Ознакомление с эмоциями детей с задержкой психического развития (из опыта работы)

Ольга Елисеева
Ознакомление с эмоциями детей с задержкой психического развития (из опыта работы)

Из опыта работы по ознакомлению с эмоциями детей с задержкой психического развития

«Учитесь властвовать собою…»

А. С. Пушкин

Развитию и коррекции эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Дефектологи, воспитатели и родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие и коррекцию интеллекта ребенка, забывая о его чувствах и эмоциях. Л. С. Выготский и А. В. Запорожец указывали на то, что только согласованное функционирование двух систем - эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение различных форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, и в конечном итоге определяют всю жизнь человека, его место в обществе. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. В дошкольном возрасте необходимо знакомиться с собственными эмоциями. Это дает возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами и, что самое главное, искажать общение с другими людьми. Для ребенка распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. Однако дети в дошкольном возрасте не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции и чувства. Поэтому важно привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека; обучать дошкольников выражению эмоций и их распознаванию. Детям с задержкой психического развития еще сложнее ориентироваться в мире эмоций и чувств. Это связано с их особенностями. У детей с ЗПР слабее развит познавательный интерес, бедный словарный запас, узкий кругозор. Они менее работоспособны, внимание чаще непроизвольное, неустойчивое. Особенности зрительного и слухового восприятия, мышления не позволяют им в полной мере дифференцировать свои эмоции и эмоции других людей. Слабость волевых усилий часто приводит к проявлению негативных эмоций. Поэтому актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы в ее единстве с интеллектуальной сферой, с учетом индивидуальных особенностей детей. Считаю, что формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны быть приоритетными направлениями в работе психолога с детьми с задержкой психического развития.

Для целенаправленной системной работы с детьми необходимо определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Основываясь на изучении работ психологов, обобщив свой опыт, пришла к выводу, что в дошкольном возрасте необходимо работать над следующими эмоциями: радость, грусть, страх, обида, гнев, вина, удивление. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица, пантомимике (выразительным движениям всего тела) и выражению эмоций в интонации, тембре голоса. Для изучения эмоциональной сферы ребенка использую следующие задания:

• Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (проводится индивидуально). Ребенку предлагаются карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, удивления, злости. Предъявляют их по одной, с вопросом «Какое это лицо?», «Какое у маски настроение?»

• Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции (проводится индивидуально).

Для изучения эмоциональной сферы ребенка использую метод наблюдения за детьми в различных видах деятельности. При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее поймет собеседника. По результатам диагностики пришла к выводу, что дети точнее определяют радость, веселье, злость. Затрудняются в определении грусти и страха. Возникают сложности в дифференциации эмоций страха и удивления. При направляющей роли взрослого, обращая внимание на положение рук, всего тела, дети начинают сопоставлять указанные эмоции. Из этого следует, что дети при определении эмоционального состояния людей, прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам).

Цель проводимой работы – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также развивать умение управлять своими чувствами и эмоциями.

Задачи:

• Дать детям знания о некоторых базовых эмоциях - радости, грусти, удивления, обиды, вины, страха, злости, используя разные каналы восприятия.

• Учить детей различать эмоции по схематическим изображениям, сравнивать.

• Помочь детям понимать собственное эмоциональное состояние.

• Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию.

• Обучить детей навыкам релаксации, саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.

• Повышать эмоциональную устойчивость ребенка, обсуждая и «проживая» ситуации, вызывающие разнообразные чувства.

Развивать коммуникативные умения.

Для решения поставленных задач использую следующие методы и приемы:

• Ритуал приветствия и прощания.

• Слушание песни или отрывка музыкального произведения соответствующего характера.

• Чтение отрывка из литературного произведения.

• Изображение эмоций различными изобразительными способами (нарисовать, дорисовать, вылепить, выложить из деталей).

• Проигрывание этюдов.

• Игры и упражнения с использованием интонации, тембра.

• Рассматривание фотографий, пиктограмм, сюжетных картинок с непрорисованным лицом.

• Выкладывание эмоций из кубиков и плоскостных деталей.

• Использование лото.

• Анализ заданных ситуаций.

• Рассказы психолога и рассказы детей.

• Упражнения подражательного и творческого характера на мышечную релаксацию.

Учитывая особенности детей с ЗПР, занятия по ознакомлению эмоциями строятся по определенному алгоритму. В процессе занятий задействованы зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный каналы восприятия, что облегчает усвоение предложенного материала. Приемы и количество упражнений, заданий можно варьировать в зависимости от состава подгруппы, возраста и индивидуальных особенностей детей.

Алгоритм занятий на примере знакомства с чувством радости.

Занятие №1 Радость.

• Ритуал приветствия. Дети здороваются друг с другом разными, знакомыми им способами.

• Чтение рассказа «А просто так». Обсуждение настроения песика и лисенка.

• Слушание песни «Вместе весело шагать». Какое настроение было у вас, когда слушали песню? Что хочется делать под эту музыку?

• Рассматривание веселой картинки (нелепицы). Что вас развеселило? Почему стало весело?

• Игра «Солнечный зайчик». Снятие напряжения мышц лица.

• Рассматривание фотографий, на которых изображено чувство радости.

• Игра «Фотограф». Дети на «фотографии» изображают радостное настроение.

Занятие №2 Радость

• Слушание песни «Чунга-Чанга». О чем вы думали, когда слушали песню? Что чувствовали? Что хочется делать под эту песню?

• Рассматривание пиктограммы «радость». Каждому ребенку раздается пиктограмма.

• Упражнение «Зеркало». Детям предлагается посмотреть в зеркало и порадоваться.

• Определение что такое радость? Это веселое чувство, когда хочется смеяться, хлопать в ладоши, танцевать.

• Закончи предложение: «Я радуюсь, когда…», «Мама (папа) радуется, когда…», «Кошка (собака) радуется, когда…».

• Нарисуем (вылепим) веселое лицо.

Занятие №3 Радость

• Рассматривание картинки «Веселый клоун». Какие у клоуна глаза, ротик, брови? Почему он такой веселый?

• Складывание лица веселого человечка из кубиков. Почему твой человечек веселый, чему он радуется?

• Игра «Море волнуется раз…» Изобразить фигуру радости.

«Мне подарили игрушку». Учимся интонационно передавать чувство радости.

«Что забыл нарисовать художник?» Определить настроение дорисовать (вылепить) лицо.

• Игра «Обезьянки». Копирование мимики, пантомимики чувства радости.

Занятие №4 Радость

• Рассматривание сюжетных картинок, на которых изображено чувство радости. Чему радуются люди?

• Этюд «Радостная встреча» (с мамой, бабушкой, другом).

• Рассматривание картинок из лото «Азбука настроения». Обсуждение чему радуются кошка, рыбка, мышка, птичка. Покажи, как они радуются.

• Игра «Четвертый лишний». Выбрать картинку, которая не подходит к заданной пиктограмме.

«Превращение в волшебников». Пожелания, чтобы все люди были веселыми и радостными.

• Создание галереи детских рисунков «Как мне было весело».

Учебно-тематическое планирование

Тема занятия Количество занятий

Радость 4

Грусть 2

Удивление 2

Обида 2

Вина 2

Страх 4

Злость 2

Закрепление знаний об эмоциях 4

Всего: 22

Педагог-психолог ГБДОУ №58 Елисеева О. А.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Развитие творческой активности детей посредством театрализованной деятельности Большое внимание я уделяла развитию эмоций, так как именно расширение эмоциональной сферы является одним из направлений работы по развитию.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Ознакомление с эмоциями детей с задержкой психического развития (из опыта работы)
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 19:57
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...