МААМ-картинки

Памятка для педагогов по преодолению конфликтов у дошкольников.

Ольга Новоселова
Памятка для педагогов по преодолению конфликтов у дошкольников.

Памятка для педагогов по преодолению конфликтов у дошкольников

1. Чтобы преодолеть конфликт, вовремя замечайте «сигналы конфликта» у детей:

- стычки между воспитанниками;

- нарушения дисциплины;

- обзывания;

- нарушения правил в играх;

- отчуждение ребенка от группы детей;

- затянувшееся выяснение отношений.

Публикация «Памятка для педагогов по преодолению конфликтов у дошкольников,» размещена в разделах

2. Используйте методы профилактики конфликтов :

- сюжетно-ролевая игра;

- обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий;

- беседы;

- коммуникативные игры.

3. Внедряйте в практику стратегию преодоления конфликтов :

Шаг № 1: Проясните конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон. Оцените обстоятельства, мотивы детей, выясните причину конфликта (что привело к конфликту).

Шаг № 2: Работайте с чувствами детей (техника активного слушания). Определите, назовите чувства детей.

Шаг № 3: Совместно формулируйте возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений).

Шаг № 4: Выберите лучший вариант, детализируйте решение.

Шаг № 5: Помогите детям выполнить решение, если нужно - осуществите проверку.

4. Используйте технику активного слушания:

- обязательно повернитесь к ребенку лицом;

- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;

- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось…», «он тебя толкнул и тебе очень больно…», «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить…»;

- в беседе с ребенком держите паузу;

- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;

- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.

5. Используйте технику позитивных сообщений.

Примерная схема:

1) Когда ты (описание произведенного действия ребенка).

2) Может случиться, что (описание возможного результата).

3) Лучше (предложение альтернативного варианта поведения).

6. Сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.

По материалам из книги Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников : Пособие для практических работников ДОУ. - М. : Айрис-пресс, 2005.

Памятки- рекомендации для школьников по преодолению конфликтов с педагогами.

Ребенку необходимо научиться разрешать конфликты, и кто-то должен ему показать, как это делать цивилизованным путем.

Предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации – это наиболее оптимальный для обеих сторон вариант выхода из ситуации.

На первой, конструктивной стадии необходимо разобрать конфликтную ситуацию вместе с ребенком. Необходимо вместе с ребенком ответить на такие вопросы как «Почему?» и «Зачем?».

Попросите ребенка вспомнить, когда он впервые почувствовал неприязнь к учителю.

Как развивалась ситуация.

Будьте внимательны к деталям.

Предлагайте свои версии, задавайте наводящие вопросы, если ребенок зайдет в тупик. (К примеру, «А может, тебе тяжело спокойно сидеть на уроке после физкультуры, а ее это раздражает? А когда она начинает кричать на тебя?»).

Стоит подвести ребенка к выводу: ни у тебя, ни у учителя нет злого умысла, нет тяги к взаимному уничтожению. Просто вы в чем-то не понимаете друг друга и не можете договориться.

Если вы не сможете в этом разговоре найти единственно верное решение - не беда. Очень важны его «побочные эффекты» : ребенок учится ставить себя на место другого, смотреть на ситуацию со стороны; ребенок понимает, что вы его поддерживаете; ребенок выразил свои негативные эмоции и почувствовал себя раскрепощенным.

В завершении разговора наметьте план дальнейших действий. Предложения могут исходить как от вас, так и от ребенка.

Вариантов много:

• воздержаться от того, что, по-видимому, нервирует Марию Ивановну;

• игнорировать ситуацию, конфликт;

• попросить прощения у Марии Ивановны;

• не создавать «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём;

• не унижать и не оскорблять другого человека, чтобы не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаяньем;

• возможно, ребенок будет согласен на визит родителя в школу. Если ребенок не хочет, чтобы об этом узнали одноклассники, выполните его просьбу - придите в школу после уроков, общайтесь с учителем наедине.

Старайтесь быть максимально спокойным и беспристрастным. Как и с ребенком, попытайтесь приступить к поиску конструктивного решения после того, как учитель выплеснет свои эмоции.

Пять правил дипломатии

От того, как вы будете себя вести при встрече, зависит, наладятся ли отношения с учительницей или зайдут в тупик. Действуй правильно, ведь это в ваших интересах!

Перед встречей запиши в блокнот вопросы, которые вы хотели бы задать и не стесняйся пользоваться «шпаргалкой» – учительница увидит, что вы пришли не ругаться, а решать проблему, и вы легко придете к конструктивному решению.

Выдели время и пообщайся с педагогом лично, а не по телефону.

Прежде, чем начать разговор, даже самый неприятный, найди повод похвалить учительницу, скажи, что она сегодня прекрасно выглядит, ты восхищаешься ее педагогическими навыками, а только после этого переходи к сути вопроса.

Расскажите педагогу о своих переживаниях, связанных с учебным процессом и спросите ее совета.

Дайте учительнице высказаться, не перебивай ее и не вступай в конфликт.

Итак, конфликт с учителем – серьезная проблема, которая требует вмешательства родителей, тщательного анализа ситуации и, возможно, консультации специалистов для всех сторон.

