Трофимова Кристина
Информационно-творческий групповой проект «Пасхальные творения»
Тип проекта : информационно-творческий, совместный
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Возраст: 4- 5 лет.
• Участники: воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников.
• Интеграция образовательных областей:
«социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие»,
«художественное-эстетическое развитие», «речевое развитие».
Актуальность
Публикация «Информационно-творческий групповой проект „Пасхальные творения“» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Как сформировать у дошкольников нужную духовную картину мира в его сознании? Решение этой задачи мы видим в народных праздниках. Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Проблема: Недостаточное представление детей о христианских праздниках и их обычаях.
Цель: Приобщать детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс через знакомство с традициями русского народа. Продумать собственное отношение к этому празднику.
Задачи:
1. Повысить интерес к обычаям, традициям, которые зародились много веков назад.
2. Познакомить с историей возникновения традиции Пасхи, сформировать первоначальные элементы знаний.
3. Развивать способность воспринимать литературные произведения, обогащать словарный запас.
4. Создать художественные работы, рисунки, композиции на тему: «Пасха – праздник Христова Воскресения».
5. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
6. Формирование кругозора.
Ожидаемый результат:
Знание детьми информации о празднике светлой Пасхи, о его возникновении.
Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций.
Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.
Ход работы над проектом.
I этап - подготовительный
Определение темы проекта, постановка цели и задач.
Изучение методической литературы по данной теме.
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Перспективное планирование проекта
Выбор форм работы с детьми и родителями
Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап -основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о христианском празднике «Светлая Пасха»
Беседа «Светлый праздник пасхи».
Лепка «Пасхальное яичко».
Рисование «Пушистые цыплята».
Коллективная аппликация «Готовимся к празднику»
Игры «Найди яичко», «Катаем яйца», «Чье яичко крепче?»
III этап – заключительный
Оформление результата проекта в виде презентации.
Выставка совместного творчества «Светлая Пасха».
Достигнутые результаты:
- Дети стали больше знать о празднике светлой Пасхи, и о его возникновении.
- Дети теперь понимают значимость праздника, обычаев и традиций.
- Умеют организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
- Проявили интерес к истории христианского праздника Пасхи.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятия в средней группе на тему «Пасха»
Цель: рассказать детям о православной празднике пасха, познакомить с традициями русского народа
Материал к занятию: готовые изделия пасхальных яиц, силуэты яиц разного тона для детей, краски, кисти, салфетки, вода в баночках
Предварительная работа: вырезанные из белого листа по трафарету яйца, за тонированные гуашью разного цвета (цвет выбирают сами дети)
Ход занятия:
Воспитатель выносит детям корзинку с крашенными яичками и пасхальным кроликом. Спрашивает у детей что это такое нам принесли (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята! Скоро праздник пасха.
Рассказ воспитателя: Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес. (слайд 1)
Пасху - это самый большой православный праздник. Слово пасха значит "исход", "освобождение", "избавление". (слайд 2)
Пасха всегда очень торжественно отмечалась и люди ее считали "праздником праздников". В пасху слышны звоны колоколов. (слайд 3)
К Великой Пасхе хозяюшки очень тщательно и заранее готовились. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. (слайд 4)
В доме каждого на праздничном столе присутствуют традиционные блюда. На стол обязательно ставится кулич, крашеные яйца. До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи и их освещать. (слайд 5)
Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо. На Пасху существует традиция, обмениваться красным яйцом, говоря «Христос Воскресе!» и отвечая «Воистину Воскресе!». (слайд 6)
Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет (слайд 7)
Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным. Вся детвора играла в игры с пасхальными яйцами. (слайд 8)
Крашенки- это окрашенное варенное яйцо (слайд 9)
Писанки- это яйцо, покрытое разноцветными узорами. (слайд 10)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
За столы обратно сели
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
Воспитатель: Показываем готовые изделия, образцы яиц и их рассматриваем. У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к Празднику Пасхи интересным узором. Ребята, а вы хотите своим родным приготовить пасхальные расписные яйца?
Чем вам нравятся яйца на выставке? Какой узор нанесен на яйца? Какие краски нужно брать для росписи яиц?
Росписываем пасхальные яйца : «Украшаем пасхальные яйца»
Итог.
Пасхальные игры
1. «Чоканье яиц»
Надо стукнуть тупым или острым концом крашеного яйца о яйцо
соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло.
2. «Раскручивание яиц»
Ребята по команде раскручивают крашеные яйца.
Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
3. «Найди яйцо»
На столе два перевёрнутых стаканчика. Один участник кладёт яйцо под стаканчик. Другому участнику надо угадать, где находится яйцо.
4. «Катание яиц»
Учебник кладётся на пенал, таким образом, получается «горка».
По команде участники должны прокатить яйцо по горке.
Чьё яйцо укатиться дальше, тот и победитель.
5. «Сталкивание яиц»
По команде участники направляют крашенные яйца по дорожке навстречу
друг к другу. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику.
6. «Битва яиц»
Один игрок зажимает крашеное яйцо в руке. Другой бьёт по нему обоими
концами яйца. Яйцо считается проигранным, если будут разбиты оба
конца.
Беседа на тему: «Светлая Пасха»
Задачи: Познакомить детей с православным праздником «Праздник светлой пасхи», с его историей. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Пробудить интерес детей к народной культуре. Воспитывать уважение к национальным традициям празднования Пасхи, интерес к истории праздника, эстетические чувства.
Ход занятия:
Перед беседой проводится «этическая» зарядка «Делай как я» (улыбка - хмурые лица; ласковый жест - пригрозить пальцем; взяться за руки).
Воспитатель: Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна. Вся природа, весь мир Божий пробуждается ото сна. У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы празднуем с вами великий церковный праздник - светлое Христово Воскресение, Пасху Господню.
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам»
Ребята как вы думайте, что такое пасха (ответ детей)
Скоро мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына - Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.
Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся.
Хороводная игры: «Ты по кругу пройди, себе друга найди»
Ребята как вы думайте почему мы красим яйца (ответ детей)
Пасха — это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствуют друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красивые яйца. Этот обычай очень давний, Христос дал нам жизнь, а яйцо — это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).
Призадумалось яйцо:
Кто же я, в конце концов?
Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?
Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и доброта.
А знаете ли вы, ребята, что пасхальное яйцо имеет огромную силу. В старину говорили: если положить пасхальное яйцо в зерно - будет хороший урожай, что с помощью пасхального яйца можно вылечить человека, а если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить желание.
(дети загадывают желание мысленно, воспитатель предлагает оставить яйцо до следующей Пасхи)
Ребята давайте поиграем в игру: «Найди спрятанное яйцо». Я в группе спрятала яички, кто больше яиц найдёт, тот и победитель.
Пасхальная игра : «Кто найдёт больше яиц»
Наше беседа подошло к концу. И я ещё раз поздравляю всех вас со светлым праздником Пасхи! Я хочу, чтобы в ваших сердцах навсегда поселились добро, тепло, свет, чтобы вы как ласковое солнышко дарили всё это тем, с кем вы дружите, живёте! Радости и удачи вам ребята!
Конспект НОД «Пасхальное яйцо»
Цель: развивать интерес у детей к лепке, аккуратно пользоваться пластилином, учить скатывать пластилин в жгутики и формировать из них узоры, вызвать интерес к празднику "Пасха"
Ход занятия:
Ребята, скоро через несколько дней, в воскресение будет праздник "Пасха". А как мы готовимся к этому празднику? Мы печем куличи и красим яички! Вы когда-нибудь красили яички к празднику вместе с мамами? А давайте сегодня мы с вами сами, без помощи мам, украсим пасхальное яичко?
Перед вами шаблон яичка и пластилин,
Вы можете при помощи пластилина украсить "яичко" так как вам хочется.
Итак, приступим:
Возьмите небольшой кусочек пластилина любого цвета и раскатайте с него жгутик, из жгутика можно сделать узор или скрутить его в круг и украсить "яйцо", еще из жгутиков можно слепить цветок.
Украшайте яичко как вам нравиться.
Конспект НОД по рисованию с элементами аппликации
в средней группе на тему :
«Пушистые цыплята» (рисование ватными дисками) .
Программное задачи:
1. Формировать умение выполнять выразительный рисунок, используя все доступные средства выразительности (передача позы, сюжета и т. д.) .
2. Закреплять знания основных цветов (красный, зеленый, желтый)
3. Закреплять умение рисовать гуашью
4. Учить рисовать обратным концом кисти (тонкие линии и глазки)
5. Продолжать учить рисовать с помощью ватных дисков
Воспитательные задачи:
1. Развивать интерес к рисованию
2. Развивать самостоятельность
3. Развивать умение слушать и следить за показом воспитателя
4. Аккуратно работать кистью
5. Воспитывать аккуратность
6. Воспитывать любовь к животным и птицам
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие (в соответствии с ФГОС)
Предворительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Цыпленок и утенок», лепка из соленого теста «Курочка с цыплятами», рассматривание фотографий, рисунков с изображением цыплят, составление рассказа по картинкам, беседа «Чей детёныш», «Домашние птицы». Отгадывание загадок.
Ход занятия:
Дети входят в группу. Звучит музыка «Птичий двор».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами в гостях у домашних птиц на птичьем дворе. Кажется, я слышу чей-то разговор… Кто бы это мог быть? Давайте тихонечко посмотрим, что там происходит?
Подходят к столу с декорациями: полянка, на полянке Курочка и Уточка с утятами. Воспитатель начинает сказку.
Уточка: Что с тобой, Курочка случилось? Что печалишься?
Курочка: Беда случилась. Задремала я крепко-крепко. А тем временем мои цыплятки червячков искали, зернышки клевали, веселились на солнышке.
Уточка: Так в чем же беда? Мои утятки тоже веселяться на солнышке.
Курочка: Видимо пришла лиса, да всех цыплят и утащила.
Уточка: Ух! Знаю я эту лису! Она мне тоже покоя не дает. Все поймать меня и моих утят хочет. Да я быстро бегаю!
Курочка: Как же мне быть? Как без цыплят домой возвращаться?
Уточка: Я бы помогла тебе, да только не знаю как. Может поищем их вместе, цыплят твоих? Посмотри, здесь нет? А здесь? Ой! А кто это здесь?
Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок,
А зовут меня (цыпленок)
Курочка, смотри-ка, один нашелся. Ой, маленький, напугался.
Курочка: Только один и остался, а у меня их много было. Что же мне делать?
Воспитатель: Ребята, а может, мы с вами поможем Курочке? (да) А как? (нарисуем цыплят). Берет цыпленка в руки. Бедненький, испугался. Какой он пушистый, мягкий. Давайте мы его рассмотрим. Потрогайте тихонечко. Какой он на ощюпь? Что есть у цыпленка? (туловище, голова). А какой они формы? (круглые). А чем отличается голова от туловища? (голова – маленькая, туловище большое). Ну что, а теперь попробуем нарисовать этих пушистиков.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ты, курочка посиди, а я ребятам покажу, как рисовать пушистых цыплят. У нас есть уже готовые контуры цыплят, но как же их раскрасить их так, чтобы они были пушистыми! В этом нам поможет большая кисточка. (Предлагаю взять её, потрогать). Она жесткая, колючая.
Эта кисточка шалунья, шалунья-попрыгунья и рисует она весело:
1. не любит умываться
2. любит быть чистой и сухой
3. краску набирает на самый кончик
4. рисует прыгая
Воспитатель показывает рисование жесткой кистью цыплёнка, обращая внимание на правильное положение кисти:
1. вертикально около железки
2. сначала прыгает по линии
3. затем внутри контура
А теперь ребята возьмите кисть и покажите, как вы будете рисовать
Воспитатель: Правильно, а теперь наберите на кисть жёлтую краску и начинайте рисовать туловище. Кто закончил, промойте кисти и положите на подставку.
Звучит спокойная музыка
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в одну очень интересную игру!
Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»
Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.)
Воспитатель: Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к работе. Нашему цыпленку чего- тоне хватает… Чего не хватает цыплёнку, чтобы он мог бегать по траве, клевать пшено и червячков смотреть и петь песенки?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, нужно дорисовать лапки, глаза и клюв. Возьмите кисть, переверните ворсом вверх, мы будем рисовать концом кисти. Опустите острый кончик кисти в черную гуашь, наберите немного черную краску и дорисуйте цыплятам клюв, глаза, лапки. Кто-то может даже покормить своих цыплят. Дорисуйте ватной палочкой зернышки или червячков. (Показ примера) Нарисовали?
Ответы детей
Индивидуальная помощь: осанка, как держим кисть, как убираем лишнюю воду и краску с кисти.
Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с работой. Ну а теперь спросим, довольна ли наша курочка? Ведь вы очень старались, нашли её цыплят.
Курочка: Спасибо, ребята, какие у меня цыплята красивые! А вот этот, наверное, зернышки клюет, а этот – солнышком любуется (и т. д.) . Я очень-очень рада, что нашел всех цыплят. За вашу помощь я приготовила сладкий сюрприз для вас!
В конце занятия рассмотреть рисунки и отметить самых пушистых, кругленьких цыплят на коротких ножках. Предложить детям подумать и сказать, что делают цыплята на разных рисунках, придумать им имена.