Педагогическая гостиная «Инновационные подходы в работе с семьей»

Ольга Марусич
Педагогическая гостиная «Инновационные подходы в работе с семьей»

Традиционные технологии работы детского сада с семьей обусловили рост «формализма» в работе с родителями воспитанников. Педагоги придумывают новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей: это интервью, родительские группы, консультационные пункты, но откликается на них малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большой степени потому, что не испытывают насущной потребности, так как педагоги идут к родителям с готовыми «рецептами», «кусочками готовых знаний» из психологии, методики, но люди берут только то, что созвучно их собственным мыслям и потребностям.

Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с семьей. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя с семьей должен быть – Ребенок.

Для изменения и обновления позиций детского сада и семьи необходимо ввести ряд принципов эффективного взаимодействия:

- принцип первый: родители являются первыми воспитателями ребенка;

-принцип второй: детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей;

- принцип третий: вынужденная активность родителей соответствует вынужденной пассивности педагогов, что обеспечивает полноценную активность и свободу ребенку.

Необходимо учитывать и изменения, произошедшие в семье, такие как:

- рост образования;

- повышение материального достатка;

- мобильность современных родителей;

- уменьшение количества детей в семье;

- преобладание нуклеарной семьи;

- доступность информации.

В дошкольной педагогике выделяют четыре самых общих направления работы с родителями: традиционное (родительские собрания, консультации, досуги, просветительское (родительский всеобуч, выпуск бюллетеней, буклетов, стенды и. т. д., развивающее (работа попечительского совета, родительского комитета, интерактивное (анкетирование, диагностика, консультации специалистов, практикумы-семинары).

Интерактивные методы работы с родителями могут характеризоваться как инновационные:

- «метод дельфи» - метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки», которая проводится группой педагогов и родителей для отбора лучшего решения, по актуальным проблемам воспитания.

- метод тестовых (проблемных ситуаций) – метод, с помощью которого педагог создает специальные условия, а каждый родитель, участник семинара – практикума – проявляется наиболее отчетливо.

- тренинги для родителей;

- акции – комплекс мероприятий, помогающих родителям лучше понять возникшую проблему;

-мастер – классы – это передача действующей технологии.

Конечный результат использования интерактивных форм в работе с родителями – создание целостной системы дифференцированного психолого-педагогического просвещения, позволяющей учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи.

Системный характер взаимодействия образовательного учреждения и семьи обеспечивается использованием технологии взаимодействия.

I. Изучение семей воспитанников.

Семья является достаточно закрытым воспитательным институтом, неохотно раскрывающим стороннему наблюдателю особенности своей жизнедеятельности и взаимоотношений. Педагогу необходимо заручиться согласием семьи, затем планируя и осуществляя такое изучение, решить проблему, как, с одной стороны учесть неповторимость каждой семьи (общеобразовательный, культурный уровень ее членов, нравственно – психологические установки, с другой стороны не нарушить границ вторжения в семью, законодательно определенных правом человека на неприкосновенность его личной жизни.

В решении этой сложной проблемы педагогу поможет план изучения семьи.

А также памятка воспитателю, посещающему семью.

II. Планирование

В каждом детском саду имеется перспективный годовой план работы с родителями, включающий ряд блоков.

Блок №1 – рекламный, оформление стендов (общесадовских и групповых). Блок №2 диагностический, выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах.

Блок №3 – педагогическое просвещение, наглядная пропаганда, выставки. Блок №4 - совместная деятельность детского сада и семьи (проведение досугов, работа по благоустройству, участие в ремонте, участие родителей в педпроцессе).

Блок №5 Подготовка педагогов к работе с семьей. Включает диагностику педагогов по выявлению типичных трудностей в работе с семьей, методические мероприятия с педагогами (обучение оформлению документации, обучение техникам общения, исследование семьи.

Блок №6 Контрольный. Планирование, обмен опытом, воспитание культуры педагогического общения.

III.Формы работы с семьей.

1) Презентация дошкольного учреждения.

Цели: Познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов, показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

2) Открытые занятия с детьми для родителей.

Цель: Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

3) Педагогический совет с участием родителей.

Цель: Привлечь родителей к активному осмыслению проблемы.

4) Посещение семьи.

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения – выяснить общие условия семейного воспитания.

5) Педагогические беседы с родителями.