Что должны делать родители, если у их ребенка конфликт с учителем?

В первую очередь, им нужно использовать эту ситуацию, что научить ребенка разрешать конфликты самостоятельно. Нужно выслушать ваше чадо, не перебивая и не комментируя, не оценивая. Затем обсудите с ним ситуация, проанализируйте ее спокойно, не занимаясь поисками правых и виноватых. После этого пообщайтесь с учителем, узнайте его точку зрения и выскажите свое мнение. Можно поговорить и втроем, чтобы ребенок не молчал, а обсуждал случившееся с вами на равных.

Чаще всего эти шаги помогут вам разрешить конфликт. Но бывает и так, что он зашел очень далеко, и тогда вам не обойтись без помощи психолога. Увы, в наших школах не всегда учителя соответствуют тому, чем называются, среди них встречаются явные садисты, истерики и тираны. Если это ваш случай – поспешите перевести ребенка в другую школу. Однако, когда в каждой новой школе у ребенка появляется враг, это повод задуматься о том, что не так в вашей семье.

Памятки - для педагогов - по преодолению конфликтов со школьниками.

При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи, при ком сказать и зачем сказать.

Не следует вести диалог учителя с учениками на командно-административном уровне.

Диалог не должен содержать набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. В противном случае, к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями.

При разговоре с учеником по поводу его поступка учителю уместно проявить искренний интерес к личности ребенка;

Не следует торопиться дать оценку поступку и выражать свое возмущение, негодование по поводу поведения ребенка;

Не следует угрожать наказанием, упрекать за непослушание. В этом случае ученик займет оборонительную позицию по отношению к учителю, (закроется) для общения или ответит грубостью, а общение сведется к обмену словесными ударами.

Оценивая результаты учёбы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.

Когда же учитель видит не только ученика, нарушившего дисциплину, совершившего плохой поступок, но и ребенка, попавшего в беду, которому грозят наказание, и проявит сочувствие, желание помочь, выражает огорчение и сожаление о случившемся, то тем самым создается определенный эмоциональный фон, который объединяет разговаривающих общими переживаниями, сближает их позиции в общении.

Необходимо постараться называть ученика по имени, даже тогда, когда учитель сердит на него. Это придаст обращению к ученику ласково-требовательный характер, объединит с ним. Следует учитывать, что именно подростки не так уж часто слышат свое имя, в школе к ним чаще обращаются по фамилии. Да и сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга кличками, полуименами.

Нельзя упрекать ученика, особенно подростка, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестер – этого ученики не прощают учителям.

Важным средством предупреждения и успешного разрешения конфликтов может быть прием «возврат эмоций». Освоение своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти за пределы собственных эмоций (что не так легко и просто) и откликнуться на переживания ребенка.

Для разрешения конфликта, когда отношения между учителем и учеником принимают характер противостояния, иногда приглашают «третьего».

При выборе третьей стороны следует учесть, что он должен иметь возможность включиться в разрешение ситуации не по служебной обязанности. Он должен иметь и искреннее желание помочь ученику и глубоко понять причины конфликта. Таким «третьим» могут быть и родители, и кто-то из учителей или сверстников. Главное, чтобы этот самый «третий» был значимым для конфликтующего ученика человеком.

Никогда не отвечать «вызовом на вызов», переходя на личные оскорбления учащихся словами или делами.

Следить за манерой разговора с подростками. Важно относиться к учащимся, как к взрослеющим людям, вести диалоги с ними с позиций «взрослый – взрослый», (учитывая возрастные особенности, особенно при конфликтных ситуациях, а не из наших ролей «ученик» и «учитель». При таком подходе в большинстве случаев не только находятся компромиссные решения в конфликтах, но и воспитывается личность учащегося.

Если противостояние случается на уроке и принимает явный эмоциональный накал, предлагается оформить свои претензии в письменном виде и огласить их к обсуждению в иное точно назначенное время.

Необходимо использовать метод разъяснения правильности тех или иных правил и объективности принимаемых решений. Часто подросткам просто необходимо объяснять, почему нужно то или иное правило и что получится, если его не исполнять.

Суметь вовремя замолчать, если видишь, что подросток понимает нелепость своих претензий, но не может остановиться в силу боязни показаться «хлюпиком» и «слабаком» перед одноклассниками.

Для эффективного взаимодействия учителя и ученика нужны такие качества как:

- способность осознавать свои действия и поступки (рефлексивность);

- сопереживание (эмпатия);

- справедливость;

- способность к сотрудничеству;

- доброжелательность;

- терпение;

- вежливость.

Публикации по теме:

Памятки-рекомендации для школьников по преодолению конфликтов с педагогами Памятки- рекомендации для школьников по преодолению конфликтов с педагогами Ребенку необходимо научиться разрешать конфликты, и кто-то должен.

Перспективный план взаимодействия с семьей в ходе проекта «Наши любимые книги», на 2012–2013 год Возрастная группа: старшая Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для педагогов по преодолению конфликтов у дошкольников.
Опубликовано: 19 ноября 2012 в 23:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД