«Пальцы помогают говорить». Методическая разработка в помощь логопедам

Надежда Лазарева
«Пальцы помогают говорить». Методическая разработка в помощь логопедам

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения нервной системы. В чем причина задержки речи? Если понаблюдать за таким ребенком, то обнаружится, что движения малыша, а в особенности пальцев его рук, скованы, неточные. Ученые – физиологи доказали, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Почему? Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находится в непосредственной близости, и оказывают друг на друга влияние. Таким образом, кисть руки – второй центр речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтероз писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина, рвать на мелкие кусочки газету. Важно чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи, с детьми первых лет жизни провели такой опыт: попросили показать ребенка один пальчик, два, три (сделай вот так, показываем, как надо сделать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.

При исследовании двигательной функции руки, ученые установили, что детям (после трех лет) доступны позы пальцев: гусь, коза, ножницы, кольцо. Дети (после пяти лет) могут изобразить: ладонь, кулак, ребро. Если ребенок затрудняется, то наблюдаются нарушения. В чем заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, вскриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикулярной речью. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев, как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Уже с шести-семи месяцев детям полезно делать массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. С десяти месячного возраста следует давать ребенку сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить: мозаику, всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешек («Лего», «Шнуровки») и т. д.

• Наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры руки);

• Наборы колец различной величины, для нанизывания их на стержень;

• Цветные клубочки ниток для перематывания;

• Пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;

• Наборы веревочек различной величины, для завязывания и развязывания узелков;

• Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия;

• Пластмассовые или деревянные палочки.

Хорошим средством для развития движения пальцев является игра в «Пальчиковый театр» для детей полутора лет. Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

Упражнения первого комплекса.

1. Ладони на столе (на счет раз-два пальцы врозь-вместе)

2. Ладошка, кулачок, ребро.

3. Пальчики здороваются (на счет раз-два-три-четыре-пять соединяются большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

4. Человечек.

5. Дети бегут на перегонки.

Потешка «пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Воспитатель показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему; прикасается кончиком большого пальца к кончикам остальных пальцев начиная с указательного.

Упражнения второго комплекса.

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой)

2. Козлята (то же упражнение, но обеими руками)

3. Очки (образовать два кружка с большого и указательного пальцев)

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе)

6. Потешка «Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка … кожура!

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь, кто куда!

Воспитатель и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки.

Упражнения третьего комплекса.

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)

2. Гнездо (соединить руки в виде чаши)

3. Птички (большой палец поочередно соединяется с остальными)

4. Цветок (также как гнездо, но пальцы разъединить)

5. Корни растений (прижать руки тыльной стороной друг к другу)

Игра – потешка «Этот-пальчик»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их.

Упражнения четвертого комплекса.

1. Пчела (указательным правой, левой руки вращать вокруг)

2. Пчелы (тоже упражнение выполняется обеими руками)

3. Лодочки (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу)

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)

Игра – потешка «Этот-пальчик»

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик – прикорнул,

Этот уж совсем уснул,

Тише пальчик не шуми,

Братиков не разбуди …

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Воспитатель и дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

Упражнения пятого комплекса.

1. Замок (на счет раз – ладони вместе, на счет два – пальцы соединяются в замок)

2. Лиса и заяц (лиса крадется – все пальцы медленно шагают по столу вперед, заяц убегает – перебирая двумя пальцами)

3. Паук (согнутые пальцы, медленно передвигаются по столу)

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)

Игра – потешка «Ну-ка братцы, за работу!»

Ну-ка братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому дрова рубить.

Печи все – все тебе топить

А тебе воду носить.

А тебе обед варить.

А мальчишке – песни петь,

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

Воспитатель и дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

Ритмичные движения пальцев очень нравятся детям. С помощью пальцев можно даже разговаривать с детьми. Игры пальцами заразительны. Наблюдайте за ребенком, и вы увидите, что они тоже получают от этого удовольствие. У игр пальцами и другие преимущества. Например, они помогают в обучении таким понятиям, как вниз и вверх, а также понятием числа и т. д. Они помогают развивать чувство ритма, воображение, но главным образом такие игры развивают мелкую мускулатуру пальцев рук ребенка и способствуют скорейшему речевому развитию.

Публикации по теме:

«Пальцы помогают говорить». Косультация для родителей Пальцы помогают говорить Почему у детей задержка в речевом развитии, хотя они здоровы, у них нет нарушения слуха или поражение нервной.

Кружковая работа в 1 младшей группеКружковая работа в 1 младшей группе В своём портфолио я поместила мои разработки основанные на личном опыте, которые помогают мне в работе с детьми 2-3х лет и, надеюсь, помогут.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Транспорт
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
«Пальцы помогают говорить». Методическая разработка в помощь логопедам
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 13:38
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
«Помощники леса» конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение...
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Вот и наступил...
«Зимний пейзаж». Картина из шерсти
Приветствую всех гостей моей странички. Я совсем недавно уже рассказывала о живописи шерстью. Сходив на мастер-класс и получив результат, решила , что...