Получи документы

Патриотическое воспитание в игровых формах

НАТАЛЬЯ ПУТИЛОВА
Патриотическое воспитание в игровых формах

Картотека «КУБАНСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Народный фольклор передается из поколения в поколение и никогда не стареет. Задача педагога заключается в том, чтобы привлечь и заинтересовать детей, следить за точностью выполнения правил игры. Воспитателю следует помнить, что главной его задачей является, научить детей играть самостоятельно и активно.

Публикация «Патриотическое воспитание в игровых формах» размещена в разделах

При знакомстве дошкольников с кубанскими играми выделяют следующие цели: 1. возрождение традиций русской, казачьей народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей ; 2. вооружение младших школьников необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельностью; 3. содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний; 4. создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр.

В кубанских играх хорошо развиваются и закрепляются ловкость, быстрота, а также такие физические действия, как прыжки, бег, метание. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой стадии развития.

Кубанские народные подвижные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству, молодечеству. Сама по себе игра – источник воспитания ребенка, спутник жизни, источник радости, веселья. В кубанских народных играх отражается быт кубанского народа, его устои, традиции, стремление к победе, смелости, выносливости.

Целью таких игр является донести до потомков своеобразие национального языка, особенности содержания текстов. Особенностью данных игр является то, что они очень доступны и интересны детям. Их тексты очень быстро схватываются и запоминаются.

Задачей кубанских народных игр является формирование патриотического, художественного и физического воспитания, расширение кругозора детей. У детей формируется заинтересованное, уважительное отношение к родному краю, его культуре, любви к своей малой Родине.

Большое воспитательное значение имеют правила игры. Они определяют ход игры, регулируют их взаимоотношения в игре. Народная игра требует выдержки, внимания, ловкости, чувства коллективизма, ориентировки в пространстве, ответственности, находчивости, взаимопомощи.

Кубанские народные подвижные игры обычно сопровождены веселыми, задорными стихами, закличками, приговорками, кричалками. Они очень легко запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в повседневных играх.

«Тополек». Цель. Учить действовать в соответствии с правилами. Ход игры. В игре участвуют: ведущий – «тополь», игроки – «пушинки», 3игрока – «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2м стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки», за кругом, на любом расстоянии. Ведущий: На Кубань пришла весна Распушила тополя. Тополиный пух кружится, Но на землю не ложится. Дуйте ветры с кручи сильные, могучие! После этих слов налетают «ветры» и «уносят», т. е. ловят «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они не досягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». «Подсолнухи».

Цель. Развивать наблюдательность.

Ход игры. Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий: Солнце светит, дождь идет, Семечко растет, растет. К солнцу тянется росток, Тонкий, тонкий стебелек. Небосвод весь обегая, Солнце светит не моргая. Земледелец не зевай, перемены отгадай!

«Брыль».

Цель. Развивать быстроту, ловкость.

Ход игры. Играющие сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5-6 см от края начерчен еще круг. По команде ведущего «Солнце» все руками закрывают глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову брыль (соломенная шляпа с высокими полями) и сразу говорит «Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по команде бежит в центр круга. Остальные игроки не должны пускать во внутренний круг. Если забежал в центр – ведущий он, если не успел – выходит из игры

«Селезень и утка».

Цель. Развивать сноровку, умение проговаривать слова игры.

Ход игры. Играющие становятся рядом, рука в руке. Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причем «селезень» догоняет «утку». Стоящие в ряду приговаривают: Догони, селезень, утку, Догони, молодой, утку. Поди, утушка, домой, У тебя семеро детей, Восьмой – селезень, Девятая – утка, Десятая – гуска. Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.

«Горю – горю пень».

Цель. Развивать ловкость, умение менять направление, убегая от водящего.

Ход игры. На определенном месте стоит ребенок, изображая собою пень. Сзади него становятся дети парами, взявшись за руки. «Горящий пень» громко произносит: «Горю – горю пень». При последних словах, пара разрывает руки и бежит с двух сторон пня к определенному месту, где она снова соединяется. Пень тоже срывается с места и старается поймать кого-либо из бегущих.

«Бой петухов».

Цель. Развивать сноровку, ловкость.

Ход игры. Дети делятся на пары и становятся на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Если кто-то теряет равновесие и становится на землю двумя ногами, то он выходит из игры. Дети перед началом договариваются, как они будут держать руки (на поясе, за спиной, скрестив руки перед грудью или держать руками колено согнутой ноги). Играющие должны приблизиться друг к другу одновременно, а руками толкать противника нельзя. Победители из разных пар могут объединиться и продолжить игру.

«Кауны»

Цель. Развивать быстроту, ловкость.

Ход игры. На одном конце площадки проводится черта. Это «бахча», за чертой на расстоянии 2-3 шагов от нее «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается «дом детей». Выбирается сторож. Остальные играющие – дети. Когда «сторож» засыпает, дети направляются к бахче со словами: Крадем, крадем кауны, Деда не боимся Дед нас палкой – мы его каталкой. Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша.

«Гонка свинки».

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. В игре участвуют две команды, расположенные в длинную линию друг против друга. Начинают гнать «свинку» (деревянный шар) из центра по прямому направлению в противоположные стороны к двум конечным пунктам. Каждая команда старается поскорее прогнать свою «свинку» к своему пункту.

«Хлибчик»

Цель. Развивать ловкость, умение менять направление, убегая от водящего.

Ход игры. Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ведущий - хлибчик (хлебец) - становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит:

Пеку, пеку хлибчик!

А выпечешь?

Выпеку!

А убежишь?

Посмотрю!

С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком. Игра повторяется. «Курень»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).

«Ляпка»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. Первый вариант. Водящий (его называют ляпкой) бегает за участниками игры, старается кого-нибудь из них осалить и приговаривает: «На тебе ляпку, отдай ее другому!». Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку.

Второй вариант. Водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает:

• У кого был?

• У бабки.

• Что ел?

• Оладки.

• Кому отдал?

Пойманный называет по имени одного из участников игры, и тот становится водящим. Игра повторяется «Достань платок!»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений

Ход игры. Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные, на которых висят шали. Возле ведущих стоят по два мальчика. Под веселую музыку мальчики пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель с шалью подходит к девочке, кладет шаль ей на плечи и приглашает танцевать. Игра может проводиться с доступным количеством шашек и шалей. Шаль можно заменить кубанкой.

«Утки»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. Играющие становятся в круг. Один из них называется селезнем, а другой уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом ноют: «Утка киря, по полю лета, посшвай, селезень, за ней. Скорий, скорий, бо малы дити пищать, исти хотять». Утку свободно пропускают, а селезня стараются задерживать.

«Мышка»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. Число играющих пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие же по углам меняются местами. Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой.

«Стадо»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец - два дома на противоположных концах площадки.

Овцы громко зовут пастуха: «Пастушок, пастушок, заиграй в рожок! Трава мягкая, роса сладкая. Гони стадо в поле, погулять на воле!»

Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу «Волк» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого волк поймал, выходит из игры.

«Пень»

Цель. Развивать быстроту, ловкость.

Ход игры. Дети стоят по кругу парами лицом в круг. Один ребенок в середине круга прыгает на одной ноге.

Дети поют:

Пень, пень, пень,

Дай конопель,

Трошку горошку,

Масла ложку.

При последнем слове мальчик встает впереди какой-нибудь пары. Ребенок, стоящий сзади, становится ведущим.

«Перетягивание»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на

расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному

выстраиваются две команды игроков.

По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. Перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.

Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков. «Во садике царевна»

Цель. Развивать быстроту, ловкость.

Ход игры. Дети идут по кругу в одну сторону, девочка-царевна в другую поют (движения выполняются согласно тексту).

Во садике царевна, царевна, царевна.

Царевну звать Наталья, Наталья, Наталья.

По садику ходила, ходила, ходила,

Златым кольцом звенела, звенела, звенела,

Царевича манила, манила, манила:

- Иди сюда поближе, поближе, поближе

И кланяйся пониже, пониже, пониже,

Еще того пониже, пониже, пониже.

Здоровайся покрепче, покрепче, покрепче,

Еще того покрепче, покрепче, покрепче.

В конце хоровода обнимаются.

«Игровая»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. Играющие встают в круг, берутся за руки. В центре - ведущий. Играющие ходят по кругу. Ведущий говорит нараспев:

У казака Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели,

Разом делали, как я!

Ведущий показывает разные движения, а все играющие повторяют за ним. Тот, кто повторил движения лучше и выразительнее всех, становится новым ведущим. Игра повторяется. «Коники»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. Проводится как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути - препятствия: ров, вода и т. д. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.

«Мышка»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. Число играющих пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие же по углам меняются местами. Бели мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой. «Трещотки»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. Соревнуются две группы. Ведущий дает задание и следит за его выполнением. На каждую группу - 2 скороговорки. Каждый должен верно произнести по одной скороговорке. Если игрок не может произнести он выбывает. Побеждает та группа, которая «переговорила» соперников.

«Пришел Прокоп, кипел укроп..

Ушел Прокоп, кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп».

«Раз дрова, два дрова, три дрова».

«В поле Поля полет просо Сорняки выносит Фрося».

Не займай (не тронь меня)»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки убегая, кричат: «Не займай!» Пойманным считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается.

Когда все играющие окажутся в этой цепи игра кончается. «Козел»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют:

Шел козел дорогою,

Дорогою широкою.

Нашел козел безрогую,

Безрогую козу.

Выходит мальчик-«козел», обходит круг, выбирает «козу», кланяется, делая «рога».

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

Печаль-тоску размыкаем,

Размыкаем тоску.

Мальчик и девочка пляшут, дети хлопают в ладоши. Хоровод повторяется, девочка остается в роли козы.

«Мельница»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится. При этом все поют: Мели, мели, мельница! Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай И в мешочки набивай!

Крутись, крутись, жернов!

Съеден хлеб наш черный,

Съеден белый хлебик.

Мели новый, мельник!

На последнем слове песни все должны

остановиться и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит. Остальные повторяют песню и опять кружатся. Остается в кругу самый внимательный. Он и выигрывает. «Калачи»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. Дети становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:

Бай-качи-качи-качи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.

«Разбей кувшин»

Цель. Развивать быстроту, ловкость.

Ход игры. Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в ступицу колеса, надевается глиняный кувшин. Игрок берет в руки палку, отходит от шеста с кувшином на 5 - 6 шагов, завязывает себе глаза. Делает несколько оборотов на месте, а затем, направляется к кувшину, что - бы разбить его. (Можно вместо кувшина взять шарик). «Кубанка»

Цель. Развивать быстроту, ловкость.

Ход игры. Участники стоят по кругу в головных уборах - кубанках. По сигналу: «Раз, два, три - бросай!» все подбрасывают кубанку вверх, чья выше подлетит. Победитель тот, чья кубанка упадет позже всех. Не учитывается тот, кто бросил позже.

вариант. Все сидят по кругу, кубанки надеты через одного. Под музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась - игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.

«Капуста»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. Рисуется круг - огород. В его центр играющие складывают кубанки, платки и другие вещи, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу, поет:

Я на камушке сижу,

Лозу тешу,

Лозу тешу -

Плетень горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Коза с козлятами,

Свинья с поросятами,

Утка с утятами,

Курица с цыплятами.

Играющие пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода капусты, объявляется победителем. «Заря - заряница»

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. Один игрок (ребенок или взрослый) держит шест, с прикрепленными на конце лентами. Каждый играющий берется за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:

Заря-заряница,

Казачка-девица

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два - не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Дошкольное детство - важнейший период становления личности. В это время закладываются.

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ Нравственно-Патриотическое воспитание в ДОУ Проблема нравственно - патриотического воспитания детей и подростков не нова, но по-прежнему.

Патриотическое воспитание. Стихи к 8 марта «Мама, солнышко моё». Мама, солнышко моё, Смотрю в глаза тебе И мне становиться тепло, Уютно и светло. Ты мир подарила мне Чудный, прекрасный.

Патриотическое воспитание. Стихи к 9 мая «Война и мир» Война и мир, Они не совместимы. Не совместимы навсегда! Война-это горе, разруха, беда и слёзы! А мир - это Кудрявые берёзы.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников В течении месяца в нашем детском саду проходил месячник гражданско-патриотического воспитания. В средней группе "Родничок" проводили разнообразные.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников через ОО «Социализацию», «Коммуникацию», «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Детский.

Патриотическое воспитание в ДОУПатриотическое воспитание в ДОУ Воспитание у подрастающего поколения патриотизма - одна из главнейших задач государства,общества, учреждений образования. В нашем ДОУ ведется.

Патриотическое воспитание в семьеПатриотическое воспитание в семье В зимнем месяце феврале, когда дуют ветры и метут метели, мы празднуем День Защитника Отечества. Почему для военного праздника выбрали это.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников через обращение к фольклору. «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание в игровых формах
Опубликовано: 8 сентября 2016 в 11:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД