию воспитанников

библиотека художественных произведений иллюстраторов В. Г. Сутеева и Е. И. Чарушина.

комплекс конспектов занятий по данной теме

система планирования работы с родителями

картотека дидактических игр и игр малой подвижности по работе на развитие эстетического вкуса и положительных эмоций детей

книжки-малышки о домашних животных

СЛАЙД № 14 - В результате деятельности по данной теме:

Создана РППС с учётом гендерного и индивидуального подхода

Отмечена положительная динамика в эмоциональной сфере : дети отзывчивы, дружелюбны, заботливы; проявляют сопереживание, сорадование, сочувствие в процессе деятельности.

С интересом и желанием рассматривают и обсуждают иллюстрации, высказывают своё отношение к героям.

Родители проявляют активное участие в воспитании у детей художественно-эстетического вкуса и положительных эмоций.

Считаю, что поставленная в начале работы цель решена полностью. С учётом анализа данного опыта можно сделать вывод,что система проведённой работы оказалось эффективной и может быть использована другими педагогами в своей деятельности.

В дальнейшем (перспективы)

* Использовать новые формы работы для развития у воспитанников эстетических чувств и положительных эмоций

* Пополнять РППС пособиями, с более глубокой направленностью на индивидуальность воспитанников и положительную адаптацию к школе

*Создавать условия для развития у воспитанников волевых усилий в процессе деятельности

СЛАЙД №15 - Результаты детской деятельности представлены на данном слайде.

СЛАЙД №16- Свой положительный опыт по теме демонстрировала:

*на своём сайте (serova-tat.wixsite.com/vsad,

*на заседании круглого стола с родителями,

СЛАЙД №17 - На данном слайде представлен список используемой литературы.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

17_24j6j.ppt | 19831,5 Кб
 
Публикации по теме:

«Взаимосвязь детского экспериментирования и художественно — эстетического развития дошкольников».«Взаимосвязь детского экспериментирования и художественно — эстетического развития дошкольников». Опыт работы “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица Лучше один раз увидеть,.

Формирование художественно-эстетического вкуса у дошкольников посредством музыки П. И. ЧайковскогоФормирование художественно-эстетического вкуса у дошкольников посредством музыки П. И. Чайковского ТЕМАТИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ОСЕННЯЯ ПЕЧАЛЬ" В МУЗЫКЕ П. И. ЧАЙКОВСКОГО. Программное содержание: 1) Продолжать учить.

Формирование эстетического вкуса через реализацию предметно-пространственной среды Приоритетное направление моей работы - это художественно - эстетическое воспитание: во - первых: это приоритетное направление образовательной.

Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания Эстетическое воспитание занимает сегодня все более значительное место в процессе формирования личности: современный человек чаще общается.

Игра на развитие положительных эмоций детей старшего дошкольного возраста «Фея Динь Динь. Лес эмоций» Педагоги дошкольных образовательных организаций отмечают, что год от года у детей наблюдаются трудности в эмоциональной сфере. Современные.

Рисование — средство художественно — эстетического воспитания дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №61 «Соловушка» Выступление.

Реферат «Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 3–4 лет» .

Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников Рекомендация педагогам «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» Подготовила: Воспитатель МБДОУ №с 47 г.

Самоотчет «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» МБДОУ Д/С №9 Воспитатель 2-ой младшей группы «Солнышко» Савина Лилия Энверовна. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие.

Уголок художественно-эстетического развития в первой младшей группеУголок художественно-эстетического развития в первой младшей группе Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уголок художественно-эстетического развития нашей первой младшей группы. Для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с творчеством иллюстраторов как средство развития-художественно-эстетического вкуса, положительных эмоций
Опубликовано: 5 марта 2017 в 10:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД