Парциальная программа «Берегиня». Приобщение дошкольников к истокам славянской национальной культуры средствами фольклора

Марина Тимохова
Парциальная программа «Берегиня». Приобщение дошкольников к истокам славянской национальной культуры средствами фольклора

Парциальная программа

«Берегиня»

Структура программы

1. Модель организации деятельности ДОУ по программе.

2. Пояснительная записка с обоснованием взятой темы программы.

3. Цели и задачи программы.

4. Участники программы.

5. Предполагаемый конечный результат.

6. Продолжительность и место реализации программы.

7. Перспективный план реализации программы

8. Перспективный план (реконструкций) работы с детьми.

9. Перечень используемой литературы.

10. Практический материал, используемый при реализации программы (конспекты занятий, праздничных мероприятий и т. п.).

Пояснительная записка

Совершенствование процесса нравственного воспитания неразрывно связана с идеей усвоения ребенком культурно- исторического опыта в системе разных видов деятельности и, прежде всего, в тех видах деятельности, которые являются ведущими для каждого возраста.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры.

В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей является одной из актуальных. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития.

Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Приобщение дошкольников к истокам славянской национальной культуры через фольклор, находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Фольклор – это особая часть славянской национальной культуры, которая играет важную роль в жизни славянского народа и имеют важное значение в становлении и развитии личности, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. С помощью национальных традиций и обрядов, взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Дети с особым удовольствием повторяют заклички, которыми так богаты славянские традиционные обряды. Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает и помногу раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него развивается звуковая культура речи, вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие. Знакомство с истоками славянской культуры развивает культуру речи, формирует нравственные привычки, интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и славянским народным обычаям. Использование закличек, потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок даёт потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы могут быть широко использованы при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, что в свою очередь благотворно влияет на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы способствовал возникновению идеи разработки парциальной программы, основанной на воспитание звуковой культуры речи через приобщение дошкольников к истокам славянской национальной культуры в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Программа на доступном для детей уровне знакомит их с народными играми, народным календарем, основами славянской культуры, традициями, бытом, обычаями славянского народа; способствует развитию познавательных способностей у детей; воспитывает уважение к предкам, интерес к самобытной славянской культуре.

Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Программа построена на основе главных методических принципах:

• учет возрастных особенностей детей,

• доступность материала,

• постепенность его усложнения.

Цель программы:

Ознакомление воспитанников с представлениями о природе наших далеких предков через взаимосвязь традиций, обрядов, жизненного уклада славянского народа с конкретными природными явлениями, обусловленными различными периодами солнцестояния.

Задачи программы:

1. Реализация программы «Берегиня» путем интеграционного метода организации разных видов деятельности воспитанников.

2. Организовать разные виды деятельности воспитанников соответственно возрастной категории детей.

3. Познакомить воспитанников с экосистемой наших предков путем организованных наблюдений за природой.

4. Воссоздание элементов экологической системы окружающей среды древних славян.

5. Ознакомление воспитанников с календарными обрядами славянского народа.

6. Развитие мелкой моторики воспитанников путем изготовления обрядовых оберегов из соломы, текстиля, солёного теста.

7. Ознакомление и практическое освоение малых жанров славянского фольклора.

8. Развитие эмоционально – эстетического чувства у детей путем освоения музыкальных традиций древних славян.

Содержание программы основано на том, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре славянского народа, в конечном итоге станет одним из важнейших направлений в развитии культуры речи детей. Это позволит через познания духовных и нравственных ценностей приобрести детям навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побудит их к поискам образных речевых средств, к словотворчеству. Соприкосновение со славянским народным фольклором духовно обогатит детей и воспитает звуковую культуру речи, что особенно актуально.

Прогноз положительных результатов.

Обогащение словарного запаса за счёт образных слов и крылатых выражений.

• Овладение связной речью и развитием звуковой культурой речи, в результате такого мощного языкового творчества, как фольклор.

• Освоение славянского фольклорного наследия посредством формирования целостной картины мира.

• Формирование системы ценностей (единства Мира и Человека в нём).

• Формирование собственного отношения к Миру и его явлениям;

• Расширение кругозора.

• Формирование нравственных качеств (любовь к верованиям наших предков).

• Формирование целостной картины Мира посредством фольклорного наследия.

• Эффективное использование накопленного материала.

Теоретические знания для детей старшего дошкольного возраста:

- Знание славянских традиционных праздников.

- Представление об обрядовом обереге, его предназначении.

- Знание славянской фольклорной культуры, традиций, обрядов, народных сказок, мифов, былин, пословиц, поговорок.

Практические умения для детей старшего дошкольного возраста:

- использование славянского фольклора в повседневной жизни: закличек, считалок, сказок, пословиц, поговорок, скороговорок, колыбельных.

- использование славянских народных и хороводных игр, считалок в свободной игровой деятельности, на прогулках.

Публикации по теме:

ФИЗО Характеристика программ Программа «Детство». (Авторы: Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина). Раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». Этот раздел начинается.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Транспорт
Автор публикации:
Парциальная программа «Берегиня». Приобщение дошкольников к истокам славянской национальной культуры средствами фольклора
Опубликовано: 29 августа 2013 в 16:59
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Ждем Новый год или Адвент-календарь
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Вот и наступил декабрь. С каждым днем зима радует нас своим великолепием: пушистый снег, веселые и забавные игры на...
«Есть у нас огород» — фотоотчет
У нас в детском саду есть огород, с весны до осени мы работаем на нём. Здесь дети получают навыки выращивания растений, ухода за ними. Огород – это ещё и...
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Белая бумага для принтера • Цветная бумага для...
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке».
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке». Цель: развивать умение лепить паука, передавая характерные...
Оформление музыкального зала ко Дню Матери.
День матери! В этот замечательный день наши зрители- мамочки, бабушки и даже папы! Мама – самое близкое, дорогое и родное слово для любого человека. Нам...