Памятки-рекомендации для школьников по преодолению конфликтов с педагогами

Ольга Новоселова
Памятки-рекомендации для школьников по преодолению конфликтов с педагогами

Памятки- рекомендации для школьников по преодолению конфликтов с педагогами

Ребенку необходимо научиться разрешать конфликты, и кто-то должен ему показать, как это делать цивилизованным путем.

На первой, конструктивной стадии необходимо разобрать конфликтную ситуацию вместе с ребенком. Необходимо вместе с ребенком ответить на такие вопросы как «Почему?» и «Зачем?».

Попросите ребенка вспомнить, когда он впервые почувствовал неприязнь к учителю.

Как развивалась ситуация.

Будьте внимательны к деталям.

Предлагайте свои версии, задавайте наводящие вопросы, если ребенок зайдет в тупик. (К примеру, «А может, тебе тяжело спокойно сидеть на уроке после физкультуры, а ее это раздражает? А когда она начинает кричать на тебя?»).

Стоит подвести ребенка к выводу: ни у тебя, ни у учителя нет злого умысла, нет тяги к взаимному уничтожению. Просто вы в чем-то не понимаете друг друга и не можете договориться.

Если вы не сможете в этом разговоре найти единственно верное решение - не беда. Очень важны его «побочные эффекты»: ребенок учится ставить себя на место другого, смотреть на ситуацию со стороны; ребенок понимает, что вы его поддерживаете; ребенок выразил свои негативные эмоции и почувствовал себя раскрепощенным.

В завершении разговора наметьте план дальнейших действий. Предложения могут исходить как от вас, так и от ребенка.

Вариантов много:

воздержаться от того, что, по-видимому, нервирует Марию Ивановну;

игнорировать ситуацию, конфликт;

попросить прощения у Марии Ивановны;

не создавать «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём;

не унижать и не оскорблять другого человека, чтобы не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаяньем;

возможно, ребенок будет согласен на визит родителя в школу. Если ребенок не хочет, чтобы об этом узнали одноклассники, выполните его просьбу - придите в школу после уроков, общайтесь с учителем наедине.

Пять правил дипломатии

От того, как вы будете себя вести при встрече, зависит, наладятся ли отношения с учительницей или зайдут в тупик. Действуйте правильно, ведь это в ваших интересах! Старайтесь быть максимально спокойным и беспристрастным. Попытайтесь приступить к поиску конструктивного решения после того, как учитель выплеснет свои эмоции.

Перед встречей запишите в блокнот вопросы, которые вы хотели бы задать и не стесняйтесь пользоваться «шпаргалкой» – учительница увидит, что вы пришли не ругаться, а решать проблему, и вы легко придете к конструктивному решению.

Прежде, чем начать разговор, даже самый неприятный, найдите повод похвалить учительницу, а только после этого переходите к сути вопроса.

Расскажите педагогу о своих переживаниях и спросите ее совета.

Дайте учительнице высказаться, не перебивая ее и не вступая в конфликт.

Памятки - для педагогов - по преодолению конфликтов со школьниками.

Важным средством предупреждения и успешного разрешения конфликтов может быть прием «возврат эмоций». Освоение своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти за пределы собственных эмоций (что не так легко и просто) и откликнуться на переживания ребенка.

При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи, при ком сказать и зачем сказать.

В диалоге учителя с учениками следует избегать командно-административный тон. Важно относиться к учащимся, как к взрослеющим людям, вести диалоги с ними с позиций «взрослый – взрослый», (учитывая возрастные особенности, особенно при конфликтных ситуациях, а не из наших ролей «ученик» и «учитель». При таком подходе в большинстве случаев не только находятся компромиссные решения в конфликтах, но и воспитывается личность учащегося.

Следите за манерой разговора. Если противостояние случается на уроке и принимает явный эмоциональный накал, предлагается оформить свои претензии в письменном виде и огласить их к обсуждению в иное точно назначенное время.

Диалог не должен содержать набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. В противном случае, к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями.

Никогда не отвечать «вызовом на вызов», переходя на личные оскорбления учащихся словами или делами.

Необходимо использовать метод разъяснения правильности тех или иных правил и объективности принимаемых решений. Часто подросткам просто необходимо объяснять, почему нужно то или иное правило и что получится, если его не исполнять.

Суметь вовремя замолчать, если видишь, что ребенок понимает нелепость своих претензий, но не может остановиться в силу боязни показаться «хлюпиком» и «слабаком» перед одноклассниками.

При разговоре с учеником по поводу его поступка учителю уместно проявить искренний интерес к личности ребенка;

Для разрешения конфликта, когда отношения между учителем и учеником принимают характер противостояния, иногда приглашают «третьего».

При выборе третьей стороны следует учесть, что он должен иметь возможность включиться в разрешение ситуации не по служебной обязанности. Он должен иметь и искреннее желание помочь ученику и глубоко понять причины конфликта. Таким «третьим» могут быть и родители, и кто-то из учителей или сверстников. Главное, чтобы этот самый «третий» был значимым для конфликтующего ученика человеком.

Для эффективного взаимодействия учителя и ученика нужны такие качества как:

способность осознавать свои действия и поступки (рефлексивность);

сопереживание (эмпатия);

справедливость;

способность к сотрудничеству;

доброжелательность;

терпение;

вежливость.

Дополнительные рекомендации

Не следует торопиться дать оценку поступку и выражать свое возмущение, негодование по поводу поведения ребенка, угрожать наказанием, упрекать за непослушание. В этом случае ученик займет оборонительную позицию по отношению к учителю, (закроется) для общения или ответит грубостью, а общение сведется к обмену словесными ударами.

Когда же учитель видит не только ученика, нарушившего дисциплину, совершившего плохой поступок, но и ребенка, попавшего в беду, которому грозят наказание, и проявит сочувствие, желание помочь, выражает огорчение и сожаление о случившемся, то тем самым создается определенный эмоциональный фон, который объединяет разговаривающих общими переживаниями, сближает их позиции в общении.

Необходимо постараться называть ученика по имени, даже тогда, когда учитель сердит на него. Это придаст обращению к ученику ласково-требовательный характер, объединит с ним. Следует учитывать, что именно подростки не так уж часто слышат свое имя, в школе к ним чаще обращаются по фамилии. Да и сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга кличками, полуименами.

Оценивая результаты учёбы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.

Публикации по теме:

Грипп и ОРЗ — памятки для родителейГрипп и ОРЗ — памятки для родителей Последние 2-3 года по нашим наблюдениям, февраль - самый неблагоприятный месяц по заболеваемости гриппом и другими вирусными инфекциями.

Перспективный план работы с родителями. Сентябрь Родительское собрание: 1. «Знакомство родителей с программой воспитания и образования детей». 2. «Возрастные особенности детей.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Памятки-рекомендации для школьников по преодолению конфликтов с педагогами
Опубликовано: 19 ноября 2012 в 23:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению броши к празднику 9 Мая.
Совсем скоро мы будем отмечать великий праздник День Победы! В преддверии этого замечательного праздника я хочу предложить вам мастер-класс по...
Витраж на пластиковой бутылке с использованием изоленты. Мастер-класс.
НЕОБЫЧНОЕ ИЗ ОБЫЧНОГО Приветствую Всех, кто решил порадовать меня своим присутствием на моей страничке. Данный мастер-класс может быть полезен, как...
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...