МААМ-картинки

Педагогическая гостиная «Инновационные подходы в работе с семьей»

Ольга Марусич
Педагогическая гостиная «Инновационные подходы в работе с семьей»

Традиционные технологии работы детского сада с семьей обусловили рост «формализма» в работе с родителями воспитанников. Педагоги придумывают новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей: это интервью, родительские группы, консультационные пункты, но откликается на них малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большой степени потому, что не испытывают насущной потребности, так как педагоги идут к родителям с готовыми «рецептами», «кусочками готовых знаний» из психологии, методики, но люди берут только то, что созвучно их собственным мыслям и потребностям.

Публикация «Педагогическая гостиная „Инновационные подходы в работе с семьей“» размещена в разделах

Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с семьей. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя с семьей должен быть – Ребенок.

Для изменения и обновления позиций детского сада и семьи необходимо ввести ряд принципов эффективного взаимодействия:

- принцип первый: родители являются первыми воспитателями ребенка;

-принцип второй: детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей;

- принцип третий: вынужденная активность родителей соответствует вынужденной пассивности педагогов, что обеспечивает полноценную активность и свободу ребенку.

Необходимо учитывать и изменения, произошедшие в семье, такие как:

- рост образования;

- повышение материального достатка;

- мобильность современных родителей;

- уменьшение количества детей в семье;

- преобладание нуклеарной семьи;

- доступность информации.

В дошкольной педагогике выделяют четыре самых общих направления работы с родителями : традиционное (родительские собрания, консультации, досуги, просветительское (родительский всеобуч, выпуск бюллетеней, буклетов, стенды и. т. д., развивающее (работа попечительского совета, родительского комитета, интерактивное (анкетирование, диагностика, консультации специалистов, практикумы-семинары).

Интерактивные методы работы с родителями могут характеризоваться как инновационные :

- «метод дельфи» - метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки», которая проводится группой педагогов и родителей для отбора лучшего решения, по актуальным проблемам воспитания.

- метод тестовых (проблемных ситуаций) – метод, с помощью которого педагог создает специальные условия, а каждый родитель, участник семинара – практикума – проявляется наиболее отчетливо.

- тренинги для родителей;

- акции – комплекс мероприятий, помогающих родителям лучше понять возникшую проблему;

-мастер – классы – это передача действующей технологии.

Конечный результат использования интерактивных форм в работе с родителями – создание целостной системы дифференцированного психолого-педагогического просвещения, позволяющей учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи.

Системный характер взаимодействия образовательного учреждения и семьи обеспечивается использованием технологии взаимодействия.

I. Изучение семей воспитанников.

Семья является достаточно закрытым воспитательным институтом, неохотно раскрывающим стороннему наблюдателю особенности своей жизнедеятельности и взаимоотношений. Педагогу необходимо заручиться согласием семьи, затем планируя и осуществляя такое изучение, решить проблему, как, с одной стороны учесть неповторимость каждой семьи (общеобразовательный, культурный уровень ее членов, нравственно – психологические установки, с другой стороны не нарушить границ вторжения в семью, законодательно определенных правом человека на неприкосновенность его личной жизни.

В решении этой сложной проблемы педагогу поможет план изучения семьи.

А также памятка воспитателю, посещающему семью.

II. Планирование

В каждом детском саду имеется перспективный годовой план работы с родителями, включающий ряд блоков.

Блок №1 – рекламный, оформление стендов (общесадовских и групповых). Блок №2 диагностический, выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах.

Блок №3 – педагогическое просвещение, наглядная пропаганда, выставки. Блок №4 - совместная деятельность детского сада и семьи (проведение досугов, работа по благоустройству, участие в ремонте, участие родителей в педпроцессе).

Блок №5 Подготовка педагогов к работе с семьей. Включает диагностику педагогов по выявлению типичных трудностей в работе с семьей, методические мероприятия с педагогами (обучение оформлению документации, обучение техникам общения, исследование семьи.

Блок №6 Контрольный. Планирование, обмен опытом, воспитание культуры педагогического общения.

III.Формы работы с семьей.

1) Презентация дошкольного учреждения.

Цели: Познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов, показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

2) Открытые занятия с детьми для родителей.

Цель: Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

3) Педагогический совет с участием родителей.

Цель: Привлечь родителей к активному осмыслению проблемы.

4) Посещение семьи.

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения – выяснить общие условия семейного воспитания.

5) Педагогические беседы с родителями.

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами.

6) Тематические консультации.

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультации, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 в год, в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Неплановые возникают во время общения по инициативе обеих сторон.

7) Групповые собрания.

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу по наиболее важной теме на данный момент.

8) «Круглый стол с родителями».

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

9) Конференции с родителями.

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют педагогические ситуации, проигрывая их. Это дает возможность не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами.

10) Практические семинары.

11) Библиотечка для родителей.

12) Создание клубов для родителей.

13) Наглядная пропаганда. Используются различные средства. Одно из них привлечение родителей к посещению детского сада. Наглядное знакомство через посещение детского сада в дни открытых дверей 3-4 раза в год. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями. Традиционным средством наглядной педагогической информации являются разнообразные стенды, уголки краткой информации. В каждой возрастной группе есть родительский уголок.

Наряду с традиционными формами существуют современные формы работы с семьей, разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, обмена информацией с семьей.

1) Первые визиты в детский сад.

До того, как ребенок начнет посещать детский сад, родители знакомятся с педагогами и детским садом.

2) Телефонные звонки (в особых случаях или 1 раз в месяц со всеми родителями).

3) Используются письменные формы общения: брошюры (помогают родителям узнать о детском саде, бюллетени (2 раза в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программах). Еженедельные записки (короткие записки посылают с ребенком домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка, поблагодарить за оказанную помощь).

Личные блокноты (такие блокноты могут курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду).

4) Существуют приемы создания ролей для родителей.

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли.

5) Гость группы – необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

6) Доброволец – у родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, обустраивать и украшать групповое помещение.

7) Мастер – классы, тренинги.

Одной из инновационных форм сотрудничества семья и детский сад является совместная проектная деятельность, которая активирует взаимодействие педагогов, детей и родителей.

8) Информационные проекты в работе с семьей.

Эти проекты направлены на интенсификацию работы с семьей на основе создания двустороннего воздействия:

9) Детский сад на семью, семья на детский сад.

Проект «Родительская почта» ящики: «Почта родительского гнева», «Адресная почта», «Родители недоумевают почему?», «Благодарности родителей».

Перестройка традиционной схемы взаимодействия, в практике называемая (работой с семьей) в сторону паритетного и партнерского участия детского сада и семьи в жизни ребенка, несомненно, принесет положительные результаты. Только при таком подходе можно говорить об ответственности родителей и социальном партнерстве в ДОУ.

К сожалению, или к счастью, педагогика не имеет рецептов : для работы с семьей не существуют примеры для подражания, поскольку родители, как и дети, уникальны. Данное замечание справедливо и для педагогов : современное воспитание имеет одну цель – самовоспитание, как условие технологии и результат реализации партнерского стиля отношений всех субъектов воспитания детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нетрадиционный утренний прием «Вместе с мамой, вместе с папой по дорожке здоровья»Нетрадиционный утренний прием «Вместе с мамой, вместе с папой по дорожке здоровья» Как привлечь семью к участию в жизни детского сада? Как помочь родителям стать партнерами и единомышленниками в воспитании детей? Как сделать.

Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований Воспитание детей – это одна из актуальных проблем человечества. Человек ощущает связь с семьёй на протяжении всей своей жизни. Проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая гостиная «Инновационные подходы в работе с семьей»
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 17:59
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД