Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного учреждения

Наталья Решетникова
Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного учреждения

Сейчас, в период нестабильности в обществе одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К. Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания», С. А. Козлова, М. Ю. Новицкая («Родной дом», Е. В. Соловьёва, Л. И. Царенко («Наследие», О. Л. Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Н. В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников», Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияниях: изучение языка, культуры своего народа, традиций.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Учитывая, что в дошкольном возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:

- занятия музыкой;

- интегрированные занятия занятия;

- развлечения;

- экскурсии и наблюдения;

- народные подвижные игры;

- кукольный театр;

- драматизация;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;

- посещение музеев;

- взаимодействия с семьей.

В последние годы усилилось внимание к семье как социальному институту, как особой, уникальной социальной структуре. По мнению А. В. Мудрика, «семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны взаимной моральной взаимопомощью, в ней вырабатывается совокупность норм, образцов поведения». Исходя из этого можно предположить, что нравственно патриотическое воспитание будет более эффективно и плодотворно при сотрудничестве и взаимодействии с детского сада с родителями. Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

За последние годы учеными и практиками дошкольного образования разработано достаточно разных форм работы с родителями. Условно их можно разделить на три блока:

1) формы работы, направленные на выявление потребностей родителей в воспитании и образовании детей – анкетирование, беседы, наблюдение, «Родительская почта», книга предложений и т. д.

2) формы работы с родителями, направленные на педагогическое просвещение родителей - коллективные: вечера вопросов и ответов, круглые столы, деловые игры, родительские собрания, консультации, встречи со специалистами, родительские клубы, наглядная агитация, библиотека для родителей; индивидуальные: беседы, индивидуальные поручения, переписка, листы-памятки и т. д.

3) формы работы познавательной, продуктивной, трудовой деятельности детей, родителей, педагогов, направленные на создание условий для обеспечения регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей, вовлечение членов семьи в педагогический процесс – КВН, викторины, экскурсии, совместные праздники, спортивные эстафеты, выезды на природу, совместное продуктивное творчество, благоустройство ДОУ и т. д.

В общественную жизнь необходимо активнее вовлекать родителей, используя для решения патриотического воспитания дошкольников их профессиональный и жизненный опыт.

Дети, посещающие детский сад будут окружены вниманием родителей, бабушек и дедушек. Организация мероприятий обеспечит активный отдых. Проведение мероприятий в детском саду добавит радости в монотонной жизни. Совместно проведенное время обеспечит более тесное взаимопонимание, взаимоуважение дедушек и бабушек с их внуками, родителей с детьми обеспечит психологический комфорт.

Таким образом целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

Публикации по теме:

Памятные места родного городаПамятные места родного города «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Обеспечение вариативности ООПДО в рамках части формируемой участниками образовательного процесса. Описание опыта работы Детский сад в село Колесниково является структурным подразделением школы. Одной из годовых задач в нашем саду вот уже второй год подряд.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного учреждения
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 13:16
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Фотоотчёт. Осенняя экскурсия по территории детского сада.
Осень в гости к нам пришла, Дождь и ветер принесла. Ветер дует, задувает, С веточек листы сдувает. Листья на ветру кружатся И под ноги...