Папка-передвижка (письменная консультация) «Родителям о ТРИЗ»

Людмила Гриб
Папка-передвижка (письменная консультация) «Родителям о ТРИЗ»

РОДИТЕЛЯМ О ТРИЗ

«Объект – Имя признака – Значение имени признака» - как инструментарий ОТСМ – ТРИЗ

В дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Как известно, важнейшим инструментом в формировании обобщения служит понимание понятия ИМЕНИ признака.

Итак, базовой моделью формирования обобщения мы принимаем модель «Объект – Имя признака – Значение имени признака». На освоении данной модели строятся все правила, методики, технологии – весь инструментарий ОТСМ – ТРИЗ (Краткая характеристика теории сильного мышления, Н. Н. Хоменко). Соответственно, для более эффективного и активного освоения детьми методов ОТСМ-ТРИЗ необходимы достаточные навыки работы с данной моделью.

На сегодняшний день современные образовательные технологии выделяют семнадцать имён признаков, воспринимаемых анализаторами человека (зрительными, тактильными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными). Это цвет, форма, размер, количество, структура, изменения во времени, звук, запах, температура, вес, влажность, рельеф, материал, место расположения, ориентация в пространстве, действие и вкус. У каждого из перечисленных имён признаков есть огромное количество значений, а также свое графическое, схематическое обозначение.

Принятие графического обозначения имени признака позволяет ребенку при его предъявлении считывать признак со схемы, и понимать (называть) его значение в конкретном объекте. Дальнейшая автоматизация данного навыка позволяет ребенку самостоятельно конкретизировать признак через его значение у объекта без опоры на схему.

Таким образом, освоение модели «Объект – Имя признака – Значение имени признака» позволяет ребенку, начиная с младшего дошкольного возраста, усвоить наличие ряда признаков и их значений у любого объекта окружающего мира. Дети могут легко определить значения признаков объектов, описывать, сравнивать, преобразовывать различные объекты через выделение и преобразование признаков, а также самостоятельно составлять речевые продукты.

Для этого как нельзя лучше подходят методы и приёмы технологии ОТСМ-ТРИЗ, которые способствуют развитию нового типа личности ребёнка и профессиональному личностному росту воспитателя, позволяя ему выйти на самостоятельный творческий уровень педагога-исследователя, постоянно совершенствуя своё мастерство.

Методы и приемы, применяемые в данной технологии, позволяют научить ребёнка способам обработки информации, развивать мыслительные операции позволяющие строить свои классификационные структуры, систематизировать объекты материального и природного мира, решать творческие задачи.

А воспитать творческую личность может только творческий педагог, для этого нужно постоянно учиться, повышать свое профессиональное мастерство, изучать и внедрять современные программы и технологии.

Методическая работа в МКДОУ детский сад «Солнышко» организована в форме педагогических часов, консультаций, самообразование педагогов через организацию творческих групп, ведение индивидуальной поисково-исследовательской работы, посещение курсов повышения квалификации по технологии, планирование работы с родителями, организация предметно-развивающей среды.

Одним из приоритетных направлений работы детского сада «Солнышко» является интеллектуально-творческое развитие воспитанников. Эффективная реализация данного направления развития на сегодняшний день невозможна без использования современных образовательных технологий.

Материал для статьи взят из доклада Королёвой О. В. «Играем с признаками»

А у нас, а у нас игры-Триз просто класс!

«Путь становления творческой личности сложен и труден. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, рассуждать, придётся пройти немалый путь. Воспитатель не должен спешить давать детям готовые решения. Необходимо научить ребёнка работать самостоятельно» Бондаренко Н. В.

Уважаемый читатель, в данной статье мы познакомим тебя с первым этапом работы с дидактическими пособиями ТРИЗ, применяемыми в нашем детском саду. Данные пособия помогают сформировать у детей понятие обобщения, используя модель «Объект – Имя признака – Значение имени признака». На освоении данной модели строятся все правила, методики, технологии.

Педагоги нашего ДОУ в своей работе придерживаются разработанных планов по освоению имени признака и его значения, определены формы работы с детьми, непосредственно образовательная, игровая деятельность, художественно-эстетическая, здоровьесбережение.

На сегодняшний день современные образовательные технологии выделяют семнадцать имён признаков. У каждого из имён признаков есть огромное количество значений, а также свое графическое, схематическое обозначение.

Схемы имен признаков приняты общие для всего детского сада, а для повышения успешности их усвоения педагоги оформили в группах различные пособия.

Так, в нашем детском саду появились пособия, а в нашей группе вырос «Волшебный цветок».

Принятие графического обозначения имени признака (которые крепятся на брюшках божьих коровок) позволяет ребенку при его предъявлении считывать признак, и понимать (называть) его значение в конкретном объекте.

Работа по красочным пособиям кипит, в среднюю «Б» группу прилетают яркие божьи коровки, они приносят на своих брюшках признаки.

Ребята рады приходу гостей, с удовольствием познают что-то новое, играют в интересные игры, одним словом, развиваются творчески. Мы надеемся, что в дальнейшем, дети смогут легко определять значения признаков объектов, описывать, сравнивать, преобразовывать их.

Ваши воспитатели И. А. Семеновых, Л. М. Гриб

Публикации по теме:

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ «Чудесный мешочек»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ «Чудесный мешочек» В своей инновационной педагогической деятельности для более успешного усвоения имен признаков, педагоги нашего дошкольного учреждения используют.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ «Рыбалка»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ «Рыбалка» ель: Учить детей считывать схемы признаков (цвет, форма, части, материал, действие, вкус и т. д.) и описывать по ним объект, подбирать разные.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Учимся считать
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Папка-передвижка (письменная консультация) «Родителям о ТРИЗ»
Опубликовано: 5 марта 2014 в 13:34
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Фруктовый салат «Любимой маме»
В этом году в рамках внеурочной деятельности веду курс "Школа здоровья", основанный на программе «Разговор о правильном питании» ( авторы: М. Безруких, Т....
Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников
Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность....
Конспект НОД в младшей группе по изобразительной деятельности (аппликация). Тема: ...
Цель: Расширение представлений о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Задачи: 1. Закреплять представления о различии предметов по...
Подснежник из бумаги в технике оригами. Мастер-класс
Подснежник из бумаги в технике оригами. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • белая офисная бумага • гофрированная бумага зелёного...
Детский мастер-класс «Игрушка — забава. Подарок малышам».
В нашем детском саду с 20 марта по 24 марта проводилась «Неделя игрушки». В рамках этой тематической недели мы с ребятами нашей группы решили смастерить...