Лучший педагог года

Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду

Татьяна Донская
Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду

Патриотическое воспитание дошкольников

на музыкальных занятиях.

Донская Т. П., музыкальный руководитель

МБДОУ д\с № 10 «Ивушка»

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду» размещена в разделах

Нравственное воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.

Нравственно-патриотическое воспитание – часть процесса, и цель его – осознание ребенком своей приобщенности к государству, нации и ландшафту.

Проще говоря, воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе.

Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях?

Всю работу в этом направлении можно разбить на три блока:

а) знакомство детей с произведениями русских классиков;

б) музыкальный фольклор;

в) творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).

Рассмотрим каждый блок отдельно.

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков.

Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Эта музыка звучит практически на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности. В программе отобраны те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста.

Эта музыка должна звучать как фон, не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора.

принцип ознакомления детей с творчеством русских композиторов-классиков.

1. Классическая музыка должна звучать на каждом музыкальном занятии, и не обязательно в разделе Восприятие музыки.

2. Начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно.

3. Начиная со старшего возраста желательно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения

Музыкальный фольклор. Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора.

Принципы работы те же, что описаны выше.

Воспитание любви к своему народу, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов. С этой целью нужно включать в детский репертуар фольклорные произведения других народов (армянскую, татарскую, украинскую, белорусскую музыку).

Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, используются народные песни, пляски, хороводы, предметы декоративно-прикладного искусства.

Прослушиваем и поем такие песни, как «Веснянка», «Как у наших у ворот». Дети играют на народных инструментах «Ах вы, сени, мои сени» и др. Водят хороводы, играем в народные игры «Плетень» и т. п. Исполняем танцы «Кадриль», «Русский перепляс».

Третий блок работы – творчество современных композиторов, пишущих для детей.

Большого внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая и другие Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д.

В детском саду проводится множество праздников, но хочется выделить именно те, которые относятся к патриотическому воспитанию. Это 9 Мая – День Победы, 23 февраля - День защитников Отечества, День матери, Международный женский день – 8 марта, Масленица, Пасха, Покров Пресвятой Богородицы, через который детям прививается любовь к природе, а также народные праздники и развлечения.

Одной из задач нравственно- патриотического воспитания детей является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – воинам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Дети с удовольствием исполняют такие песни, как «Морской капитан» (З. Я. Роот, «Бравые солдаты» (А. Филиппенко, «Моя армия» на стихи И. Резника.

Дети выполняют различные перестроения, осваивают разные виды ходьбы, с большим желанием исполняют различные танцевальные движения, осваивают танцы с предметами (ленты, шары).

Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

В мелодии этой песни (А. Филиппенко “Пирожки”) звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное.

Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму:

Пускай узнает ветер

И звезды, и моря,

Что лучше всех на свете

Мамочка моя!

Ведётся работа и с воспитателями. Они знакомятся не только с песнями, музыкально - ритмическими движениями, которые затем разучивают с детьми. Кроме того, в детском саду воспитателей являются активными участниками наших мероприятий (персонажи).

В заключении, я хочу сказать, что приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство нравственности и патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Публикации по теме:

«Патриотическое воспитание в детском саду» «Патриотическое воспитание в детском саду» Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием.

Духовно — нравственное развитие личности ребёнка через сохранение народных традиций на музыкальных занятиях в детском саду. «Высокое назначение духовного и практического опыта народа, национального искусства заключается, прежде всего, в его многофункциональной.

Гражданско-патриотическое воспитание в детском садуГражданско-патриотическое воспитание в детском саду Семинар по гражданственно -патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаСтатью подготовила воспитатель I квалификационной категории.

Консультация для воспитателей «Дыхательные упражнения на музыкальных занятиях в детском саду» Для взрослых не секрет, что ребёнок-дошколёнок любит петь и танцевать, что счастливые моменты его жизни всегда сопровождает музыка. Музыкальные.

Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях» Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях. Введение. Патриотическое воспитание – это длительный процесс, в котором.

Патриотическое воспитание дошкольников в детском садуПатриотическое воспитание дошкольников в детском саду .

Патриотическое воспитание в детском садуПатриотическое воспитание в детском саду В нашем детском саду педагоги большое внимание уделяют патриотическому воспитанию. Начало мая - время торжественное и праздничное. Так,.

Патриотическое воспитание в детском саду Патриотическое воспитание в детском саду. Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера,.

Патриотическое воспитание в детском садуПатриотическое воспитание в детском саду «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Патриотическое воспитание в детском саду (фотоотчёт)Патриотическое воспитание в детском саду (фотоотчёт) Чувство патриотизма прививаю детям через любовь к истории своей семьи. Обращение к теме Великой Отечественной войны способствует связи поколений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду
Опубликовано: 26 января 2017 в 11:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД