Получи документы

Памятка для воспитателей «Технология сотрудничества»

Татьяна Арефьева
Памятка для воспитателей «Технология сотрудничества»

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

МЛАДШАЯ ГРУППА

1) Занятия по организации начальных форм сотрудничества проводятся, начиная со второй половины учебного года.

2) Совместную деятельность лучше всего осваивать во время продуктивной деятельности и занятий по сенсорному воспитанию.

3) Состав микрогрупп – пары, обучение диалогу двух партнеров.

4) Для работы берется знакомый материал, с которым ранее дети действовали индивидуально – т. е. материал для закрепления и повторения.

5) Первоначальные 4-6 занятий состоят из 3-х частей:

Публикация «Памятка для воспитателей „Технология сотрудничества“» размещена в разделах

Первая часть:

• демонстрация образца нормативных способов сотрудничества через инсценировку взаимодействия кукольных персонажей, а также кооперации двух взрослых, взрослого и ребенка, двух детей.

• На каждом занятии демонстрируется какой-либо один способ сотрудничества -либо по роли (при этом каждый из партнеров попеременно выступает то в роли «контролера», то в роли «исполнителя», либо по правилу. В процессе выполнения совместной работы ее участники вежливо обращаются друг к другу, учитывают пожелания товарища, уступая ему более привлекательную роль и т. п.

• После демонстрации образца взрослый спрашивает у детей, хотят ли они также поиграть с кем-нибудь из товарищей.

Вторая часть:

• объединение детей в диады для совместного выполнения задания.

• ребенок может выбирать сверстника по своему желанию.

• После этого каждой паре детей предлагается пройти к столику и договориться, как они будут работать вместе.

Третья часть :

• Детям предоставляются либо маски, либо небольшие игрушки в точном соответствии с теми героями, которые использовались при демонстрации способов сотрудничества в 1 части занятия.

• Взрослый помогает выбрать игрушку или маску и предлагает вспомнить, как куклы (зверюшки) договаривались друг с другом, что делал каждый персонаж.

• работа проводится с каждой парой детей в отдельности.

• взрослый вмешивается в дальнейшую работу пары только в тех случаях, когда возникающие разногласия могут привести к разрушению кооперации. Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия. Возникающие конфликтные ситуации обсуждается только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников.

• На данном этапе взаимодействие детей является очень непродолжительным по времени. Часть детей могут покинуть занятие до его завершения, часть, выполнив задание, предлагают своему партнеру повторить его еще раз или выбирают другого сверстника для совместной работы. В обоих случаях пожелания детей учитываются.

6) Следующие занятия (не менее 10 занятий) имеют другую структуру:

Первая часть:

• вербальное обозначение взрослым ситуации занятия

• напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности,

• обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания.

Вторая часть:

• образование диад по желанию;

• помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров

Третья часть:

• самостоятельное распределение обязанностей в диаде, разделение операций,

• совместное выполнение задания,

• помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий

Четвертая часть:

• Педагог организовывает выставку детских работ, обращает внимание детей на работы сверстников, предлагает рассмотреть их, сравнить со своими, давая при этом образец доброжелательной конструктивной оценки

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1) В работе можно использовать новый материал

2) Совместную деятельность лучше всего организовывать во время продуктивной деятельности на материале ознакомления с природой 3) состав подгрупп – 3-4 человека

4) Каждое последующее занятие усложняется по содержанию работы

5) Первые 5 занятий:

- тема работы задается взрослым (например, «Аппликация «Осенний ковер»)

- ведущая роль в планировании совместной работы остается за взрослым

- состав подгрупп – 3 человека

- структура занятий:

Первая часть:

• создание положительного эмоционального настроя перед совместной работой (беседа по теме работы с использованием стихотворений, музыки, иллюстраций и т. п. им

Вторая часть:

• объединение детей в подгруппы

• помощь взрослого в планировании совместной работы

• реализация детьми коллективного замысла продукта.

Третья часть:

• анализ и оценка продуктов совместной творческой деятельности.

• взрослый особо выделяет оригинальные находки в каждой композиции.

6) Последующие занятия (не менее 4-х занятий) :

- состав подгрупп увеличивается до 4-х человек

- тематика работ становится более общей (например, «Метель»)

- этапы занятия сохраняются те же, что и на предыдущих занятиях

- детям предоставляется больше самостоятельности в выборе материалов и в планировании работы

СТАРШАЯ ГРУППА

Ребенок 5-6 лет способен самостоятельно предложить план общего дела и договориться о распределении обязанностей.

1) Совместную деятельность можно организовывать в продуктивной, физической, познавательной деятельности

2) Состав подгрупп может быть 4-5 человек

3) Общий характер заданий (например, «Нарисовать красивый лес»)

4) Перед началом каждой совместной работы педагог подчеркивает зависимость общего результата от качества работы каждого

(например, при выполнении коллективного рисунка улицы: «Наша улица будет красивой, нарядной, если каждый дом будет радовать своим видом, если он будет ровным, аккуратно покрашенным.»

5) Помощь педагога:

- в ведении спора и выхода из конфликтной ситуации

-в организации работы только тем, кто не может договориться и найти свое место в общем деле

6) Вводится распределение работы между участниками подгруппы

(например, «Сегодня мы с вами будем лепить посуду для кукол. Но как сделать, чтобы у нас были и чашки, и блюдца, и сахарницы, и другая посуда? Давайте будем лепить вот так: за каждым из столов (за одним столом сидят четыре-пять человек) должно быть вылеплено по сервизу» - таким образом, перед детьми ставится задача распределения работы (кто какой предмет будет лепить).

