Получи документы

Патриотическое воспитание в ДОУ

Татьяна Коновальчук
Патриотическое воспитание в ДОУ

«В человеке, которого мы воспитываем должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство»

В. А. Сухомлинский.

Патриотическое воспитание — одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

Публикация «Патриотическое воспитание в ДОУ» размещена в разделах

Патриотическое воспитание в детском саду является одним из наиболее важных аспектов развития малышей. Оно основано на идеях любви к Родине, общественной ответственности и уважения к национальным традициям и культуре. Физическое воспитание в детстве является одним из ключевых факторов формирования личности, так как оно влияет на развитие как физических, так и духовных качеств и играет важную роль в формировании патриотических качеств детей. Оно включает не только занятия спортом, но и занятия гимнастикой, танцами, дыхательными упражнениями, йогой, и т. д. В проведении таких занятий применяются методы и приемы, направленные на формирование таких качеств, как смекалка и находчивость, ответственность и терпение, взаимовыручка и сотрудничество.

Кубань - это один из наиболее богатых культурой регионов России, то есть здесь есть много традиций и обычаев, которые продолжают жить и восхищают других людей. Одна из таких традиций - это патриотическое воспитание в народных кубанских ценностях, которые отражают культуру, историю и обычаи народа, воспитывают чувство любви и уважения к своей Родине, а так же обладают большой ценностью для патриотического воспитания детей. Поэтому важно, чтобы дети научились не только заботиться о своем теле, но и понимать, что оно является неотъемлемой частью Родины.

В народных кубанских традициях много элементов, которые помогают детям стать настоящими патриотами. Одним из них является особая забота о красоте своей земли. Кубань славится своей уникальной природой, и дети, которые знают и любят эту природу, будут стараться ее сохранять. На занятиях по физкультуре проводятся игры и эстафеты, которые направлены на знакомство с природой Кубани, где воспитанники путешествуют по воображаемым березовым и сосновым рощам, а также по полям и горным местам.

Игра является естественным спутником жизни ребенка, источником счастливых эмоций с большой воспитательной силой.

Народные игры - это традиционное средство педагогики, позволяющее проявить настойчивость, выносливость, творческое воображение, находчивость и желание прийти к победе.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, что создает стабильное, мотивированное и уважительное отношение к своей домашней культуре, создавая позитивную эмоциональную основу для развития патриотических чувств : любви и преданности Малой Родине.

По восприятию кубанские игры классически лаконичны, эмоциональны и доступны по содержанию для ребенка. Они стимулируют активную мыслительную работу, способствуют расширению кругозора, прояснению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход организма ребенка на более высокую стадию развития.

Кубанские игры имеют много юмора, шуток, соревновательного энтузиазма; в них точные и творческие движения, часто сопровождаются импровизационными моментами, веселыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную привлекательность, эстетическую ценность и создают уникальный и неповторимый игровой фольклор.

На занятиях по физкультуре в детском дошкольном учреждении используются народные подвижные игры и эстафеты, которые помогают воспитать у детей патриотические чувства. Такие игры прекрасно передают детям народные традиции, воспитывают чувство коллективизма, учат сотрудничать и помогать другим.

В течение 2022-23 учебного года была составлена и апробирована картотека по народным кубанским играм, которая активно используется на занятиях по физической культуре и в свободной активной деятельности.

Вот несколько из этих игр.

1."Вежа"

Игроки, взявшись за руки, стоят в кругу.

Один из игроков начинает запутывать весь круг по ходу своего движения (можно переворачиваться, подлазить под ноги). Запутываются до тех пор, пока свободное движение не остановится. Другой игрок начинает запутанный "клубок" или "вежу" распутывать. При этом руки не расцепляются. Распутывание происходит до исходного положения.

2. «Шкракобушка»

Выбираются два ведущих, один из которых спрашивает: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице». - «Что делал?»«Муку молол». — «Что вымолол?»«Копеечку». — «Что купил?»«Калачик». — «С кем съел?»«С тобой». — «Кто подбирал?» Спрашиваемый отвечает: «Он», — указывая при этом на кого-нибудь из игрков, стоящих в группе.

Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!»

Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то делаются шкракобушкой двое и т. д., пока они не переловят всех остальных.

3. «Чапля»

Выбирается чапля, остальные дети лягушки. Пока чапля «спит», т. е. стоит, наклонившись вперёд и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках.

Проснувшись, чапля издаёт крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя - бы одной рукой за голени ног.

Лягушки должны спасаться от чапли, прыгая на корточках.

4. «Плетень»

Игроки стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу играющие разбегаются в рассыпную под музыку. На музыкальную паузу необходимо построиться шеренгами, взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

5. «Перетяжки»

Участники делятся на две команды и становятся на крайних линиях лицом друг к другу. Затем они сходятся на средней черте и, не поворачиваясь, выстаиваются в одну шеренгу так, что каждый играющий одной команды занимает место между двумя играющими другой команды.

Участники игры берут друг друга за руки. По сигналу начинают «перетяжки». Каждая команда старается перетянуть всех противников за ту крайнюю черту, где они раньше стояли. Побеждает команда, которой удается это сделать.

Если во время «перетяжки» цепь разорвется, то два человека, допустившие разрыв, выходят из игры.

6. «Хлибчик»

Выбирается ведущий - хлибчик (хлебец, у него нет пары. Остальные участники игры делятся на пары. Ведущий громко произносит:

- Пеку, пеку хлибчик!

- А выпечешь?

- выпеку!

- А убежишь?

- Посмотрю!

С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому не хватило пары, становится хлибчиком. Игра повторяется.

7. «Заря-заряница»

Один игрок ребенок или взрослый держит шест с прикрепленными на конце лентами. Каждый играющий берется за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:

Заря-заряница,

Казачка девица.

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два не воронь,

А беги как огонь!

С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает.

8. «Подарочек»

В походы боевые казаки ходили и своим подруженькам гостинцы приносили.

Мальчики кладут бусы, платочки, ленточки в центр на стульчик, выходят девочки.

Звучит музыка, любой народный наигрыш. Участницы боковым галопом двигаются вокруг пенька. По окончании, чей подарок успела взять девочка с тем и танцует. Игра повторяется 2-3 раза.

9. «Брыль»

Считалкой выбирается ведущий. В руках у ведущего соломенная шляпа (брыль). Игроки находятся в кругу. Ведущий идет за кругом, по команде ведущего: «Солнце», игроки закрывают глаза. Ведущий одевает на голову одному из игроков шляпу. После слов ведущего «Тень», игроки открывают глаза и пытаются осалить игрока в шляпе. Игрок, у которого на голове шляпа должен успеть выскочить в круг.

Эстафеты

1. «Путы»

Ноги завязываются платком или верёвкой примерно так же, как спутываются ноги у лошади.

И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.

2. «Конники»

Игроки – «конники» верхом на палках наперегонки устремляются от старта по свистку «атамана» к плетню (барьеру) который надо преодолеть прыжком, оббежать ориентир и вернуться в команду.

3.«Кубанка»

Участники выстраиваются в две команды друг за другом, у первого в руках кубанка, ее передают над головой до последнего. Как только она попадает в руки последнему игроку, он в свою очередь одевает кубанку себе на голову и бежит становится вперед. Игра продолжается.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. В связи с этим традиционной формой стала организация спортивных праздников, проводимых с участием родителей воспитанников.

Итоговым мероприятием по воспитанию патриотизма в рамках поставленных задач стало проведение совместного праздника с родителями, посвященного Дню Защитника Отечества «Ай да на Кубани!»

Целью которого было создать у детей радостное, веселое настроение, воспитать чувство патриотизма, развить физические качества, формировать у дошкольников основы нравственных качеств и умение играть по правилам.

В течении утренника мальчики соревновались с девочками, доказывая друг другу кто лучше. Мальчики показывали свою ловкость в эстафетах «Лихие наездники», «Быстрый казак», а папы участвовали вместе с ребятами в подвижной игре «Перетяжки». Девочки же в свою очередь вместе с мамами варили кубанский борщ и выбирали продукты для полезного и вкусного ужина, украшали вышивкой рушники.

Такие мероприятия прививают у воспитанников любовь и уважение к своей малой Родине, гордость за мужество казаков, желание им подражать. Яркие впечатления и эмоции, полученные во время праздника, надолго останутся в памяти дошкольника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Таким образом, патриотическое воспитание в народных кубанских традициях является неотъемлемой частью занятий по физкультуре в детском дошкольном учреждении. Это помогает детям не только вырастать сильными физически, но и формировать гражданственность, патриотизм и уважение

природе и людям.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников»Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников» Велика наша Родина, необъятны ее просторы! А начинается она для каждого из нас с родного края. Мы живем в маленьком, но очень уютном.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Патриотическое воспитание в дет саду. В нашем детском саду проходят мероприятия по патриотическому воспитанию. В своей группе провела беседу "Женщины на войне". Воевать и сражаться.

Патриотическое воспитание в детском садуПатриотическое воспитание в детском саду Годовой задачей нашего детского сада является патриотическое воспитание дошкольников. Это важная составляющая становления будущей личности. Были.

Патриотическое воспитание в детском саду.Патриотическое воспитание в детском саду. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание в ДОУ
Опубликовано: 8 сентября 2023 в 09:44
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД