Лучший педагог года

Паспорт краткосрочного проекта «Язык — друг или враг?»

Светлана Фоменко
Паспорт краткосрочного проекта «Язык — друг или враг?»

Паспорт краткосрочного проекта «Язык-друг или враг»

Ход познавательно – исследовательской деятельности:

Альбина заходит, с игрушкой – Каркушей, у которой к языку приклеен железный предмет.

Альбина:

-Здравствуйте. Меня зовут Поздеева Альбина. Я очень рада вас видеть. Кода я к вам шла в гости, встретила Каркушу, с которой случилось несчастье. В морозный день, Каркуша нашла монетку и решила её подобрать. Но монетка прилипла Каркуше к языку. И мне стало интересно – почему это произошло. Оказывается, язык влажный и когда сильный мороз одновременно замерзает вода, которая содержится на языке, поэтому язык моментально прилипает к железу.

Публикация «Паспорт краткосрочного проекта „Язык — друг или враг?“» размещена в разделах

Можно ли помочь Каркуше? Да, нужно тихонько полить на язык теплой водичкой, ни в коем случае нельзя отрывать резко язык, а то его можно поранить. (Тихонько отклеивает монетку от языка).

- Каркуша, нужно думать, о последствиях, садись удобнее и послушай, сегодня мы с тобой будем изучать наш язык.

Наш язык живет во рту. Я возьму зеркало и рассмотрю язык.

Он розового цвета, а ты знаешь почему язык розовый?

Обобщение: Язык розовый, потому что на нем много кровеносных сосудов. Они очень тоненькие, без микроскопа их не уведешь, но кровь по ним бежит и придает языку розовый цвет.

По форме язык овальный. Если погладить язык верхней губой, то оказывается он шершавый.

Каркуша, как ты думаешь, почему? А потому что на нем есть маленькие бугорочки, шишечки

Обобщение: На всей поверхности языка расположены вкусовые сосочки, которые помогают определять вкус пищи.

А как ты думаешь, есть ли в языке кости?

Давай проверим. Покусаем тихонечко язычок зубами. Загнем язык трубочкой. Загнем вверх, вниз. Мягкий ли язык Язык-это мышца. В народе так и говорят: «Язык без костей».

Каркуша, как ты думаешь, для чего нужен язык? Правильно. Помогает говорить, кушать, определять вкус пищи).

Я уже говорила, что язык-это мышца, а мышцы надо тренировать. Как можно тренировать мышцы. (Делать зарядку, занимаемся спортом).

-Язычку тоже полезно делать зарядку. Как ты думаешь, почему?

Чтобы красиво и чисто произносить все звуки русского языка, особенно полезна зарядка тем ребятам, кто еще не научился красиво произносить все звуки. Только зарядка для язычка особенная, ее нужно делать сидя на стуле и перед зеркалом. Давайте вместе потренируем наш язычок.

Села прямо, смотрим в зеркало. Открыла рот, улыбнулась, показала зубки, кончиком языка касаемся правого и левого уголочков рта.

Упражнение «Часики» :

Тик – так, тик – так

Ходит маятник вот так.

Повторить 3-4 раза.

-Слюнку заглотнули, отдохнули.

Следующее упражнение «Качели».

Сели прямо, окрыли рот, улыбнулись, показали зубки, кончиком языка касаемся верхней и нижней губы.

Вверх – вниз

Выше – вверх.

Вверх – вниз

И ниже вниз.

Ты качайся не ленись,

Язычок не торопись.

Упражнение выполняется 3-4 раза.

Слюну заглотнули и отдохнули.

- Вот мы и потренировали наш язычок. Отодвинули зеркала на край стола и перевернули, они нам больше не нужны.

-А что еще может делать наш язык?

-Язык, помогает определять вкус пищи.

Давай проверим, проведем опыты. Передо мной три стакана. Они имеют разный вкус. Я должна, узнать какой вкус имеет раствор. Возьму ватную палочку, опущу ее в раствор №1 и проведу палочкой по кончику языка. Я ощутила сладкий вкус. Что бывает сладким? (Конфеты, сахар, торты и т. д).

-Теперь снова возьму чистую ватную палочку и определю вкус раствора №2. Провожу палочкой по краям языка. Я ощутила кислый вкус. Что бывает кислым? (Лимон, яблоко, сок и т. д)

- Снова беру чистую палочку. Определяю вкус раствора №3, провожу палочкой по краям языка. Я ощутила соленый вкус Что бывает соленным? (Соленые огурцы, помидоры, соль, соленая рыба и т. д).

- А сейчас я закрою глаза и с закрытыми глазами попробую определить вкус. Берет маленький кусочек лука, нанизанный на зубочистку). Пожевала и проглотила. Ой, горько Что бывает горьким? (Лук, чеснок, горчица, аджика, калана, перец).

Из этого можно сделать вывод: (Язык помогает различать вкус пищи).

Обобщение Язык – орган вкуса. Он покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены разные вкусовые сосочки. Каждый участок языка определяет разный вкус пищи. Кончик языка, какой вкус различает? (Сладкий вкус).Боковые края языка, какой вкус различают? (Определяют соленый и кислый вкус). Корень языка горький вкус. Язык как охранник, и все – все входящие продукты пробует на вкус. Он строгий, ни за что не пропустит горьких и не вкусных гостей.

- Что еще может наш язык?

- Язык помогает пережевывать и проглатывать пищу.

Как интересно, один язык, а как много умеет. И у меня возник вопрос - у птиц и животных язык такой же труженик?

Много разных и полезных языков есть на свете. Для птиц и зверей язык главный помощник.

Показ слайдов. Слайд №1.

Язык у дятла длинный похож на морковку и очень липкий. С помощью такого языка дятел без труда может добраться к личинке жука короеда.

Слайд №2.

Язык хамелеона «выстреливает» на расстояние, в полтора раза превышающее длину тела своего хозяина. А клейкая слизь на кончике языка помогает хамелеону удержать, подтянуть и отправить в рот не только «подстреленных» насекомых, но и иногда даже мелких птиц и ящериц.

Слайд №3.

У змей язык - как рогатина – раздвоенный на конце. Змеи языком определяют не только вкусы, а даже запахи.

Слайд №4.

У кошек язык – выполняет роль ложки и расчески. Язык устроен так, что когда кошка лакает молоко язык приобретает форму ложки или лопатку. Язычком кошка умывается, причесывается.

Слайд №5.

В жаркий летний день собака, с помощью языка остужает себя. Поэтому в жаркий день собака высовывает свой язык.

Альбина: Как вы думаете, может у Каркуши язык заболеть. Она в рот кладет грязные, не мытые предметы. Подумайте, что полезно для языка, а что не полезно? Правильно.

Полезно:

Чистить, полоскать рот после еды, мыть руки, делать зарядку, мыть овощи и фрукты перед едой.

Не полезно:

Не мыть руки, есть грязные овощи и фрукты, есть горячую пищу, лизать сосульки на морозе, брать в рот острые предметы.

А сейчас я хочу тебе показать, чем отличается мой язык от языка кошки.

Опыт №1 «Отличие языка от языка кошки»

Цель: Показать, как работают языки человека и кошки.

Материал: Блюдце с молоком.

Опыт: Я налила в блюдце молоко и попробовала его «лакать». У меня ничего не получилось, почему?

Вы обращали внимание на то, как кошка лакает молоко?

Язык кошки устроен таким образом, что, когда она зачерпывает им жидкость, язык становится похожим на лопатку или ложку. Кошка опускает язык в воду и зачерпывает ее. Кстати, случается, что кошка отказывается пить воду или молоко из блюдца, а из более глубокой посуды пьет с удовольствием. Оказывается, все дело в том же устройстве языка.

Вывод: Язык кошки и человека отличается, поэтому кошка может лакать молоко, а человеку лучше пить молоко из чашки.

Опыт №2 «Язычок - трудовичок»

Цель: Показать, как иногда мы не понимаем людей, у которых проблемы с речью.

Материал: Орехи или круглые конфеты.

Опыт: А сейчас я хочу показать, как иногда мы не понимаем людей, у которых проблемы с речью. Я попробую рассказать стихотворение, положив в рот орехи. Трудно произносить слова, язык плохо двигается.

Вывод: Когда плохо произносят слова, мы их не понимаем, надо делать зарядку для языка.

Опыт №3 «Как микроб попадает в рот?»

Цель: Дать представление о том, как микробы и бактерии влияют на язык, познакомить с болезнями языка.

Материал: Макет языка, клей ПВА, блестки, зеркало.