• В 1-ый раз – педагог проводит подробное совместное обсуждение, распределение обязанностей, демонстрирует способы согласования мнений

• В последующих случаях дети пробуют самостоятельно

7) Во 2-ой половине учебного года педагог вводит ответственность за то, что участник группы может подвести всю группу

(например, «Если кто-либо не постарается, он подведет всю группу»).

НО, не осуждая работу конкретного ребенка

(например, перед началом очередной работы подойти к ребенку и спокойно, но настойчиво сказать: «Коля, ты должен больше стараться. На прошлом занятии ты невнимательно слушал мое объяснение и допустил ошибку»

8) Во 2-ой половине учебного года можно вводить задания типа: «Вылепить композицию к сказке (к эпизоду сказки)».

9) Если во время совместной работы кто-то из детей раньше закончил выполнять свою часть работы, педагог может предложить ему дополнительное задание в рамках групповой работы

(например, «вылепи дерево для полянки»)

10) В течение всего года педагог осуществляет постоянный контроль за тем, все ли дети принимают участие в обсуждении замысла, плана работы и вовлекает пассивных детей.

11) В ходе работы допускается некардинальное изменение замысла.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Дети 6-7 лет могут самостоятельно продумать тему, сюжет, композицию; спланировать действия, распределить роли в группе.

1) Совместную деятельность можно организовывать во всех видах деятельности (образовательная, трудовая, музыкальная, продуктивная и т. д.)

2) Совместную деятельность можно использовать при изучении новой темы, при освоении нового способа деятельности

3) В совместной деятельности возможна интегративная деятельность

(например, сначала выполнить коллективный рисунок, затем составить по нему коллективный рассказ)

4) Состав подгрупп может быть 4-6 человек

5) Общий характер заданий (например, «Нарисовать красивый лес»)

6) Способ сотрудничества зависит от программного материала

7) Перед началом каждой совместной работы педагог подчеркивает зависимость общего результата от качества работы каждого

8) Практикуется ответственность за то, что участник группы может подвести всю группу

9) Педагог осуществляет постоянный контроль за тем, все ли дети принимают участие в обсуждении замысла, плана работы и вовлекает пассивных детей

10) В конце коллективной работы обязательно проводится выставка работ с взаимооценкой и самооценкой

11) После выполнения коллективной работы педагог может предложить подгруппе рассказать о том, как они работали:

- «Как вы договорились?»

- «Что вы сделали потом?»

- «Как вы вышли из этого положения?»

- и т. п.

12) Для формирования навыков сотрудничества необходимо вводить в игру детей следующие приемы:

- в игре взрослого с ребенком взрослый показывает ребенку образцы взаимодействия на правах равного партнера;

- введение в игру детей - «болельщиков»;

- введение в коллективную игру «управляющего» (одного из детей, который «дирижировал» бы игрой остальных участников и тем самым учился одновременно учитывать позиции всех играющих;

- введение в игру двух «управляющих» с взаимно противоположными позициями таким образом, чтобы в течение всей игры они должны были учиться удерживать общую задачу, сохраняя при этом соревновательные отношения;

- игра, в которой ребенок исполняет одновременно две роли с взаимно противоположными интересами, благодаря чему у него формируется умение одновременно рассматривать ситуацию с разных сторон.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. ’Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста’ - Москва: ’Просвещение’, 1991 - с. 207

2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов

3. Маврина И. В. Организация взаимодействия детей 3 -5 лет на развивающих занятиях.

4. Маврина И. В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе. Учебно-методическое пособие

5. Учебный курс «Введение в школьную жизнь», авторы Г. А. Цукерман и К. Н. Поливанова.

6. Хрестоматия по курсу «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе» Составитель И. В. Маврина. Москва 2004. (Р. С. Буре Готовим детей к школе)

Публикации по теме:

«Что должно окружать ребенка в группе?» — памятка для воспитателей «Среда воспитывает человека. Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды. На долю учителя в процессе воспитания выпадает.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Консультация для воспитателей «Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию детей» Консультация для воспитателей "Формы сотворчества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"Топчий Ольга.

Мастер-класс для воспитателей и родителей «Технология «Сторисек» или «Мешок историй» в детском саду»Мастер-класс для воспитателей и родителей «Технология «Сторисек» или «Мешок историй» в детском саду» Цель: знакомство и овладение инновационной технологией речевого развития дошкольников. Ход мероприятия. «Что такое сторисек»? Метод «Сторисек»,.

Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в ДОУ» Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании» Шахова Н. Г. 1 слайд. Современный мир жизни задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю.

Памятка для воспитателей ДОУ «Как работать с дошкольниками с ОВЗ» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию памятку "Как работать с дошкольниками с ОВЗ". 1. Следует выстроить с ребёнком и его родителями.

Памятка для воспитателей «Как правильно реагировать на детскую агрессию» Бывают случаи, что некоторые дети проявляют агрессию на кого-то или на что-то. Так как мы воспитатели находимся рядом с ребенком длительное.

Памятка для воспитателей «Вакцинация против гриппа» Что такое "ГРИПП"? " Грипп – это инфекционное заболевание, которое ежегодно поражает до 10-15% населения каждой страны. Вирус гриппа передается.

Технология проектной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Технология выполнения аппликации из соломы (Консультация для воспитателей) Последовательность выполнения аппликации. Аппликации из соломы могут быть нескольких видов: предметная, сюжетная и декоративная. В работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для воспитателей «Технология сотрудничества»
Опубликовано: 10 мая 2021 в 15:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД