Пальчики учат говорить

Светлана Красильникова
Пальчики учат говорить

Пальчики учат говорить.

                                                 С. М. Красильникова

                                          МБДОУ ДС № 84, Челябинск.

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений сталкиваются с проблемой развития речи детей раннего возраста. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать мелкую моторику рук, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.

Во время совместной деятельности нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к играм и упражнениям. Главное, чтобы данная деятельность приносила детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Работая в  дошкольном учреждении компенсирующего вида № 84, мы обнаружили следующую закономерность: если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, а если же развитие движения пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому при планировании совместной деятельности мы используем игры с пальчиками ; Детям очень нравятся массаж пальчиков:

- поглаживание кисти рук;

- растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности;

- легкое надавливание на верхнюю фалангу пальчика;

- растирание по кругу от кончика к ладошке;

- взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.

Под каждую пальчиковую гимнастику мы подбираем отдельную потешку.

Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как рисование и раскрашивание карандашами (фломастеры не требуют никаких усилий и недостаточно развивают мышцы пальцев,  составление аппликаций, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. Многие мамы не доверяют ребенку ножницы, но если в кольца ножниц просунуть свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигуры, получится хорошая тренировка для руки. Очень полезно детям лепить из пластилина.

В своих играх используем вещи, игрушки с различными застёжками, кнопками, молниями, пуговицами, липучками, которые пришиты к мягким игрушкам. Дети любят заниматься в зоне «Сухих бассейнов», рисуя пальчиками по манке и песку, они не только разрабатывают моторику, но и развивают фантазию, воображение, ориентировку в пространстве.

Для  достижения целей своей работы мы активно привлекаем родителей детей. Именно сотрудничество воспитателя  и родителей непременно приведет к успеху.   Семья была и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Публикации по теме:

Песня — переделка ко Дню воспитателя.Песня — переделка ко Дню воспитателя. Обожаю эту мелодию! Раздаю слова - поем все вместе! Итак. "Московские окна" 1. Только утро в город наш придёт, В детский сад уже идёт.

Пуговки, застежки, стежки и пристежки.Пуговки, застежки, стежки и пристежки. Много можно говорить о пользе развития мелкой моторики рук. Но об этом знает каждый. Я хочу поделиться некоторыми идеями, которые использую.

Библиотека изображений:
  • Мебель, интерьер
  • Этикет
  • Овощи
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пальчики учат говорить
Опубликовано: 8 февраля 2012 в 15:41
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...