Опыт: А теперь я покажу вам как микробы попадают к нам в рот. Что происходит с языком, когда ребенок берет в руки грязные руки или игрушки. Показать, как попадают микробы на язык и какие возникают болезни у языка, - намазывает клей ПВА на макет языка, затем наклеивает блески-микробы на язык. Клей высох, блески приклеились, так и попадают микробы на язык, язычок заболел. Что делать, чтобы не было болезней языка?

Вывод:

•Не облизывать игрушки;

•Не брать в рот ничего;

•Не совать пальцы в рот;

•Мыть руки с мылом после туалета, улицы, прогулки;

•Чистить язык.

Приложение №3

Познавательная и художественная литература о языках.

Интересное о языке.

Из истории

Однажды Эзопу (баснописец в древности) хозяин, у которого он служил, приказал приготовить самое лучшее, что есть на свете, к обеду.

Эзоп принес и приготовил телячий язык. На вопрос «Почему?» раб ответил: «Язык – самое лучшее, что есть на Земле. С его помощью можно завести друзей, передать опыт, помирить людей, признаться в любви.»

На другой день хозяин велел приготовить наихудшее блюдо. И Эзоп опять принес язык. Мотивировал так: «С помощью языка люди ссорятся, возводят напраслину, сплетничают …»

Так что, друзья, язык есть у всех, а цели выбирает каждый на свое усмотрение.

Зачем людям язык?

Представим, что у нас нет языка. Сразу станет понятно, что без него мы не сможем ни разговаривать, ни принимать пищу, ни ощущать вкус продуктов.

Дело в том, что язык имеет очень сложную группу мышц. Эти мышцы помогают нам перемещать еду и в конце концов проглотить ее. Если высунуть этот орган и внимательно присмотреться, то можно увидеть многочисленные пупырышки. Как раз они и предоставляют нам возможность ощутить вкусовые качества.

Всего таких пупырышков – около 9000. Благодаря им, мы распознаем четыре главных оттенка вкуса – кислый, соленый, сладкий и горький. А для чего, наконец, нам нужен вкус? Оказывается, для того чтобы не только получать удовольствие от пищи, но и для выявления испорченной еды, которая опасна для здоровья. И последнее, немаловажное: язык помогает нам произносить различные звуки.

Язык – щуп

Все знают дятла. Вот в лесу постукивает клювом по коре и слушает, есть ли внутри ствола ходы с вредителями, с древоточцами и короедами или это дерево здоровое? Стук-стук, стук да стук. Нашел! И сразу стал долбить сильно и часто, чтобы к личинке жука-вредителя. Вот и вредительский потайной ход открылся. А добыча где же? Спряталась, ушла глубже в ствол. Ведь вредитель – он тоже не дурак: слышит, что к нему стучат, и прячется. Не беда! Язык у дятла длинный, почти такой же длины, как и сам хозяин. И очень липкий. Запускает его дятел в проход и отыскивает добычу в самых дальних закоулках.

Очень похоже на дятла работает языком гигантский муравьед. Это такое крупное красивое животное с пушистым хвостом и длинной мордой, обитающие в южноамериканских степях - пампасах. Днем и ночью бродит муравьед в поисках пищи, а когда находит постройку термитов или муравейник, то ударом передних лап проламывает крепкие стенки. Потом просовывает в пролом узкую морду и длинным языком добирается до середины гнезда. Длина языка более полуметра, а втягивать и выпускать его муравьед может часто-часто – по 160 раз в минуту. Язык в липкой слюне, поэтому к нему легко прилипают насекомые. За день муравьед может слизать до тридцати тысяч муравьев и термитов!

Язык – ложка

Многие люди, которые любят щелкать семечки, позавидовали бы попугаю. Ведь у многих видов попугаев довольно короткий и мясистый язык имеет на конце ложкообразное углубление – чтобы лучше удерживать семена.

Язык – щетка

А есть щеткоязычные попугаи. У них язык на нижней стороне заканчивается коготком, а на верхней имеет щеточку из густо сидячих щетинок, которая служит для сбора пыльцы растений.

Язык – рогатина

У змей язык – как рогатина – раздвоенный на конце. Часто его ошибочно называют жалом. Змеи могут определять языком вкус, и даже запах. Некоторые ядовитые змеи, используют язык для предупреждения, угрожающе размахивая им перед противником.

Язык – стрела

Язык хамелеона «выстреливает» на расстоянии, в полтора раз превышающее длину тела своего хозяина. А клейкая слизь на кончике языка помогает хамелеону удерживать, подтянуть и отправить в пот не только «подстреленных» насекомых, но иногда даже мелких птиц или ящериц.

Между прочим, наши жабы тоже пользуются липким стреляющим языком для ловли насекомых. А язык у них прикреплен во рту задом наперед. То есть не задней частью (как у человека, а передней. Это позволяет высовывать его на большее расстояние, что весьма полезно при ловле добычи.

Язык – приманка

В пресных водах Северной Америки живет самая крупная черепаха этой части света – каймановая. Когда она хочет, а есть она хочет часто, то раскрывает рот и выставляет подвижную приманку – червеобразный извивающийся язычок. И что интересно: обычно белый или светло-серый черепахи во время ловли становится красным. Наверное, в ожидании вкусненького. Устремившись за аппетитным «красным червячком», рыбка заплывает прямо в черепашью пасть – ам! Вот и все.

Зачем собака высовывает язык?

Когда становится жарко, человек избавляется от лишнего тепла с помощью выделения пота через потовые железы. У собаки потовые железы находятся только на носу и подошвах. Поэтому охлаждению тела у собак помогает испарение слюны с поверхности языка и глотки. Оно остужает собаку. Чем животному жарче, тем чаще оно дышит, широко раскрыв пасть.

Загадки о языке

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

За стеной костяной

Соловейко живет.

Всегда во рту, а не проглотишь.

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

Скок да скок –

За решеткой зверек.

Что бы ты ни знал –

Обо всем рассказал.

Пословицы и поговорки о языке

Язык мой – враг мой : прежде ума рыщет, беды ищет.

Языком не торопись, а делом не ленись.

•Мал язык, да всеем телом владеет.

Язык без костей.

•Уха – два, а язык – один; два раза слушай, один раз скажи.

Язык острее иголки.

Языком мастер, а делом левша.

Литература:

Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду/сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013г.

Прикреплённые файлы:

jazyk-drug_jp7gd.pptx | 8157,85 Кб
 
Публикации по теме:

«Огонь — наш друг или враг». Сценарий занятия по ОБЖ в старшей группе Цели: Закрепить знания детей о пользе и вреде огня. Закрепить знания о правила пожарной безопасности. Воспитывать уважение к профессии пожарного.

Комплексное занятие по экологии и ОБЖ «Огонь-наш друг и враг» Интеграция: познание, здоровье, чтение художественной литературы, ОБЖ. Задачи: -познакомить детей с огнем, и его свойствами. -закрепить.

Консультация «Компьютер для ребёнка друг или враг?!» Отличительная черта времени, в котором мы живём это внедрение информационных технологий во все сферы жизни. Поэтому знание компьютера имеет.

Конспект НОД по ОБЖ в подготовительной к школе группе «Огонь друг или враг?»Конспект НОД по ОБЖ в подготовительной к школе группе «Огонь друг или враг?» Конспект НОД по ОБЖ в подготовительной к школе группе "Огонь друг или враг?Цель: формирование представления об опасных для человека ситуациях.

Конспект занятия по ОБЖ. «Огонь друг и враг».Конспект занятия по ОБЖ. «Огонь друг и враг». Программное содержание: Расширить знания детей о том, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Формировать.

Сценарий праздника в рамках краткосрочного образовательного проекта «70 лет великой Победе»Сценарий праздника в рамках краткосрочного образовательного проекта «70 лет великой Победе» Сценарий досуга»70 лет Победы» Занавес закрыт. Выходит Ведущая. Ведущая Зажигаются радостью лица В это светлое майское утро! За окном.

Паспорт краткосрочного творческого проекта «Мой домашний любимец» Тип проекта: информационно – познавательный, детско-взрослый, групповой По содержанию: «Ребенок и природа» По числу участников проекта:.

План краткосрочного проекта «Это мое счастье» Старшая группа. Работа с родителями. Проблема: Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности.

Проект «Мусор — друг или враг» «Если ты будешь добрым, заботливым и бережливым другом, то природа обязательно отплатит тебе добром: чистым воздухом, звонким, прозрачным.

Фотоотчет выставки «Огонь наш друг или враг!» — работа с родителямиФотоотчет выставки «Огонь наш друг или враг!» — работа с родителями Реализация содержания программы по формированию основ безопасного поведения дошкольников представлена в наиболее приемлемых формах работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт краткосрочного проекта «Язык — друг или враг?»
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 11:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД