Подарок: письмо от Деда Мороза

Проект «Приобщение детей к народным традициям»

Проект "Приобщение детей к народным традициям"

Вид проекта: познавательный, творческий, групповой.

Участники: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы.

Взаимодействие педагогов: воспитатель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО.

Сроки реализации: долгосрочный

Актуальность. Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Гипотеза: Если знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества начиная с раннего возраста, то дети приобретут новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам Руссой народной культуры, ее наследию формирование чувства любви и добра воспитание патриотизма.

При составлении проекта руководствовались программами: «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Основные задачи проекта:

- Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народ-ной культуры.

- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Данный проект знакомит детей с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству: «Полочка народного декоративно- прикладного искусства». В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие. Большую роль в работе по приобщению к народному творчеству играет музей национальной культуры «Русская изба», созданный сотрудниками детского сада. «Русская изба» стала любимым местом пребывания наших воспитанников.

Основной формой работы остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.

Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т. д. в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.

В детском саду регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.

Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к народным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

Результатами проведенной работы являются:

- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи) .

- Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

- Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Этапы и сроки проведения проекта.

№ Этапы и сроки Содержание деятельности Результат

1. Организационно-

подготовительный

(ноябрь) Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

Определение цели и задач проекта;

Подбор литературы, пособий, атрибутов;

Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;

Составление тематического планирования мероприятий.

Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный

процесс.

22 Рабочий (декабрь-апрель) Деятельность в соответствии с тематическим планированием Работа педагогического коллектива в режиме инновационной деятельности.

33 Заключительный

(май) Обобщение результатов работы;

анализ деятельности. Составление рекомендаций.

Удовлетворенность всех участников

результатами

Работа над проектом осуществлялась в три этапа:

1 этап – подготовительный;

2 этап – рабочий;

3 этап – заключительный.

Второй этап реализации проекта включает в себя следующие блоки:

1 блок – работа с детьми;

2 блок – работа с родителями;

3 блок – работа с педагогами.

Литература:

1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, 4. Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

Похожие записи:

Наша выставка народного декоративного искусства
Индивидуальный буклет для родителей. Знакомимся с проектом.


Версия для печати
Проект «Приобщение детей к народным традициям»
Опубликовано: 21 октября 2013 в 19:14
+4
Вне конкурса
Тематические разделы:
Перейдите в любой тематический раздел и найдите десятки и сотни работ по соответствующей теме.
Всего комментариев: 1. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.

← Назад


Сертификаты, свидетельства, дипломыБесплатные шаблоны для оформленияГрафик конкурсов