Получи документы

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации»

Анастасия Антипина
Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации»

Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации.

Адаптация означает «приспособление». Это универсальное средство всего живого, оно наблюдается и в растительном, и в животном мире.

Как формируется способность к адаптации у ребенка?

Публикация «Консультация для родителей „Особенности адаптации детей раннего возраста, Организация жизни детей в период адаптации“» размещена в разделах

1. Биологическая адаптация. Рождение ребенка является биологической адаптацией. Переход из условий внутриутробного к условиям внеутробного существования требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма – кровообращения, дыхания, пищеварения. К моменту рождения все эти системы должны быть готовы осуществить функциональную перестройку, т. е. должен существовать врожденный уровень готовности адаптационных механизмов.

2. Социальная адаптация. Возможности социальной адаптации развиваются только после рождения и неотъемлемы от развития системы ВНД и сложных психических функций человека. Рождаясь, ребенок попадает в среду. В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности у ребенка вырабатываются поведенческие реакции, наиболее адекватные для этой среды.

Характеристика детей раннего возраста в доме ребенка.

Для детей раннего характерна незрелость многих компонентов функциональной системы, что ведет к белее легкому возникновению состояний напряжения в системе адаптационных механизмов; дети из домов ребенка особенно легко впадают в состояние психического стресса. В домах ребенка дети имеют меньшие возможности для тренировки адаптационных механизмов, следовательно, и более низкий уровень социальной адаптивности. Дети постоянно пребывают в стереотипных условиях группы, ограничены контакты с внешним миром приводит к жестко закрепленным стереотипам поведения в статичных условиях. Поэтому всякое изменение условий жизни является сильным стрессовым фактором. К тому же у детей домов ребенка имеются отягощенный биологический и социальный анамнез, отклонения в развитии и состояния здоровья, что снижает выносливость нервной системы. Это сказывается на возможностях к социальной адаптации. Факторы, определяющие здоровье ребенка бывают неуправляемые либо трудно управляемые.

Этапы адаптации

1. Острый период, или период дезадаптации, на данном этапе прослеживается ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микро – социальной среды. В это время наиболее выражены сдвиги в поведенческих параметрах - взаимоотношения с взрослыми, детьми, речевой активности, игре и т. д. Существует ряд признаков, характеризующих нарушения в соматическом состоянии (уменьшение массы тела, снижение сопротивляемости к инфекциям и др).

2. Подострый период, или собственно адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие формы поведения. Уменьшаются отклонения в различных системах, но происходит это не синхронно. Быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней, более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния. Медленнее всего приходят в норму Игра и речевая активность (до 60 дней).

3. Период компенсации, или адаптированность к данным социальным условиям, когда жизнедеятельность организма нормализуется.

Классификация степеней адаптации; признаки адаптационного синдрома.

1. Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в поведении ребенка достигает 20 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита. Восстановление сна происходит за 7 – 10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются в течении 15 – 20 дней, иногда скорее. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены, двигательная активность не снижена. Ребенок не болеет в период адаптации. Легкая адаптация наблюдается у детей моложе 8 – 9 мес. или старше 1,5 полутора лет, с благополучным анамнезом, с хорошим исходным состоянием здоровья. У детей 3 г. жизни при поступлении уже имеется сформировавшаяся потребность в общении со сверстниками.

В условиях дома ребенка такая адаптация бывает при правильной организации всей воспитательно - оздоровительной работы в тех случаях, когда ребенок переводится из группы в группу, когда младенец попадает в дом ребенка из стационара, а также у подкидышей.

2. Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении ребенка более ярко выражены и более длительны. Нарушения сна, аппетита нормализуется через 20 – 30 дней; период угнетения ориентировочной активности продолжается в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20 - 40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течении месяца; значительная задержка двигательной активности: её восстановление происходит после 30 – 335 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения с взрослыми не нарушены.

3. Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и более месяцев) и тяжестью всех проявлений. Тяжелая адаптация протекает в двух формах:

3.1. При первой форме ребенок заболевает в первые 10 дней после поступления, а затем продолжает повторно болеть (от 4 до 12 и более раз) в течение первого года пребывания в детском учреждении. Некоторые дети практически не бывают здоровыми длительное время. Это не может отразиться на общем состоянии организма ребенка, его реактивности, на показателях физического и нервно – психического развития. На втором году пребывания в детском учреждении ребенок болеет реже и постепенно начинает адекватно реагировать на обстановку.

Тяжелая форма адаптации встречается у семейных детей первых полутора лет жизни, имеющих в анамнезе вредные воздействия биологического характера (токсикозы беременности у матери, осложнения родов, заболевания в период новорожденности) и неблагоприятное состояние здоровья ещё до поступления в детское учреждение.

3.2. Адаптационный синдром.

В доме ребёнка существует несколько критических ситуаций, провоцирующих адаптацию :

- Поступление ребёнка из больницы;

- Поступление из семьи;

- Переход из изолятора, приемно-карантинной группы в группу;

- Переход из группы в группу, сопровождающийся сменой обслуживающего персонала;

- Усыновление;

- Перевод в детский дом;

Особенности исходного состояния здоровья детей, воспитывающихся в доме ребенка, объективные и субъективные недостатки условий жизни и воспитания приводят к тяжелым формам адаптационного синдрома.

У детей в доме ребёнка чаще регистрируется вторая форма тяжелой адаптации – форма адаптационного синдрома.

Адаптационный синдром у детей характеризуется :

- Длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с патологическими состояниями;

- Длительное снижение аппетита, в отдельных случаях может возникать стойкая анорексия или невротическая рвота при кормлении;

- Сон нарушен на протяжении длительного времени; засыпание медленное (30 – 40 мин., сон чуткий, укороченный; засыпание и пробуждение сопровождается плачем.

- Снижена ориентировочная активность. Ребёнок стремится к уединению, избегает контактов с детьми или проявляет агрессивное к ним отношение, к взрослым отношение избирательное;

- Эмоциональное состояние длительно нарушено. Ребёнок либо плачет в течение бодрствования, либо плач и хныканье сменяется состоянием пассивности, безразличия.

- Состояние пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга.

- Резко снижается двигательная и речевая активность.

- Изменения к лучшему происходят очень медленно. Улучшения неустойчивы, возможны рецидивы плаксивого и пассивного состояния.

- Темп НПР замедляется. Ребёнок начинает отставать на 1 – 2 эпикризных срока в развитии речи, игровой деятельности.

Легче всего реагируют на смену обстановки дети первого года жизни, поступившие из больницы, в особенности, если ребенок минует изолятор. После 1 г. жизни, когда у ребенка уже сформируется привыкание к условиям жизни, смена этих условий достаточно тяжела.

Требования к организации жизни детей в доме ребенка. Тренировка и формирование адаптивных возможностей детей.

Ребёнка не следует ограждать от социальной адаптации, а целенаправленно тренировать и формировать адаптационные возможности ребёнка.

1. Обеспечить оптимальное состояние здоровья и развития ребенка (режим дня).

2. Ограничить количество обслуживающего персонала для детей до 2 – х лет, чтоб обеспечить стабильность состава взрослых, которые постоянно общаются с детьми.

3. Начиная с 12 – 13 мес. необходимо знакомить ребёнка, через постоянно обслуживающего взрослого, с другими сотрудниками дома ребенка, а если можно, то и со старшими детьми, различными помещениями, животными, уличным транспортом и т. п. (прогулки, наблюдения).

4. На 3 г. жизни надо активно выводить детей за пределы дома ребенка. Находить средства, расширяющие познавательные возможности ребенка.

5. При переводе ребёнка из группы в группу надо заранее (1 – 2 мес.) знакомить его с интерьером новой группы, персоналом и детьми. Впервые дни в новой группе ребёнок нуждается во внимательном отношении, ласке. В течении адаптации нельзя менять режим, назначать прививки, закаливающие процедуры.

В листе адаптации или в дневнике группы (физио журнал) фиксировать качество сна, аппетита, особенности поведения, чтобы можно было точно определить окончание острого периода.

6. При приеме в дом ребёнка малыша из семьи всё организуется так же, как при поступлении в ДОУ. Однако, надо помнить, что резко меняются привычные условия для малыша, он теряет близких, чувствует себя ненужным.

Стрессовая ситуация выражена очень сильно и может возникнуть адаптационный синдром.

Задача персонала:

- Обеспечить, возможно, больший личностный контакт с ребёнком.

- Правильно и сдержано реагировать на те нарушения поведения, которые вызваны стрессовым состоянием, стараться облегчить ребёнку это тяжелое испытание.

- Имеет значение тот факт, что вновь поступивший ребёнок сначала помещается в изолятор, а потом переводится в группу. В таком случае он переносит двойную адаптацию, и это следует учитывать.

- Если условия пребывания в изоляторе таковы, что там недостаточно игрушек, да он и не умеет играть один, а взрослые часто меняются, то у ребёнка развивается белее выраженный адаптационный синдром, что может привести к острому респираторному заболеванию, либо к стойким невротическим реакциям.

- Ситуация, когда ребёнка отдают на усыновление. И вдруг оказывается, славный малыш превратился в озлобленного зверька: ничего не хочет, не ест, не спит, капризничает. И в конце концов заболевает или выдаёт выраженные невротические реакции, у него развивается тяжелый адаптационный синдром. Этого можно избежать:

- Будущие родитель должны в течение длительного времени (1 – 3 мес.) навещать ребёнка в доме ребёнка, наблюдать особенности его поведения в группе.

- Завязать с ребёнком личностные эмоциональные отношения, с тем, чтобы ребёнок радовался их приходу. При этом необязательно каждый раз приносить новую игрушку и сладости, надо больше общаться с ребёнком, играть, гулять, брать на руки, чтобы появилось чувство защищенности в присутствии именно этого взрослого.

- После того, как контакты станут достаточно привычными, можно брать ребё нка домой: с начала просто в гости, затем взять на субботу, воскресенье и только потом, когда ребёнок будет стремиться «домой» оставлять его на более длительный срок.

- Если в течение месяца пребывания дома ребёнок станет раздражительным, ка-призным, полезно поехать с ним в дом ребёнка в гости – это снимает напряжение.

Вывод.

Персонал дома ребё нка должен знать:

1. Характерные признаки адаптационного синдрома.

2. Те ситуации, которые утяжеляют привыкание ребёнка к новым для него условиям.

3. Чётко представлять систему мероприятий, предупреждающих тяжёлый адаптивный синдром.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Особенности работы воспитателя.

Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста Цель нашего взаимодействия создать в группе психологически-комфортную обстановку и условия для пребывания детей. Поступление ребенка в дошкольное.

Аналитическая справка по итогам адаптации детей раннего возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №.

Из личного опыта: «Форма работы с семьей в период адаптации детей 3-го года жизни» Из личного опыта: «Форма работы с семьей в период адаптации детей 3-го года жизни» Каждый человек хранит в себе память о детстве, отрочестве,.

Конспект интегрированного занятия по формированию положительных эмоций у детей раннего возраста в период адаптации Конспект интегрированного занятия по формированию положительных эмоций у детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ: «Прогулка.

Методические рекомендации для педагогов «Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Методические рекомендации для педагогов: Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Подготовила.

Организация работы с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к условиям ДОО. Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни. Это, прежде всего, разлука с близкими ребенку людьми, изменение привычного.

Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ Одним из важнейших условий эмоционального благополучия ребенка в детском саду является его успешная адаптация к детскому образовательному.

План адаптации детей раннего возраста СЕНТЯБРЬ - 1-я неделя «Здравствуй, малыш! Я хочу с тобой познакомиться!» ПОНЕДЕЛЬНИК Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации»
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 15:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД