Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

Зоя Мухрова
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития моторики рук вашего ребенка.

Пассивная гимнастика для пальцев рук

Массаж кистей рук

Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию.

При поглаживании кисть без напряжения с выпрямленными и сомкнутыми пальцами и, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). С поглаживания начинают и поглаживанием заканчивают сеанс массажа. Поглаживание проводят медленно, плавно.

Растирание выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев. При выполнении приема растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Помните, что в нашем случае растирание должно быть легким.

Вибрация заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиков полусогнутых пальцев. Можно выполнять этот прием вибромассажером.

Массаж лучше выполнять одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку.

Упражнения

Пассивные движения выполняются взрослым с большой амплитудой движений, не допуская неприятных ощущений у ребенка, в медленном темпе. Во время пассивных упражнений необходимо ласково обращаться к ребенку, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Упражнение 1.

Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует ее в лучезапястном суставе, другой рукой приподнимает вверх до максимального положения поочередно каждый палец.

Упражнение 2.

Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Придерживая ее одной рукой, другой рукой взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.

Упражнение 3.

Рука ребенка согнута в локтевом суставе, локоть опирается на стол. Рука ребенка фиксируется взрослым также в лучезапястном суставе. Свободной рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.

Активная гимнастика для развития мелкой моторики

Вот какие разные!

В руку ребенка поочереди вкладывают различные предметы: кусочек меха, кожи, грубого полотна, атласную ленточку, шелковый платок, поролоновую губку для мытья посуды (новую) и т. д. Дождитесь, пока ребенок схватит предмет. Ребенок обхватывает вложенный в его ладонь предмет и удерживает некоторое время. Все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребенка.

Сожми и пощупай!

Для игры необходимы твердые и мягкие шарики (можно использовать мячики для пинг-понга) и валики длиной 7-8 см и диаметром 1,5 см (толстые карандаши, фломастеры. Ручки, обернутые различной тканью. Взрослый вкладывает шарик в середину ладони правой, а затем левой руки ребенка. Валики кладутся поперек ладони, большой палец отводится. В первый момент необходимо придерживать предмет в ладони ребенка, побуждая его к более сильному рефлекторному схватыванию и удерживанию руками. За одно занятие вложить поочередно 3-5 предметов в каждую руку, чтобы он мог ощутить их свойства (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость и т. д.).

Силач!

Для игры понадобятся резиновые игрушки. Очень удачна игрушка-ежик. Ее резиновые иголки воздействуют как массажер. Предлагается сжимать игрушки сначала двумя руками, затем одной.

Шнуровки!

Шнуровки продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т. д. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др.

Рисуем пальцами!

Сейчас в продаже можно встретить специальные краски для рисования пальцами. Рисовать сначала прямые линии, затем геометрические фигуры, простейшие узоры.

Волшебный поднос!

На яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу. Провести пальцем ребенка по крупе. Показать как нарисовать волны, круг, квадрат, солнышко, лодку, домик, цветок, буквы, цифры.

Золушка!

Игра проводится только под присмотром взрослого. В миске смешивают белую и цветную фасоль. В другие миски ребенок сортирует крупу.

Предлагаются следующие игры-занятия: на слое пластилина горошинами выкладываются разные узоры или картинки, выкладывание узоров из счетных палочек, лепка из пластилина или соленого теста.

Публикации по теме:

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук Дорогие родители! Развитие тонкой моторики рук имеет огромное значение для развития речи детей. Дело в том, что в головном мозге человека.

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка
Опубликовано: 27 декабря 2013 в 12:01
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Мастер-класс «Символ года. Петушок»
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Петушок пускай примчится, В двери клювом постучится, Много счастья принесет, Чтоб хватило на...
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....