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами.

6) Тематические консультации.

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультации, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 в год, в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Неплановые возникают во время общения по инициативе обеих сторон.

7) Групповые собрания.

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу по наиболее важной теме на данный момент.

8) «Круглый стол с родителями».

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

9) Конференции с родителями.

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют педагогические ситуации, проигрывая их. Это дает возможность не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами.

10) Практические семинары.

11) Библиотечка для родителей.

12) Создание клубов для родителей.

13) Наглядная пропаганда. Используются различные средства. Одно из них привлечение родителей к посещению детского сада. Наглядное знакомство через посещение детского сада в дни открытых дверей 3-4 раза в год. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями. Традиционным средством наглядной педагогической информации являются разнообразные стенды, уголки краткой информации. В каждой возрастной группе есть родительский уголок.

Наряду с традиционными формами существуют современные формы работы с семьей, разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, обмена информацией с семьей.

1) Первые визиты в детский сад.

До того, как ребенок начнет посещать детский сад, родители знакомятся с педагогами и детским садом.

2) Телефонные звонки (в особых случаях или 1 раз в месяц со всеми родителями).

3) Используются письменные формы общения: брошюры (помогают родителям узнать о детском саде, бюллетени (2 раза в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программах). Еженедельные записки (короткие записки посылают с ребенком домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка, поблагодарить за оказанную помощь).

Личные блокноты (такие блокноты могут курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду).

4) Существуют приемы создания ролей для родителей.

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли.

5) Гость группы – необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

6) Доброволец – у родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, обустраивать и украшать групповое помещение.

7) Мастер – классы, тренинги.

Одной из инновационных форм сотрудничества семья и детский сад является совместная проектная деятельность, которая активирует взаимодействие педагогов, детей и родителей.

8) Информационные проекты в работе с семьей.

Эти проекты направлены на интенсификацию работы с семьей на основе создания двустороннего воздействия:

9) Детский сад на семью, семья на детский сад.

Проект «Родительская почта» ящики: «Почта родительского гнева», «Адресная почта», «Родители недоумевают почему?», «Благодарности родителей».

Перестройка традиционной схемы взаимодействия, в практике называемая (работой с семьей) в сторону паритетного и партнерского участия детского сада и семьи в жизни ребенка, несомненно, принесет положительные результаты. Только при таком подходе можно говорить об ответственности родителей и социальном партнерстве в ДОУ.

К сожалению, или к счастью, педагогика не имеет рецептов: для работы с семьей не существуют примеры для подражания, поскольку родители, как и дети, уникальны. Данное замечание справедливо и для педагогов: современное воспитание имеет одну цель – самовоспитание, как условие технологии и результат реализации партнерского стиля отношений всех субъектов воспитания детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нетрадиционный утренний прием «Вместе с мамой, вместе с папой по дорожке здоровья»Нетрадиционный утренний прием «Вместе с мамой, вместе с папой по дорожке здоровья» Как привлечь семью к участию в жизни детского сада? Как помочь родителям стать партнерами и единомышленниками в воспитании детей? Как сделать.

Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований Воспитание детей – это одна из актуальных проблем человечества. Человек ощущает связь с семьёй на протяжении всей своей жизни. Проблема.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Педагогическая гостиная «Инновационные подходы в работе с семьей»
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 17:59
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «День здоровья!»
День Здоровья Нельзя представить себе жизнь ребёнка без весёлых развлечений, праздников, соревнований, интересных игр! В детском саду номер 10 прошёл...
Фотоотчет о тематической неделе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
Лето - удивительное время года, когда детям позволительно практически все. Прошедшая неделя была посвящена этой теме. То, что солнце, воздух и вода - наши...
Фотоотчет «Мои матрёшки»
Добрый день, уважаемые коллеги! Наверное, многие гости моей странички давно заметили мою любовь к загадочной русской куколке-матрёшке. Она просто -воплощение...
Сценарий выступления агитбригады «Сохраним первоцветы!»
Агитбригада «Первоцветы» Перед вами выступает Слов на ветер не бросает, Суть проблемы понимая, Агитбригада «Первоцветы»...
Экологическая сказка «Спасём речку Турью»
Сценарий экологической сказки «Спасем реку Турью! » Ведущий. На планете год от года Человек вредит природе. Даже не поймет, чудак, Что природа –...