Лучший педагог года

Пазлы для развития детей

Оксана Власова
Пазлы для развития детей

Составные картинки развивают «внимание, восприятие, образное и логическое мышление, память, воображение…».

Казалось бы, надпись не обманывает заботливого родителя. Но эти же самые слова можно написать на коробке с конструктором, куклой, пирамидкой. Они относятся к любой существующей игрушке, вообще ко всему, чего касается ребенок.

Внимание, восприятие, память, мышление, воображение — психические процессы, с помощью которых мы познаем мир. Они не существуют отдельно друг от друга, каждый по себе, и находятся в сложных динамичных отношениях. Это единая, целостная система, необходимая человеку для жизни.

Публикация «Пазлы для развития детей» размещена в разделах

В зависимости от того, какую картинку мы предложим ребенку, с каким разрезом, с рамкой или без, будет меняться характер его умственных действий. При этом действия будут влиять на психику в целом — только с опорой на ведущие звенья.

Так на что же в действительности направлены занятия с составными картинками? Они развивают способность к аналитико-синтетической умственной деятельности: картинка разбита на множество частей, каждую из которых надо осмыслить и объединить в целое изображение.

Кроме того, фрагменты сюжетных картинок — не просто детали. Картинка — это знак предмета, его изображение. Поэтому составление картинок способствует развитию знаково-символической функции (и неважно, что это лишь самое начало ее развития).

Поскольку в результате деятельности с фрагментами картинок получается продукт, эта деятельность способствует развитию чувства успешности, самостоятельности. Кроме того, в собирании картинок есть и сюрпризный момент, следовательно, развиваются познавательные эмоции: удивление, интерес, удовлетворение результатом деятельности и др.

Отдельно стоит сказать о релаксационном эффекте, возникающем в ходе занятий с картинками. Это позволяет использовать их в качестве успокаивающего средства (например, перед сном).

Описанные качества относятся ко всем сюжетным картинкам. Однако различные их виды имеют свои особенности и оказывают специфическое влияние на развитие ребенка.

Многие родители думают: если ребенок собирает картинку из большого количества деталей, он прекрасно развит. Это не совсем так. Скорее, здесь можно говорить о том, что у ребенка сформирован способ действия с данными пособиями. Он способен поставить себе цель; знает, как ее достичь, удерживает ее, контролирует процесс и адекватно оценивает результат.

Но умение собирать картинки вовсе не гарантирует подобной успешности в рисовании, письме или математике. Возможно, многие родители и сами замечали: «развитый» малыш, т. е. умеющий складывать картинки, оказывается «неумехой» в других видах деятельности. Собирает пазл из сотни деталей, но не может нарисовать человечка, взять на себя роль в игре, придумать рассказ по картинке.

Существует риск, что в погоне за возрастанием количества деталей, составляющих пазл, будет упущено из виду качество деятельности. Даже достижения рекордной сотни не гарантируют качественного скачка в развитии ребенка : происходит всего лишь тренировка уже имеющегося навыка. Безусловно, картинка из 6 деталей и картинка из 60 деталей составляются по-разному: большое количество частей требует другой самоорганизации, гораздо больших волевых усилий и хорошо развитого распределения внимания.

То же можно сказать и о составных картинках. Постоянно собирая пазлы, ваш малыш не более чем тренирует навык. А вот если среди его игрушек есть и пазлы с разной конфигурацией разреза, и картинки на кубиках с разными по сложности изображениями и т. д., то вы можете быть уверены, что данный вид деятельности полноценно присутствует в жизни вашего ребенка.

Таким образом, главное — не количество деталей пазла, а разнообразие видов составных картинок, их особенностей.

К сожалению, интеллектуальное развитие детей часто понимается в узком смысле слова — как формирование навыков. Но называть это развитием в корне неверно. Дошкольник, умеющий читать, писать, считать, считается умным и не по годам развитым. Его этому целенаправленно учили, не уделяя достаточного внимания важнейшим и специфически детским занятиям: игре, рисованию, прогулкам. В результате попытка ускорить развитие ребенка ведет к искажению развития.

Если ребенок предпочитает составление картинок всем другим играм, общению со сверстниками, беготне, это говорит не о выдающихся умственных способностях, а об особенностях личности, на которые стоит обратить внимание. Очень часто такое поведение связано с чрезмерным напряжением ребенка, сниженным настроением, желанием уйти от действительности, спрятаться, закрыться. Поэтому нужно пытаться вовлекать его в другие занятия: чаще гулять на улице, играть с другими детьми в подвижные игры, рисовать, лепить, танцевать и т. д. Иными словами, очень важно способствовать обогащению жизни ребенка, пытаться разнообразить ее.

Публикации по теме:

Развиваемся, играя в пазлыРазвиваемся, играя в пазлы "Пазлы. Развиваемся, играя" В современном обществе все больше внимания привлекается к раннему развитию ребенка. Ведь с каждым годом выдвигаются.

Консультация для родителей «Чем полезны пазлы? Зачем детям пазлы?» Чем полезны пазлы? Зачем детям пазлы? Пазлы относятся к категории развивающих игр, ведь во время складывания картинки мы развиваем мелкую.

Дидактическая игра «Пазлы на палочках»Дидактическая игра «Пазлы на палочках» «Не изобретаю колесо!» Просто хочу рассказать КАК это можно сделать. Однажды увидела в интернете пазлы из палочек от мороженого, решила.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики в ДОУ: пазлы из фетра, волшебные полоски, дерево «4 сезона»Дидактическое пособие для развития мелкой моторики в ДОУ: пазлы из фетра, волшебные полоски, дерево «4 сезона» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский Упражнения для развития мелкой моторики рук используются.

Фотоотчёт «Пазлы — увлекательная игра»Фотоотчёт «Пазлы — увлекательная игра» ПУСТЬ ИГРА ХОТЬ И ПРОСТАЯ НО ПРИГОДНА ДЛЯ УМА. Дидактическая игра «Собери картинку», или «ПАЗЛЫ» с каждым годом набирает всё большую популярность.

Консультация для родителей «Как научить ребенка собирать пазлы»Консультация для родителей «Как научить ребенка собирать пазлы» Консультация для родителей на тему: "Как научить ребенка собирать пазлы: с чего начать и как именно начать". В этот раз я расскажу вам,.

Математические новогодние пазлы для дошкольников Интересные математические пазлы для детей, изучающих счет в пределах 10. Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полосочки.

Презентация «Математические пазлы «Геометрические фигуры и счет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №189» .Городского округа Самара. Математические.

Настольная игра «Собери пазлы «Муравей»Настольная игра «Собери пазлы «Муравей» Настольная игра предназначена для детей от 2 лет. Игра с пазлами, пожалуй, одна из самых распространённых игр, способствующая развитию.

Пазлы — развивающая и обучающая играПазлы — развивающая и обучающая игра В чем польза сбора пазл? Это интересное занятие для детей и взрослых. У детей развивается мелкая моторика, логическое мышление, расширяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пазлы для развития детей
Опубликовано: 27 марта 2018 в 10:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД