Папки-передвижки

Памятка родителям «Если ребёнок не говорит»

Игнатенко Светлана
Памятка родителям «Если ребёнок не говорит»

«Памятку» для родителей на тему «Если ребенок не говорит».

Речь начинается с ПЕРВОГО КРИКА. Начинать заниматься речью ребенка в 2-3 года, когда обнаружилась проблема, поздно.

Внимательно следите за подготовительными этапами:

гуление в 3 месяца,

лепет в 6 месяцев,

первые слова – в год.

ОБЩАЙТЕСЬ с ребенком, хотя вам и кажется, что это «игра в одни ворота». Примерно до 3 лет ребенка «рот у мамы закрываться не должен». Что ж, это правда.

Публикация «Памятка родителям „Если ребёнок не говорит“» размещена в разделах

В помощь вам – народное творчество. Потешки, обязательно пальчиковые игры наподобие «сороки-вороны», колыбельные. Электронные игрушки не заменят человеческое общение!

Обращайте внимание на развитие мелкой моторики, слуха, дыхания.

ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ГОВОРИТ?

Не паникуйте, но и не сидите сложа руки! «Сам заговорит, когда придет время» - это вредный совет.

Если есть возможность, пройдите комплексное ОБСЛЕДОВАНИЕ: Консультация невролога с учетом перенесенных заболеваний и реакцией организма ребенка на них.

Консультация отоларинголога (аудиограмма) с целью проверки речевого слуха, который лежит в основе речи.

Консультация психолога - проверка психологической базы речи (внимание, восприятие, память, мышление) и проверка объема слухоречевого восприятия, слухоречевой памяти.

Обязательно консультация логопеда - определение механизма речевого нарушения и определения этапов коррекционной работы.

Причиной не говорения очень часто является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

• Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри

• Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых

• Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них

• Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса

• Показываем «ветерок» — дуем друг на друга

• Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга

• Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся

2. Развиваем артикуляционные мышцы:

• Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками

• Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно

• Показываем зубы – «У кого есть зубки!»

«Лакаем молоко» как кошка.

3. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!

Как коровка мычит? Му-му-му!

Как барабанчик стучит? Та-та-та!

Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!

Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!

Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)

Ля-ля-ля! (Металлофон)

Динь-динь! (Колокольчик)

Как-кап-кап! (Треугольник)

Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е. Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

• Топ-топ;

• Хлоп-хлоп;

• Прыг-прыг;

• Бип-бип (Нажимаем на носик)

• Туда-сюда (Повороты корпуса)

• Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

1. Прятки игрушек под платочком

2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)

3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)

4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).

5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Массаж пальчиков рук левой и правой

Пальчиковая гимнастика

1. Играет на «пианино».

2. «Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.

3. Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.

4. Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.

5. Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.

6. Покажи «козу».

7. Покажи «ушки у зайчика».

8. Играем на «барабане».

9. Хлопаем в ладоши.

4. Работа с мелким раздаточным материалом

Развитие мелкой моторики

- Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.

- Работа с вкладышами.

- Пирамидки различных размеров.

- Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.

Шнуровка:

а) используют плотный картон с дырочками;

б) учиться завязывать шнурки.

Застёгивание пуговиц.

Рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.

Аппликация

Учить работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки.

Рисование

Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учить аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.

Использованная литература

1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

2. Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.

3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

4. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Кн. III : Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. (Библиотека учителя-дефектолога)

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?» «Это моё!», «Отдай мне!», "Нет, не бери, это моё!" На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает» Все родители желают своим детям здоровья и хотят, чтобы их ребёнок не болел, вырос красивым, сильным. Этого можно добиться, если ребёнку,.

Консультация для родителей «Если ребёнок боится врачей»Консультация для родителей «Если ребёнок боится врачей» Очень часто встречается ситуация, когда дети боятся врачей, испытывают страх перед людьми в белых халатах. Можно понять эмоции того ребёнка,.

Консультация для родителей «Если ребёнок ябедничает» Часто в процессе воспитания ребёнка, взрослые сталкиваются с таким явлением, как ябедничество. И довольно часто теряются и не знают как.

Консультация для родителей «Если ребёнок не слушается»Консультация для родителей «Если ребёнок не слушается» Очень часто дети не слушаются своих родителей. Они не хотят убирать игрушки, не хотят ложиться спать, не хотят выполнять требования взрослых.

Консультация для родителей «Если ребёнок вновь твердит вам: «Я хочу!» Консультация для родителей. Если ребёнок вновь твердит вам: "Я хочу!" Елена Владимирова. Да здравствует детское "хочу"! Это истошно-надрывное.

Консультация для родителей «Если ваш ребёнок кусается» Ваш ребёнок начал кусаться? Укусил вас, старшего брата, на него пожаловались в детском саду, что он укусил своего друга. Вы не знаете, что.

Консультация для родителей «Если ваш ребёнок проявляет агрессию» Ситуации, когда дети проявляют по отношению друг к другу, по отношению к родителям агрессию, не редки. Такие ситуации возникают и в семье,.

Памятка для родителей «Ваш ребёнок и велосипед!»Памятка для родителей «Ваш ребёнок и велосипед!» В тёплый период года родители с детьми стараются как можно больше времени проводить на свежем воздухе с пользой для здоровья – это различные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Памятка родителям «Если ребёнок не говорит»
Опубликовано: 24 августа 2023 в 22:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.

13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД