Памятка для родителей «От предложения — к звуку»

Ольга Исаева
Памятка для родителей «От предложения — к звуку»

Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Предлагаю вспомнить основные понятия, используемые в работе с детьми.

Все, что мы говорим, читаем, пишем – РЕЧЬ.

Речь бывает устная и письменная.

Состоит наша речь из предложений.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из слогов.

Слоги состоят из звуков.

Звук речи - то, что мы слышим и произносим.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Буква - это знак, обозначающий звук или несколько звуков.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

В русском языке шесть гласных звуков: [А, У, О, И, Э, Ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять

А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам, Я, Ю, Е, Ё (йотированные, которые обозначают два звука: (Я - [ЙА], Ю - [ЙУ], Е - [ЙЭ], Ё - [ЙО])

Согласные звуки - звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду (губы, язык, зубы).

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяется ладошкой, приложенной к горлышку:

• глухие согласные звуки - голосовые связки не работают ("горлышко не дрожит") состоят из шума: К, П, С, Т, Ф, X и их мягкие пары, Ц, Ч, Ш, Щ;

• звонкие согласные звуки - голосовые связки работают ("горлышко дрожит") состоят из голоса и шума: Б, В, Г, Д, Л, М, Н, Р,3 и их мягкие пары, Ж, Й.

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, 3, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, С, СЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ;

• всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц

• всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.

Последовательность звукового анализа

1. Произнеси слово и послушай его.

2. Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове?

3. Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно.

Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий, звонкий или глухой)

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Произнеси слово так, чтобы выделить второй звук в слове, назови его отдельно.

Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий, звонкий или глухой)

6. Обозначь выделенный звук фишкой.

7. Произнеси слово так, чтобы выделить третий звук в слове, назови его отдельно и т. д.

8. Произнеси слово по фишкам.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по предмету «Абвгдейка» «Звуки русского языка. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные. Графическое обозначение.

Презентация «Круглый стол педагогов детского сада и школы по проблеме преемственности» В данной презентации представлен материал по работе со школой в вопросах преемственности. Рассмотрены вопросы мотивации детей к обучению.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Лексика
  • Лексика
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Памятка для родителей «От предложения — к звуку»
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 21:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию в смешанной технике: печать листьями и оттиск смятой...
Воспитатель: Ребята, хочу загадать вам загадку. Вот послушайте. Загадка: Словно гроздья винограда, На кустах цветы цветут, И лиловым своим цветом, Лето...
Фоторепортаж «Самая крупная кувшинка в мире».
В публикации «С Международным Днём цветка» я рассказала о цветах – символах в разных странах. Эту тему я хотела бы продолжить и рассказать о самой...
Спортивно-музыкальное развлечение для детей старшей группы «Мамы в гости к нам пришли».
Цель : продолжать учить детей выразительному чтению стихов; учить элементам театрализованной деятельности; воспитывать уважительное отношение к взрослым,...
Проект «Звезда по имени Солнце»
Автор проекта: Сутырина Елена Ивановна – воспитатель МДОУ ЦРР Детский сад №127 «Чайка» Интеграция образовательных областей :...
Маркеры игрового пространства.
Доброго всем время суток, дорогие коллеги. Сегодня мы хотим вам рассказать о использовании маркеров игрового пространства для сюжетной игры детей среднего...