Папки-передвижки

Патриотическое воспитание дошкольников через народно-прикладное искусство

Ольга чумилина
Патриотическое воспитание дошкольников через народно-прикладное искусство

Конспект занятия для средней и старшей групп ДОУ

Тема: «Мастерами русскими славится земля».

Цель:

• Формировать и развивать основы художественной культуры детей через народно-прикладное искусство.

Задачи:

Образовательные:

Старшая группа:

• Дать детям понятие «Промысел».

• Познакомить с общими особенностями промыслов

• Приобщать детей к народно-прикладному искусству через художественную-творческую деятельность.

Средняя группа:

• Уточнить и обобщить понятие «Промысел».

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников через народно-прикладное искусство» размещена в разделах

• Уточнить знания детей об общих особенностях народных промыслов Дымково, Филимоново, Полхов-Майдан. (Материалы, способы обработки, элементы росписи).

• Продолжать приобщать детей к народно-прикладному искусству через художественную-творческую деятельность.

Развивающие:

• Развивать эстетическое, образное восприятие, эстетическое чувство.

• Развивать интонационную сторону речи детей в процессе рассказывания стихотворений о промыслах.

Развивать связную речь : побуждать детей отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.

Воспитательные :

Воспитывать патриотические чувства (получение опыта духовного богатства своего народа, освоение народной культуры).

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми (помощь друг другу в продуктивной деятельности).

ЗАЛ УКРАШЕН В РУССКОМ СТИЛЕ. Стоят три стола с изделиями народных промыслов : филимоново, дымково, полхов-майдана. Возле столов дети-торговцы изделий народных промыслов. Позади стоят дополнительно 3 стола для продуктивной деятельности.

Звучит народная мелодия «маков цвет». Под эту музыку с приплясом входит хозяйка ярмарки Акулина Ивановна:

Весна красная идёт-с собой ярмарку несёт!

Мастера изделий ждут и товар свой продают!

А вот и гости пожаловали к нам на ярмарку (входят дети старшей группы). Здравствуйте!

В. Ст. группы и дети здороваются, мы пришли к вам на ярмарку товар купить да самим научиться искусствам народных промыслов.

В. Средней группы: добро пожаловать, проходите, на товар наш посмотрите. Наши мастера вам всё расскажут и покажут.

Эй, народ, налетай! да товар наш раскупай!

А кому понравится- подмастерьем у нас останется.

Отправляемся к первому прилавку и узнаем мастера какого промысла торгуют там. Какие изделия они производят.

Эй, ребята, подходите –

На игрушки поглядите!

1-й ребенок (показывает на дымковского индюка) :

Вот индюк нарядный.

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост-

А высокий гребешок

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

2-й ребенок (показывает куклу-няню) :

В кокошнике няня,

На руках - Ваня,

И хорош, и пригож.

Скоро, Ваня, подрастешь?

Ведущий: Ребята, какое настроение создают эти игрушки? (Ответы детей.)

Дети ст. группы задают вопросы: из какого материла изготавливается дымковская игрушка. Как обрабатывается. Какими красками украшается?

Ребё нок старшей группы:

Словно сказка-невидимка

В небе радугу зажгла.

Расцвела узором Дымка -

Людям радость принесла!

В. Ср. группы: кто из вас хочет остаться и научиться дымковской росписи(1 или 2 ребёнка остаются раскрашивать силуэты дымк. игрушек.

В. Ср. гр: а на ярмарке всегда водили хороводы и мы не нарушим эту традицию.

Далее все дети встают в хоровод «Ой, бежит ручьём вода».

В. ср. гр. : наплясались можно и к следующему прилавку пройти!

Проходят к столу с филимоновской росписью.

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у них видны.

Ведущий: Посмотрите, эти глиняные расписные игрушки пришли как будто тоже из сказки. У всех животных сильно вытянута шея - так что олени, коровы похожи на жирафов, все они полосатые, как зебры. Их мастерят в деревне Филимоново и поэтому называют филимоновскими. Как вы думаете, почему их так любят и взрослые, и дети? (Ответы детей.)

Ребё нок старшей группы:

Игрушки эти добрые и разные,

Веселые, и каждая свистит.

Полоски желтые, зеленые красные

Посмотришь - как от солнышка рябит!

Ребё нок средней группы:

Есть барыни и бравые солдаты,

Коровушки, олени полосатые.

Слепили все игрушки эти здорово

Нам мастера деревни Филимоново.

В. ст. гр: Все эти игрушки лепят из глины. А везде ли глина одинаковая?

Ответы детей:

В Дымково глина коричневая и перед росписью покрывается белой краской, в Филимоново - красная, после обжига становится светлой.

В ср. гр. :ну что же, ребята, кто из вас хочет научиться филимоновской росписи(2 детей остаются расписывать филимовские игрушки).

В. ср. гр. :Какая же ярмарка без карусели? Предлагаю вам прокатиться на нашей карусели. (звучит песня «Карусель-карусель- это радость для нас».

В. ср. гр. :вот и на карусели мы прокатились пора отправляться к мастерам третьего промысла (проходят к третьему столу).

Ребёнок ст. гр. Рассматривает изделия и удивлё нно произносит:

Бочонки, копилки, матрешки, грибки –

Они не малы, да и не велики.

Свистульки, тарелочки в ярких цветах

И солнце, и речка, и домик в кустах.

Свободная роспись: шиповник цветет,

И яблочки зреют, и травка растет.

Дети: А это полхов-маиданские игрушки.

Ведущий: Ко мне, детки, подходите, на игрушки поглядите.

Дети подходят к столу, на котором собраны полхов-маиданские игрушки.

Ребё нок старшей группы:

Из далекого села Полхово-Майдана

Привезли игрушки к нам прямо.

Подходи ближе - нагибайся ниже,

Стой, смотри до вечера,

Кому делать нечего.

Ведущая:

Ай-да игрушки -

Разноцветные, яркие, пестрые, блестящие.

А вот и матрешки

На одной ножке.

Пять штучек в одной кучке.

Пока матрешки друг в дружке,

Молчат и не поют частушки,

А поставишь в ряд –

Запоют все в лад.

Девочки-матрешки читают стихи.

Девочки:

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь –

Вам за нами не успеть!

Девочки исполняют танец «Матрешки»,

муз. В. Ефремова, ел. Б. Дубровина.

В. ст. группы: какие замечательные игрушки! Разрешите нашим ребятам поучиться полхов-майдановской росписи?

В. ср. гр. : конечно! Пусть остаются! Нам новые мастера всегда нужны.

В. ст. группы: ну и я тогда вам пригожусь. Уж очень мне понравились эти замечательные изделия.

Ой вы, гости дорогие,

У нас игрушки расписные,

Собирали их, старались.

Показать вам собирались.

Приходите в гости к нам,

Очень рады будем вам!

Публикации по теме:

Образовательный проект «Воспитание толерантности дошкольников в диалоге культур через декоративно-прикладное искусство» МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района РМ Образовательный проект «Воспитание толерантности.

Проект «Народно-прикладное искусство» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «сказка» Творческий проект «Народно – прикладное искусство».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников через народно-прикладное искусство
Опубликовано: 5 мая 2015 в 12:06
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД