Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с выдающимся человеком родного края М. В. Ломоносовым

Юлия Нифанина
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с выдающимся человеком родного края М. В. Ломоносовым

М. В. Ломоносов - великий помор

Задачи:1. Знакомить детей с выдающимся человеком нашего края М. В. Ломоносовым, опираясь на детство мальчика Миши Ломоносова, его детские игры и забавы. 2. Развивать познавательный интерес у детей к истории родного края на примере выдающегося ученого М. В. Ломоносова. 3. Развивать речь детей, расширять словарный запас за счет знакомства детей с новыми словами (земляк, помор). 4. Помочь детям на ярких примерах из детства М. В. Ломоносова приблизить образ великого человека. 5. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за людей, прославивших его. Оборудование: фотографии Ломоносова, иллюстрации из жизни Ломоносова, презентация, музыкальные отрывки из произведений Моцарта.

Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес мне необычное письмо. Посмотрите, оно большое, кому адресовано – не написано. Давайте откроем его. Там фотография мужчины, а внизу подпись «300 лет». Вы знаете кто это? Ребята, это Михаил Васильевич Ломоносов – великий ученый и в этом году ему исполнилось 300 лет. Хотя он давно уже умер, но люди помнят его и гордятся им. Хотите, я познакомлю вас с этим великим человеком, нашим земляком М. В. Ломоносовым. Кто знает, что означает слово «земляк»? Земляк – это человек, который родился и жил с нами на одной земле, в одном краю. Вот и М. В. Ломоносов жил когда-то недалеко от нашего города Северодвинска в деревне Холмогоры. Наш город расположен на берегу Белого моря, поэтому нас называют поморами. Значит, и Ломоносов, наш земляк, тоже помор. Тема нашего занятия так и звучит «Ломоносов - великий помор». Ломоносов был великим ученым и написал много научных трудов. Мы знаем, ребята, что в честь великих людей обычно устанавливают памятники, пишут картины, воспевают их в стихах и песнях. Нашему известному земляку М. В. Ломоносову посвящено много стихов. Послушайте отрывки из хвалебной оды: Он был первым. Всегда и во всем – первым. Он – Михаил Васильевич Ломоносов. В мире нет равных ему, нет тех, кто бы мог затмить славу и имя великого русского человека! А имя-то какое! Не Миша, не Михаил… В памяти северных людей он навсегда останется – Михайло! И в имени этом – величие русского Севера, широта морских просторов, нежность материнской любви, щедрость земли русской! Земля русская! Ты растила его на своих добрых ладонях; баловала ласковыми песнями;

согревала сердце его закатами солнца.

Дыханием могущественного моря ты рождала в нем кипучую энергию, силу необъяснимую, великую жажду к знаниям. Славит земля русская в веках творения твои, помнит земля русская имя твое. Великий сын великого народа!

А также установлены памятники, созданы музеи. У нас в городе Северодвинске тоже есть памятник Ломоносову, а еще названа улица его именем – улица Ломоносова. Но Михаил Ломоносов не сразу стал великим человеком: сначала он был простым деревенским мальчиком. Жил он вместе с папой и мамой в деревне, правда, давно это было. (Показать фото деревни) - Дети, а в деревне дома деревянные или каменные? Одноэтажные или многоэтажные? А что есть у домов на крыше? А для чего труба? А печь для чего? - Вот в таком деревянном доме жил и Миша Ломоносов с родителями (иллюстрации). Вокруг дома были леса, поля, луга и река. Папа у Миши, Василий Дорофеевич, был рыбаком и имел свое парусное судно, на котором плавал по морю. А мама, Елена Ивановна, занималась дома по хозяйству. Как и все мальчики, Миша тоже рано начал трудиться: сначала помогал по дому маме, а когда подрос, вместе с отцом ходил в море ловить рыбу. Миша был очень любознательным мальчиком. Все было ему интересно: почему светит солнце, есть ли край у земли, почему ночью на небе загораются звезды? В свободное время Миша очень любил гулять. Как вы думаете, куда Миша ходил гулять? Больше всего, ребята, Миша любил ходить на речку. Но почему? Чем можно заниматься на реке? (купаться, плескаться, ловить рыбу, кидать камешки). А вот про камешки я вам сейчас расскажу. Миша очень любил проводить опыты с камушками и размышлять. Взял Миша большой камушек и думает: «Брошу его в воду. Что с ним будет? (Ответы детей: Утонет). Но почему?»- думает Миша. Почему, ребята? (он тяжелый, тяжелее воды). (Провести опыт) «Хорошо - думает Миша. Брошу я маленький камушек. Что будет? Тоже утонет» (Провести опыт, сделать вывод). Потом Миша брал деревянные палочки – большую и маленькую и думал: «А дерево тонет или нет?» (провести опыт) Оказывается, деревянные палочки не тонут! А если дерево не тонет, что можно делать из дерева и использовать на воде, на реке, на море? - Лодки, парусники. – И решил Миша сделать лодочку. Нашел он деревянную дощечку, просверлил дырочку, воткнул мачту с парусом – и получилась маленькая лодочка. И все это он придумал сам, книг с картинками у него не было. (Показать детям, как Миша строил лодку). Ребятки, а давайте мы тоже построим такие же лодочки, как у Миши. Садитесь за стол. На столе у нас лежат заготовки: деревянная дощечка, палочка-мачта и парус. Сначала мы возьмем парус и наденем на палочку-мачту, а потом мачту вставим в дощечку. У нас получилась лодочка. Ребята, а сейчас мы опробуем лодочки на воде. Дуньте на них, они плывут и не тонут. Можно положить на лодочки камешки. Теперь это лодочка-баржа, на них можно перевозить разные грузы. Вот на таких только больших лодках ходил в море папа Миши, а позднее и сам Миша. Правда, ребята, Миша был очень умным и трудолюбивым мальчиком? А еще Миша очень рано научился читать и перечитал все книги, которые у него были. Когда Миша вырос, стал выдающимся человеком и уже сам писал научные книги. Другие случаи из жизни Миши Ломоносова я расскажу вам на следующих занятиях. А теперь, ребята, предлагаю вспомнить, с кем мы сегодня познакомились, что нового узнали (ответы детей).

Публикации по теме:

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ на тему: «Михаил Васильевич Ломоносов» МБДОУ МО "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 10 "РОДНИЧОК" Конспект занятия в подготовительной группе с использованием.

Конспект литературно-музыкальной композиции: «М. В. Ломоносов — великий помор», в подготовительной к школе группе. Программное содержание: 1. Закрепить знания детей о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. 2. Развивать познавательный интерес у дошкольников.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Весна
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с выдающимся человеком родного края М. В. Ломоносовым
Опубликовано: 7 декабря 2012 в 00:17
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...