МААМ-картинки

Патриотическое воспитание дошкольников. Взаимодействие ДОУ с семьей, как условие воспитания любви к родному городу

Елена Яковлева
Патриотическое воспитание дошкольников. Взаимодействие ДОУ с семьей, как условие воспитания любви к родному городу

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Следует помнить, что патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека с раннего возраста Современные исследователи в качестве основополагающего фактора патриотического воспитания рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю, городу. Воспитать любовь к родному городу – это значит так показать детям их родной город, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков. Подобная работа может быть эффективной только при условии активного привлечения к ней родителей.

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников, Взаимодействие ДОУ с семьей, как условие воспитания любви к родному городу» размещена в разделах

В настоящее время эта работа актуальна, так как сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики является стабилизация семьи, что отражено в нормативных документах – Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания. На современном этапе реализация законодательной базы предусматривает переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. К сожалению, приходится отмечать, что современные семьи не всегда педагогически состоятельны, они остро нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи различных специалистов. В последнее время все чаще говорят о разрушении традиционных устоев семьи, что является одной из причин кризиса в нравственной сфере современного общества. Решить имеющиеся проблемы возможно, осуществляя новые подходы при организации взаимодействия ДОУ с семьей. Концепция дошкольного воспитания определяет понятия «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Привлекая родителей к воспитанию у детей любви к родному городу, мы ставили перед собой задачи:

1. способствовать формированию у родителей сознания необходимой целенаправленной работы, тесной взаимосвязи, взаимодополняемости дошкольного учреждения и семьи в воспитании у детей любви к родному городу;

2. способствовать повышению педагогической культуры родителей в вопросе воспитания у детей любви к родному городу;

3. включение родителей как активных участников в образовательный процесс.

Начиная работу по данной теме, следует учитывать следующие педагогические условия, обеспечивающие успешность решения поставленных задач:

-Педагог должен хорошо знать историю своего города;

-Педагог должен продумать, что целесообразно показать (экскурсии, видио- и фотоматериалы) и о чем рассказать детям;

-Выделить характерные особенности родного города;

-Отобрать содержание, которое поможет показать связь родного города со все страной;

-Заинтересовать родителей воспитанников и сделать их своими единомышленниками в сложном деле воспитания будущего патриота;

Для решения данных задач были определены этапы деятельности:

- информационно-аналитический - реализация системы сотрудничества с родителями по воспитанию у детей любви к родному городу (практический). - контрольно-оценочный.

На первом этапе, цель которого выявить уровень педагогической грамотности родителей, установить доверительные, деловые отношения между детьми, родителями и педагогами, вовлечь членов семьи в педагогический процесс и объединиться в одну команду. Нами были разработаны и реализованы формы работы с родителями, которые способствовали формированию мотива взаимодействия и сотрудничества у родителей в воспитании у детей любви к родному городу. Нами было проведено групповое родительское собрание «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу». В ходе подготовки к родительскому собранию мы провели анкетирование родителей. Результаты анкетирования показали, что 80% родители считают проблему патриотического воспитания детей актуальной, под патриотическим воспитанием родители понимают : 5% - воспитание любви к Армии, 50% - воспитание любви к родному городу, 10% - воспитание в духе уникальности своей страны,35% - воспитание гордости за свой край, страну. К проблеме патриотического воспитания в семье 55% родителей относятся положительно, 20% - отрицательно и 25% - нейтрально, больше половины родителей считают, что детей с родным городом знакомить нужно, сами они знакомят, но большую роль в воспитании любви к родному городу отводят детскому саду.

На родительском собрании мы рассказали родителям о значимости семьи в воспитании патриотических чувств, в воспитании любви к родному городу, познакомили родителей с тематическим планом ознакомления детей с родным городом, с результатами диагностики представлений и отношения детей к родному городу, заслушали магнитофонные записи ответов детей «Любишь ли ты свой город». В результате проведения данной работы был создан совместно с родителями макет плана совместной деятельности детей, родителей, педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом с распределением ролей родителей в данной работе, а также были определены ожидаемые результаты совместной работы:

Ожидаемый результат:

- У детей появится интерес к событиям, происходящим в городе, и эмоциональный отклик на них;

- Дети станут с желанием оказывать посильную помощь взрослым по благоустройству города и участвовать в доступном общественно полезном труде, у них сформируется потребность в поддержании красоты;

- Будут заложены основы ценностного отношения к окружающим людям, природе и рукотворному миру;

- Наличие у детей системных знаний и представлений об истории возникновения, особенностях, достопримечательностях родного города, знаменитых людях города.

Второй этап - это реализация сотрудничества с родителями по воспитанию у детей любви к родному городу. Основной идеей нашей работы стала организация педагогического процесса воспитания у детей любви к родному городу на основе тематического планирования, предусматривающего знакомство старших дошкольников с родным городом с опорой на эмоциональное отношение к предмету освоения и во взаимодействии с семьей. Она подразумевает такой алгоритм работы:

1. просвещение родителей посредством организации групповых и индивидуальных консультаций, бесед, наглядной агитации.

2. совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

Формы реализации задач:

- Семейные экскурсии в музеи, библиотеки, по памятным местам города, посещение культурных центров;

- Праздники, развлечения, викторины;

- Дни открытых дверей;

- Оформление тематических фотовыставок, фотоальбомов, журналов;

- Участие в городских выставках и конкурсах;

- Творческие встречи;

- Участие в разных видах трудовой деятельности;

- Совместное творчество родителей и детей.

Исходя из тематического плана ознакомления детей с родным городом, нами был составлен перспективный план работы с родителями по изучению особенностей ознакомления детей с родным городом. Предусматривались групповые и индивидуальные консультации и беседы, проведение «Круглых столов». Работа начиналась в преддверие праздника «День города», из разговора с родителями выяснилось, что многие родители или не берут детей на этот праздник, считая его «взрослым», или уезжают вместе с детьми в город, а те, кто отправляется на «День города» вместе с детьми ограничиваются аттракционами, покупкой сладостей, просмотром салюта. Никто из родителей не обращал внимание детей на то, что это общий праздник для всех мурманчан и гостей нашего города, что все люди выходят на улицы, чтобы вместе порадоваться красоте и значимости нашего уютного, красивого города. Накануне праздника с родителями проводились индивидуальные беседы об особенностях празднования «Дня города» вместе с детьми, на что нужно обратить внимание, чтобы вызвать эмоциональный отклик на красоту украшенного города, почувствовать себя маленьким мурманчанином. Спешащим родителям просто выдавалась памятка, и говорились добрые пожелания и поздравления. В план совместной деятельности детей, родителей, педагогов включено много экскурсий детей с родителями и педагогами, детей и родителей в выходной день. Понимая всю значимость данной формы работы по воспитанию любви к родному городу, мы проводили сначала консультации для родителей «Выходим на экскурсию», где рассказывали об особенностях организации экскурсий в музей, к памятным местам, к предприятиям, где работают родители, к спортивным учреждениям города, к памятникам, к храму, к архитектурным сооружениям и т. д. По каждой теме были разработаны памятки для родителей, в которых давались краткие сведения о месте, куда отправлялись родители с детьми на экскурсию, что необходимо рассказать детям в первую очередь, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на увиденное и услышанное. Анализируя работу по организации взаимодействия ДОУ с семьей как условия воспитания любви к родному городу можно отметить, что выбор данного условия воспитания патриотических чувств дошкольников обоснован и на практике, доказан его положительный результат. Результаты педагогической диагностики показали эффективность использования взаимодействия ДОУ с семьей как условия воспитания любви к родному городу. Дети стали проявлять устойчивый интерес к истории родного города, повысились их знания о достопримечательностях родного города, знают, как надо заботиться о городе, чтобы он был таким же красивым и уютным, умеют выражать свое отношение к городу, проявляют активность в участии в общественно полезном труде. Все это говорит о начале воспитания патриотических чувств дошкольников. Работы дошкольников с изображением города стали более выразительными по содержанию, оригинальными по художественному исполнению. Основной трудностью в реализации нашей работы является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ, чтобы проводить данную работу, необходима большая подготовительная работа по воспитанию из родителей единомышленников в воспитании детей.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.

Публикации по теме:

Проблема патриотического воспитания в детском саду Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников. Взаимодействие ДОУ с семьей, как условие воспитания любви к родному городу
Опубликовано: 6 июня 2014 в 15:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД